Ч. Диагностика и контроль в обучении
Ответы на вопросы
1. Охарактеризуйте основные функции контроля.
Функции контроля:
· Обучающая – обучающиеся привлекаются к обсуждению результатов выполнения контрольных заданий, их дополнению и анализу.
· Развивающая – контроль способствует всестороннему развитию личности учащихся.
· Воспитательная – оказывает симулирующее воздействие на учащихся, содействует формированию мотивов умения.
· Диагностическая – выявление уровня усвоения ЗУНов, отслеживание динамики развития качеств личности.
· Оценочная – сопоставление результатов контроля по каждому оцениваемому показателю с эталоном.
· Регулятивная – стимулирование средствами контроля деятельности учащихся и учителя по устранению выявленных недостатков, улучшению содержания и методов обучения.
· Организующая – оптимизация процесса организации учебной, учебно-исследовательской, методической и воспитательной работ в школе.
· Интегративная – взаимодействие всех видов, форм, методов и средств контроля и их подчиненности общей цели – повышения качества обучения.
2. Какие педагогические требования предъявляются к контролю?
К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования:
• индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;
• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
• разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);
|
• всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);
• объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);
• дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);
• единство требований со стороны обучающих.
3. В чем преимущества и недостатки устного и письменного опросов?
Устный опрос – метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать знания учащихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.
Плюсы устного опроса:
· Более гибкий, чем письменный.
· Позволяет поддерживать контакт с учениками, корректировать их мысли.
· Развивает устную речь (монологическую, диалогическую).
· Развивает навыки выступления перед аудиторией.
· Заставляет работать в быстром темпе.
Недостатки:
· Требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Часто возникают трудности с отбором материала, выбором вопросов.
· Не исключает давление авторитета учителя.
· Оставляет часть учащихся пассивными.
· Требует много времени.
Письменный опрос более лояльный, чем устный, так как дает ученику время сосредоточиться, менять порядок заданий (например, начать отвечать с более легких вопросов).
Плюсы письменного опроса:
· Нет давления авторитета учителя, учащийся свободен в выборе алгоритма действий. Поэтому письменный опрос считается более объективным.
|
· Охватывает всех (или многих) учащихся.
· Обеспечивает всестороннюю, глубокую проверку знаний, умений и навыков.
· С помощью письменного опроса удобнее проверять не только теорию, но и практические навыки.
· Зачастую можно быстро проверить работы (по ключам) и выставить оценки.
Недостатки:
· Требует тщательной подготовки.
· Меньше возможности вариации заданий, которая необходима при реализации дифференцированного подхода.
· Тратится время на проверку ответов.
4. Каковы возможности машинного контроля?
С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.
5. Какая шкала оценок, на ваш взгляд, является перспективной?
На мой взгляд, перспективной является пятибалльная шкала оценивания.