Художественная дитература.




 

ЕВГЕНИЙ ПЕРМЯК

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

- Как же это так? - спрашивает Митю отец.

- Ножик плохой, - отвечает Митя,-косо строгает.

- Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

- А как? - спрашивает Митя.

- А вот так, - сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Хитрый способ

- Вот, - сказала мама, - полюбуйтесь! На что уходит отпуск? Посуда, посуда, три раза в день посуда! Утром мой чашки, а днем целая гора тарелок. Просто бедствие какое-то!
- Да, - сказал папа, - действительно это ужасно! Как жалко, что ничего не придумано в этом смысле. Что смотрят инженеры? Да, да… Бедные женщины…
Папа глубоко вздохнул и уселся на диван.
Мама увидела, как он удобно устроился, и сказала:
- Нечего тут сидеть и притворно вздыхать! Нечего все валить на инженеров! Я даю вам обоим срок. До обеда вы должны что-нибудь придумать и облегчить мне эту проклятую мойку! Кто не придумает, того я отказываюсь кормить. Пусть сидит голодный. Дениска! Это и тебя касается. Намотай себе на ус!
Я сразу сел на подоконник и начал придумывать, как быть с этим делом. Во-первых, я испугался, что мама в самом деле не будет меня кормить и я, чего доброго, помру от голода, а во-вторых, мне интересно было что-нибудь придумать, раз инженеры не сумели. И я сидел и думал и искоса поглядывал на папу, как у него идут дела. Но папа и не думал думать. Он побрился, потом надел чистую рубашку, потом прочитал штук десять газет, а затем спокойненько включил радио и стал слушать какие-то новости за истекшую неделю.
Тогда я стал думать еще быстрее. Я сначала хотел выдумать электрическую машину, чтобы сама мыла посуду и сама вытирала, и для этого я немножко развинтил наш электрополотер и папину электробритву «Харьков». Но у меня не получалось, куда прицепить полотенце.
Выходило, что при запуске машины бритва разрежет полотенце на тысячу кусочков. Тогда я все свинтил обратно и стал придумывать другое. И часа через два я вспомнил, что читал в газете про конвейер, и от этого я сразу придумал довольно интересную штуку. И когда наступило время обеда и мама накрыла на стол и мы все расселись, я сказал:
- Ну что, папа? Ты придумал?
- Насчет чего? - сказал папа.
- Насчет мойки посуды, - сказал я. - А то мама перестанет нас с тобой кормить.
- Это она пошутила, - сказал папа. - Как это она не будет кормить родного сына и горячо любимого мужа?
И он весело засмеялся.
Но мама сказала:
- Ничего я не пошутила, вы у меня узнаете! Как не стыдно! Я уже сотый раз говорю - я задыхаюсь от посуды! Это просто не по-товарищески: самим сидеть на подоконнике, и бриться, и слушать радио, в то время как я укорачиваю свой век, без конца мою ваши чашки и тарелки.
- Ладно, - сказал папа, - что-нибудь придумаем! А пока давайте же обедать! О, эти драмы из-за пустяков!
- Ах, из-за пустяков? - сказала мама и прямо вся вспыхнула. - Нечего сказать, красиво! А я вот возьму и в самом деле не дам вам обеда, тогда вы у меня не так запоете!
И она сжала пальцами виски и встала из-за стола. И стояла у стола долго-долго и все смотрела на папу. А папа сложил руки на груди и раскачивался на стуле и тоже смотрел на маму. И они молчали. И не было никакого обеда. И я ужасно хотел есть. Я сказал:
- Мама! Это только один папа ничего не придумал. А я придумал! Все в порядке, ты не беспокойся. Давайте обедать.
Мама сказала:
- Что же ты придумал?
Я сказал:
- Я придумал, мама, один хитрый способ!
Она сказала:
- Ну-ка, ну-ка…
Я спросил:
- А ты сколько моешь приборов после каждого обеда? А, мама?
Она ответила:
- Три.
- Тогда кричи «ура», - сказал я, - теперь ты будешь мыть только один! Я придумал хитрый способ!
- Выкладывай, - сказал папа.
- Давайте сначала обедать, - сказал я. - Я во время обеда расскажу, а то ужасно есть хочется.
- Ну что ж, - вздохнула мама, - давайте обедать.
И мы стали есть.
- Ну? - сказал папа.
- Это очень просто, - сказал я. - Ты только послушай, мама, как все складно получается! Смотри: вот обед готов. Ты сразу ставишь один прибор. Ставишь ты, значит, единственный прибор, наливаешь в тарелку супу, садишься за стол, начинаешь есть и говоришь папе: «Обед готов!»
Папа, конечно, идет мыть руки, и, пока он их моет, ты, мама, уже съедаешь суп и наливаешь ему нового, в свою же тарелку.
Вот папа возвращается в комнату и тотчас говорит мне:
«Дениска, обедать! Ступай руки мыть!»
Я иду. Ты же в это время ешь из мелкой тарелки котлеты. А папа ест суп. А я мою руки. И когда я их вымою, я иду к вам, а у вас папа уже поел супу, а ты съела котлеты. И когда я вошел, папа наливает супу в свою свободную глубокую тарелку, а ты кладешь папе котлеты в свою пустую мелкую. Я ем суп, папа - котлеты, а ты спокойно пьешь компот из стакана.
Когда папа съел второе, я как раз покончил с супом. Тогда он наполняет свою мелкую тарелку котлетами, а ты в это время уже выпила компот и наливаешь папе в этот же стакан. Я отодвигаю пустую тарелку из-под супа, принимаюсь за второе, папа пьет компот, а ты, оказывается, уже пообедала, поэтому ты берешь глубокую тарелку и идешь на кухню мыть!
А пока ты моешь, я уже проглотил котлеты, а папа - компот. Тут он живенько наливает в стакан компоту для меня и относит свободную мелкую тарелку к тебе, а я залпом выдуваю компот и сам несу на кухню стакан! Все очень просто! И вместо трех приборов тебе придется мыть только один. Ура?
- Ура, - сказала мама. - Ура-то ура, только негигиенично!
- Ерунда, - сказал я, - ведь мы все свои. Я, например, нисколько не брезгую есть после папы. Я его люблю. Чего там… И тебя тоже люблю.
- Уж очень хитрый способ, - сказал папа. - И потом, что ни говори, а все-таки гораздо веселее есть всем вместе, а не трехступенчатым потоком.
- Ну, - сказал я, - зато маме легче! Посуды-то в три раза меньше уходит.
- Понимаешь, - задумчиво сказал папа, - мне кажется, я тоже придумал один способ. Правда, он не такой хитрый, но все-таки…
- Выкладывай, - сказал я.
- Ну-ка, ну-ка… - сказала мама.
Папа поднялся, засучил рукава и собрал со стола всю посуду.
- Иди за мной, - сказал он, - я сейчас покажу тебе свой нехитрый способ. Он состоит в том, что теперь мы с тобой будем сами мыть всю посуду!
И он пошел.
А я побежал за ним. И мы вымыли всю посуду. Правда, только два прибора. Потому что третий я разбил. Это получилось у меня случайно, я все время думал, какой простой способ придумал папа.
И как это я сам не догадался?

Притча о еде и посуде Шепель Сергей

Рассказывают, что в далёкие времена жили- были муж и жена у которых было несколько прекрасных маленьких детей. Однажды они должны были уехать не надолго, но у них не было возможности взять с собой детей. Они не хотели оставлять их с чужими людьми и поэтому решили пригласить погостить к себе сестру жены, которая жила далеко и уже давно не была у них. они написали ей приглашение и она с радостью согласилась, ведь ей так хотелось увидеть сестру и познакомиться со своими племянниками.
Вскоре она приехала, и как раз вовремя. Супруги должны были уезжать этим же вечером. И осталась тётя одна со своими маленькими племянниками. Дети сразу же полюбили свою тётю, ведь она была доброй и ласковой, а она в свою очередь не могла налюбоваться на таких маленьких, красивых и милых детей. Настал вечер и тётя приготовила на ужин плов. Она поставила тарелки с пловом на стол и позвала детей ужинать. Они прибежали, сели на свои места, но почему-то не начинали есть. «В чём дело? Почему вы не едите?»- спросила тётя. «Это не правильный плов»- сказали дети. Оказалось, что каждый ребёнок считал еду правильной лишь в том случае, если она была насыпана в тарелку с его любимым рисунком. У одного на тарелке был нарисован крестик, у другого - сидящий человек в оранжевых одеждах с полу прикрытыми глазами, у третьего - четырёхрукий человек с диском, булавой, ракушкой и лотосом в одной из рук и т.д. Сначала она подумала, что дети, таким образом, решили подшутить над ней, но, взглянув на серьёзное выражение их лиц, поняла, что дело тут серьёзное. Она принялась объяснять им, что еда во всех тарелках одинакова, но они не хотели ничего слушать. Долго она пыталась уговорить их, но дети упрямо сопротивлялись, и даже начали плакать. Тогда тётя просто переставила тарелки, чтобы перед каждым ребёнком стояла привычная для него тарелка, ведь она любила детей и решила, что лучше уступить им, чем оставить их голодными. Она никак не могла понять, почему дети считали еду неправильной, когда она была насыпана не в привычной для них тарелке, ведь она знала, что еда одинаковая, ибо она сама готовила её. Но, может они не знают об этом, подумала она.
На следующий день она попыталась объяснить детям, что еда у всех одна и та же, и что её вкус не зависит от тарелки, в которой она подана. Но дети стояли на своём. День за днём тётя повторяла свои попытки вразумить это детям, но у неё ничего не выходило. И вот однажды она придумала, как это сделать.
В один прекрасный день, когда на улице шёл дождь и детям было скучно сидеть дома, она позвала детей на кухню и, сославшись на недомогание, попросила детей помочь ей приготовить обед. Дети были рады помочь любимой тёте и с удовольствием согласились. Тётя придумала готовить еду в игровой форме. «Я буду командиром, а вы моими верными солдатами»- сказала она. Она командовала ими как настоящий командир, а дети исправно исполняли все её команды. Они были в восторге от такой игры. И вот обед был готов, а стол накрыт. «А теперь пусть каждый подходит со своей тарелкой, а я буду вам всем насыпать»- скомандовала тётя. Они весело выстроились в очередь и, получив еду, с огромным удовольствием принялись есть. После обеда тётя сказала: «Вот теперь вы знаете, что вся еда, которую вы получаете одинаковая, что её не готовят каждому в отдельности по разным рецептам». Дети поняли, что она хотела сказать, и согласились с ней, ибо они сами готовили себе пищу одну для всех. С тех пор они всё меньше и меньше обращали внимание на свои тарелки, а вскоре рисунки на тарелках перестали их интересовать, т.к. тарелки стали общими.

Г.Х.Андерсен

«Чайник»- сказка

Жил-был гордый чайник. Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою - всем-всем, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена - об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие. Весь чайный сервиз - чашки, сливочник, сахарница охотнее говорили о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.

"Знаю я их! - рассуждал он про себя. - Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом - мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы - крышка, а у меня и то и другое да и еще кое-что, чего у них никогда не будет, - носик. Благодаря ему я - король всего чайного стола. Сахарнице и сливочнице тоже выпало на долю услаждать вкус, но только я истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества: во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток".

Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности. Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то тонкая изящная рука. Неловка оказалась рука: чайник выскользнул из нее, упал - и носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней сказано уже достаточно. Чайник лежал без чувств на полу, из него бежал кипяток. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.

"Этого мне никогда не забыть! - говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. - Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала. И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели - внутренней и внешней. Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь... Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею - для чайника это все равно что быть закопанным, - а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.

Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других! А цветок даже не сказал мне спасибо, он и не думал обо мне, - им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам! Но вот однажды я услышал: "Такой цветок достоин лучшего горшка!" Меня разбили, было ужасно больно... Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!"

 

 

Очень разные тарелки

Вечером вся Тимкина семья собралась за ужином. Родители сидели уставшие и замученные после работы, на стол накрывала бабушка и, как всегда, ворчала:
– Вот ведь семейка! Каждому своё подавай.
С этими словами она поставила перед папой тарелку борща. Папа готов был есть борщ четыре раза в день на первое, второе и третье и больше ничего не признавал.
– Вон у Ирины Петровны в семье всё как у людей. Что сварит, то и едят! А у нас все на свой лад норовят покапризничать.
Бормоча на ходу, бабушка снова сходила на кухню и принесла ещё две тарелки. Катька получила свою любимую пиццу с колбасой, а мама – груду нарезанных сырых овощей. Там были огурцы, морковка, редька, помидоры, капуста, даже сырая свёкла и тыква! А ещё веточки петрушки, укропа, сельдерея и листья салата. Вообще-то мама больше всего любит картошку с мясом и шоколадные конфеты. Но последнее время она на диете и пытается убедить всех, а особенно себя, что сырые овощи – это очень вкусно. А главное – полезно. Вот и сейчас она взяла морковный кружочек и начала вяло его грызть, повторяя с кислой улыбкой:
– Сколько витаминов! Просто сплошные, сплошные витамины! Организму они со-вер-шен-но необходимы!
Тем временем бабушка опять вернулась с кухни. Перед Тимой она поставила тарелку с сиреневыми человечками, а себе принесла гречневую кашу с молоком и наконец уселась за стол.
Тимка внимательно оглядел свою тарелку и строго спросил:
– Летающая?
Бабушка от возмущения хлопнула ложкой по молочной поверхности, отчего та пошла волнами и гречневые крупинки начали гоняться друг за другом.
– Это когда ж такое было, чтоб я не то, что просят, приготовила? Сказал: «летающую», так летающую и нашла! Все прихоти ваши выполняю. Стараешься, стараешься, а вы разве ж цените бабушку?
Человечков было четверо. Один из них – командир, как сразу решил Тимка, – подошёл к краю тарелки и с вызовом спросил:
– Есть нас будешь?
– Ты чего! – возмутился Тимофей. – Я людоед, что ли, какой-нибудь?
– Ну а зачем мы тебе тогда понадобились?
– Как зачем?! Контакт цивилизаций! Встреча разумов! Обмен знаниями и опытом!
– Ой, не могу! – человечек вдруг начал издавать громкое жужжание, и Тимка понял, что он смеётся. Да не просто смеётся – ухохатывается! – Какой опыт? Какие знания? Что ты вообще полезного знаешь? Вот скажи, ты умеешь штопать чёрные дыры?
– Э-э-э, – протянул Тимка.
– А антивещество отличишь от антисущества? А какая разница между световым и теневым годом, тебе известно?
– Ну-у…
– А блок питания солнечной системы найдёшь? А из Млечного пути Сметанную дорожку сделать сможешь?
Тимка уже не нукал и не экал, а только мрачно молчал.
– В общем, с вами если чем и обмениваться, то разве что едой.
И человечек кивнул в сторону маминой тарелки.
Только сейчас Тимка заметил, что там уже хозяйничали остальные инопланетяне. Один вгрызался в тыквенный ломтик, другой, пробив головой дырку в кружочке огурца, сидел теперь с огуречным воротником на плечах и понемножку его обкусывал изнутри. Третий разлегся на тарелке, разглядывал нарисованные на её донышке ромашки и лениво обмахивался веточкой укропа.
Главный сиреневый человечек присоединился к своей команде, быстро соорудил пульт управления из брусочков редьки и свёклы, крутанул помидорный штурвал, и новоявленный космический корабль, не сделав даже прощального круга над комнатой, вылетел в форточку.
Мама задумчиво придвинула к себе опустевшую летающую тарелку, отломила какую-то металлическую штуковину, разжевала и сказала:
– Сколько железа! Просто сплошное, сплошное железо! Организму оно со-вер-шен-но необходимо!
Папа доел борщ, поднял голову от тарелки и радостно улыбнулся:
– Всё-таки как хорошо дома после рабочего дня! Тихо, спокойно. И ничего не происходит!

Сказка о бдюдцах

Когда-то давным-давно, в одном старом-престаром буфете, жили блюдца.
Буфет был очень большим и уважаемым среди разных кухонь того города. Царивший в нем порядок часто ставили в пример маленьким, непослушным чашкам:

- Посмотрите, как вы ведете себя?! Разве так ведут хорошо воспитанные китайские пиалы? Вот если бы вы жили в том Уважаемом Буфете, вас бы быстро научили чистоте и порядку!

Маленькие Восточные Чашки испуганно щурили узкие глазки, с испугом вглядываясь в темноту кухни, где стоял Буфет. Тщательно смывали с себя чайный налет и аромат терпкого мятного напитка, послушно становились на полку.

Хозяйка всегда гордилась своим буфетом. Роли в нем были строго распределены! Наверху, под самым потолком, восседал самый важный столовый прибор - Заварной Чайник. В этом доме очень любили гостей и Чайник часто ездил «за границу», на убранный в Столовой праздничный стол.

Возвращаясь домой из дальних странствий, он всегда рассказывал соседям с верхних полок сплетни и небылицы, подслушанные во время чаепития:

- Вы слышали, в город приехал новый кондитер, и теперь к столу подают заварные пирожные.

А маленькие столовые ложечки охотно кивали:
- Да-да, и мы там были. Новый кондитер просто волшебник!

Суповые блюда занимали почетные средние полки. К обеду обычно не приходили интересные гости, но и просто возможность поразмять косточки, постояв час-другой на столе, считалась почетной.

Меж тем, жившие в Буфете на нижних полках Блюдца считали свою жизнь скучной.
Они были куплены для прислуги, но та предпочитала пить чай во дворе, под липами. Собирая посуду из маленького летнего домика.
И сюда, в Важный Буфет, залетала лишь легкая кухонная пыль да шепот соседей с ближайшей кухни. Соседи никак не могли решить, кто должен кормить собаку, их ссоры и ругань часто доносились из-за массивной кирпичной стены, от чего любопытные блюдца весело позвякивали.

А случалось, что кто-нибудь из жителей Буфета скоропостижно умирал, упав на твердый-претвердый кухонный пол. В такие моменты среди строгих рядов тарелок пробегал еле слышный тревожный шепот-перезвон:

- Вы слышали?
- Слышали что?
- Большое обеденное блюдо разбилось!
- То самое, синее?!
- Да-да, я сама видела. Мыльным оно выскользнуло из рук хозяйки и упало прямо на пол, а кухарка уже смела осколки.
- Какой ужас! Бедное блюдо...

И вот одним темным-темным зимним вечером... в доме появился новый гость - Большой Черный Кот.

Накануне, хозяйка долго спорила со своим мужем, стоит ли им завести кота, ибо мыши в кладовке уже давно портят припасы. Хозяин басовито возражал, что кошки в наше время совсем от лап отбились и лучше один мешок подпорченной крупы, чем изодранный когтями диван.

Но вчера мыши погрызли запас любимого хозяйского табака. Целое утро хозяин ходил мрачнее надвигающейся непогоды. Вы же знаете, без выкуренной ароматной трубки в Наше Время, ни один дом не может быть уважаемым...


В далекой юности кот жил на улице и видел Лето, Осень, Звезды и Снег.
А ведь кроме пирожных, в буфете ни о чем раньше не слышали!
Потерявший свой важный статус Заварной Чайник и Суповые Блюда невзлюбили кота и презрительно замолкали, лишь его мягкие лапы переступали порог кухни.

Новый житель быстро подружился лишь с любопытными блюдцами.
- Уважаемый кот - наперебой все переспрашивали они - Вы ведь были за стенами нашего дома? И видели Мир? А на что похожи звезды?
Кот важно вытягивал спину и начинал свой мурлыкающий рассказ:
- Звезды... Они похожи на тысячи Новогодних Свечей, что зажигает хозяйка к обеду. Они светят, но не греют. И ими нельзя обжечься. Но вот Луна..
-Луна? Дорогой кот, расскажите, на что похожа Луна?
-Луна похожа на большой Швейцарский сыр. Вначале она круглая, но потом ее кто-то съедает.
- Съедает? Какой ужас. И никто больше не видит Луны?
- Я слышал от соседского кота, у которого его старший брат плавал на корабле, что Луна была испорченным сыром, который подали на стол Королю. Король был разгневан и проклял Луну.
Теперь она с неба напоминает нам о том званном обеде.
- Дорогой кот, мы бы так хотели увидеть Луну и Солнце, но мы не можем покинуть Буфет. Нас даже не вынимают к обеду.
Взмахнув кончиком пушистого хвоста, кот задумался.
-Кажется, блюдца умеют кататься! Я это видел в далеком детстве и когда дом уйдет ко сну...
Тут он цепко поддел ближайшее лапой, так что оно покатилось по полке.
Утром удивленный садовник нашел на крыльце аккуратно стоящие блюдца.. Долго крутил их в руках, смотрел на них своими старыми подслеповатыми глазами, а затем кликнул кухаре, чтобы та забрала их в Буфет.

 

План-конспект. Лексическая тема: «Посуда» Старшая группа

Цель: формировать у детей представление и знания о посуде, её назначении, закреплять названия предметов посуды; накапливать словарь по теме;

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение образовывать существительные с суффиксами -ниц-,

-онк- с опорой на игру «Где живут продукты»;

- упражнять в подборе слов-антонимов с опорой на игру «Скажи наоборот»;

- формировать умение правильно употреблять глаголы жарить, варить, печь, кипятить, тушить, различать их лексическое значение с опорой на игру «Повар»;

Коррекционно-развивающие:

- развивать физиологическое дыхание; моторику артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук;

- развивать память, зрительное внимание, мышление с опорой на дидактические игры;

Воспитательные:

- воспитывать бережное и аккуратное отношение к посуде с опорой на игру «Разложи посуду»;

- воспитывать последовательность и целеустремленность при выполнении заданий через слово педагога.

Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением предметов посуды; картинки-нелепицы; презентация для проведения артикуляционной гимнастики.

Ход занятия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: