Художественная антропология




Под художественной антропологией мы понимаем исследование средствами искусства человека во всей его целостности, воплощение художественно-философской концепции человека в художественном творчестве (в художественных текстах). Художественная антропология опирается на достижения философской антропологии, используя методы философской антропологии, например, метод Киркегора (метод «непрямого сообщения»), сократической майевтики, феноменологический и герменевтический методы, и соединяет анализ художественного текста с философской интерпретацией созданного художником мира человеческого бытия. Обращение к проблематике художественной антропологии обусловлено тем, что, во-первых, именно антропологический аспект, поиски решения проблемы человека сближают художественные образы и философские идеи, искусство и философию. А, во-вторых, - веяниями современности, когда антропологический поворот в искусствоведении признается закономерным процессом, призванным обновить науку об искусстве и вернуть ей былой статус.

Можно сказать, что современная гуманитарная наука вступила в качественно новый этап развития, связанный с антропологическим поворотом во всем гуманитарном знании. Активизируются такие направления, как "Философская антропология", "Культурная антропология". Все более очевидны взаимонаходимость различных научных направлений при анализе феномена человека. Современность приблизилась к пониманию изречения Б.Паскаля: "человек лишь тростник, самый хрупкий в мире, но это тростник, который мыслит. Попытаемся же мыслить правильно". Смысл этого изречения - это призыв к очеловечиванию гуманитарной мысли, т.к. в заблуждении о "слишком человеческом" искусстве и искусствознании приоритеты были отданы внешним атрибутам человеческого, но не самой сути человека и человеческого.

Подобные идеи рассмотрены в монографии В. В. Савельевой "Художественная антропология » ( Алматы: Изд-во АГУ им. Абая, 1999). Объектом её исследования является человек в его бытийном существе художественной реальности: во-первых, как "объект искусства" и, во-вторых, как "субъект собственного искусства". Здесь человек всегда выступает со-творцом таких универсальных феноменов культуры, как художественный текст (ХТ) и художественный мир (ХМ).

Художественный мир - это альтернативная реальность, анализ которой сводится к уяснению принципов организации его образного ряда, временной и пространственной организации, событийно-смысловой составляющей и языка. Параметры художественного мира обладают теми же свойствами, которыми обладает мир человека. Образный строй произведения антропоморфен, вследствие чего в произведениях искусства существуют антропоморфные типы образов: образы-персонажи, образы-мысли и образы-переживания, звуковые образы, зрительные образы, вкусовые, образы-запахи, осязательные (тактильные) образы. Столь же антропоморфен и предметный мир, представленный в произведениях. По этой же причине художественный мир имеет пространственно-временную организацию, он событиен и историчен, т. е. сюжетен.

Антропологические смыслы пронизывают и художественный текст. Как и любой культурный текст, он существует и оживает в процессе прочтения, восприятия, новой интерпретации и наделения новыми смыслами, т.е. при активном присутствии человека.

Именно потому что и художественный текст и художественный мир "созданы человеком-творцом, то присутствие антропологического начала в них несомненно...Это касается и конкретных образов-персонажей, населяющих художественный мир. Именно поэтому можно утверждать, что каждый автор создает свой образ человека, т.е. свою художественную антропологию, которая может быть выделена в отдельную область знаний, подобно религиозной антропологии, философской, педагогической, психологической",- полагает В. Савельева [С.7 названной монографии].

Художественная антропология воссоздает цепь взаимосвязанных антропологических начал художественного творчества: автор - образ/персонаж - читатель (интерпретатор, со-творец). Такое понимание художественной антропологии как бы возвращает понимание своего предмета к принципам человековедения.

Итак, объектом художественной антропологии является воссозданный в искусстве человек и человеческий мир, изучаемые другим человеком.

Вместе с этим, важным в формировании принципов художественной антропологии является положение о самостоятельности и взаимодействии смыслов художественного текста и художественного мира. Х.Л. Борхес как-то заметил, что то, что человек пишет, выходит за рамки его намерений: в этом таинственность искусства. Если смыслы текста "цепляются за языковые знаки", то смыслы художественного мира "более свободны...они как бы отлетают от смыслов текста...это тени сознания, сопутствующие жизни воображаемой реальности искусства". Действительно, "осмыслить текст - значит в какой-то мере очеловечить текст, сделать его спутником нашего существования", - справедливо отмечает В.Савельева [С. 240].

Таким образом, мир, постигаемый художественной антропологией, столь же многомерен, как и мир человека. Это - мир человека-автора, человека-образа, персонажа-образа. Он воплощен в художественном тексте и живет в художественном мире одновременно как "внешний человек" и "внутренний человек", как "человек чувствующий" и "человек мыслящий". Поскольку неисчерпаемы смыслы мира человека, то и смыслы произведения искусства тоже неисчерпаемы. Поиск человеком самого себя и истинного бытия, осуществляемый средствами искусства, – главная задача художественной антропологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: