Бетховен. Характеристика творчества




(1770-1827)

 

Великий немецкий композитор к. 18-н.19 вв., а также пианист, дирижер и педагог. Самый младший из всех композиторов в.к.ш.

Он родился и вырос в немецком Бонне, в семье голландского происхождения (на это указывает приставка «ван»). Большую роль в его судьбе сыграл замечательный педагог Нефе, прививший художественный вкус и познакомивший его с лучшими произведениями музыкального искусства и философскими теориями. Философии он обучался и в Боннском университете.

В своем творчестве Бетховен опирался прежде всего на достижения своих великих предшественников (известно, что он взял несколько уроков у Гайдна, хотя и не нашел с ним взаимопонимания – они были людьми разных поколений и абсолютно разными личностями), встречался с Моцартом, которым восхищался. Многое в музыке Бетховена свидетельствует о его преемственности. В то же время он создал истинно бетховенский стиль, который отличался ярким своеобразием и редкой оригинальностью.

Музыка Бетховена поразила современников небывалой мощью, бурным, взрывным темпераментом. Она вполне соответствовала его внешнему облику. Исследователь творчества композитора, известный франц. писатель 20 в. Ромен Роллан описывал его как человека коренастого, с мощным лбом, лохматой шевелюрой, с глазами, которые метали молнии во все стороны.

Музыка Бетховена как будто создана для больших пространств, улиц и площадей. Это музыка демократическая, это музыка масс, которая понятна всем.

Бетховену сочувствовал передовым идеям того времени – идеям движения Просвещения и особенно Великой французской революции 1789 года. Он был человеком независимым, свободолюбивым, гордым, который не перед кем не склонял головы, даже перед императором (известная иллюстрация: Гете и Бетховен в учебнике). Бетховену были близки лозунги революции, уничтожившей сословные отличия: «Свобода. Равенство. Братство». Он верил в то, что можно создать общество на этих началах.

Но: за это нужно бороться. Поэтому еще одна особенность бетховенского творчества – обязательная борьба, конфликт. Это новое качество – у Моцарта или Гайдна мы встречали контрасты, пусть даже и острые. Произведения Бетховена – это движение «от борьбы к победе, от мрака к свету».

Но выстоять и победить можно только объединившись. Об этом очень он ясно сказал в финале 9-й симфонии, куда он ввел хор на стихи оды Шиллера «К радости» («Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»).

Герой Бетховена – это вождь, титан, борец. Это человек невиданной силы и мужества. Он подобен античному герою – Прометею (кстати, у него есть балет под названием «Творения Прометея»). Этот герой жертвует жизнью, идет на гибель ради победы своего народа (нации) над тиранией.

В музыке Бетховена главенствуют, конечно же, героические образы. Героическим действием насыщены обычно первые части его сонатно-симфонических циклов. Но бетховенский герой – это еще и философ, мыслитель. В этом можно убедиться, послушав вторые части его инструментальных сочинений. Они наполнены благородной мужественной лирикой.

Есть у него и другая лирика: психологически-тонкая, элегическая, как в I части «Лунной сонаты» № 14; или идиллическая, «сельская», как в симфонии № 6 «Пасторальная».

В целом же образный диапазон творчества Бетховена необычайно широк: это патетика (соната № 8 так и называется – «Патетическая»), скорбь (симфония № 3, «Героическая»), шутливая скерцозность (III часть симфонии № 3, II часть сонаты № 14) или скерцозность зловещая (симфония № 5, c moll), праздничное ликование (финалы). Вообще Бетховен – оптимист. Все его произведения заканчиваются победой, радостью, торжеством.

Музыкальный язык бетховенских произведений во многом проистекает из музыки французской революции. Часто использует композитор популярные в ту пору жанры марша (победного или траурного), массовой песни, бытового танца, фанфары.

В мелодиях Бетховена часто слышны ходы по звукам аккордов, активные пунктирные ритмы. Мощь музыки Бетховена связана с плотной, часто аккордовой фактурой, захватом большого диапазона, а также большим оркестровым составом. Бетховен утверждает новый тип оркестра – большой симфонический оркестр, вводит в оркестр тромбоны, барабаны, тарелки, увеличивает общее число инструментов.

В музыке композитора ощутимы и немецкие корни: слышны интонации протестантского хорала и народной песни.

Философское начало – от Баха, мощь и героизм – от Генделя.

Творчество Бетховена можно разделить на 3 периода:

  1. Ранний период (до 1803 года).

Подражает предшественникам, ищет свой почерк, осваивает разные жанры

  1. Зрелый период, или расцвет творчества (1803-1812).

Становится подлинным мастером, создает шедевры в разных жанрах. Главные жанры – инструментальная музыка, главным образом, симфония и соната. Главной становится идея героического подвига.

Творческий кризис: 1813-1816

  1. Поздний период (1817-1827).

Продолжается развитие героической линии, но в это время появляются и ростки нового, предромантического стиля:

· тяготение к философски-возвышенным образам, к углубленному размышлению, появление фаустианской темы (темы духовных поисков)

· возрастает роль полифонии

· интенсивные поиски в области цикла (отсюда свободная трактовка цикла в количестве частей и их особенностей)

· интерес к новым жанрам (вокальный цикл «К далекой возлюбленной») или к смешению жанров (введение хора в финал Симфонии № 9)

 

Жанровый диапазон очень широк. Основные произведения:

I. Сценические жанры

1 опера «Фиделио»

1 балет «Творения Прометея»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: