ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ




 

1) Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.

2) Психологический анализ коллектива осужденных.

3) Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания.

4) Проблема адаптации освобождённого в условиях жизни на свободе.

1. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.

Исправительно-трудовая психология изучает психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступление. Изучает динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Каждый осужденный, попадая в исправительно-трудовое учреждение, планирует для себя только окончание срока наказания. В связи с этим, перед воспитателями учреждения стоит более сложная задача: воспитать человека. Добиться, чтобы сам осужденный стремился к перевоспитанию и переделу своей собственной личности.

Нахождение в местах лишения свободы, отражается на психологии человека. Наиболее типичным состоянием осужденного является:

1) состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения);

2) нетерпение.

Данные виды состояния характеризуются повышенной напряжённостью, что приводит к резким порывам в поведении человека.

Может развиться состояние безнадёжности, обречённости, что влечёт за собой апатию, пассивность во всех действиях и проявлениях. Типичные явления - тоска по дому, свободе, мобильным людям, что внешне выражается в отрешённости и оцепенении, под влиянием тоски и раздражительности.

Изменение психических состояний связано с периодами нахождение в месте лишения свободы. Существуют следующие психологические периоды:

период адаптации или привыкания к новым условиям жизни (3-4 месяца). Особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение имеющихся стереотипов поведения. Это приводит к возникновению отрицательных эмоций, становится причиной психологических срывов, нарушений режима и т.д. То есть, на этой стадии особенно необходимы со стороны воспитателя терпение и такт по отношению к осужденному.

Период проявления. Развития интересов в новых условиях жизни. Он связан с появлением положительных эмоций, состояний вызывающих и повышающих психологическую активность осужденного. Интересы, способствующие таким состояниям могут быть различными: свидание с родственниками, выполнение работы, культурный досуг, учёба и т.д.

Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Характеризуется появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. В психологии осужденного в большей степени проявляется раскаяние в совершённом преступлении и желание возместить причинённый вред.

Период предшествующий освобождению. Ожидание освобождения часто протекает тяжело. Это связано с переживанием трудностей, которые ожидают осужденного в новых условиях. По этой причине возможно развитие психических состояний угнетённости и раздражительности.

Для процесса перевоспитания осужденного используется обучение, труд, общение. Однако, они обязательно сочетаются с режимом. Режимом обычно называют установленный распорядок труда, питания и отдыха в исправительно-трудовом учреждении. Соблюдение режима обеспечивается посредством охраны и надзора за осужденными, использованием мер поощрения и взыскания, применения, в строго определённых случаях, особых мер безопасности (оружия, наручников, смирительных рубашек). Основной базой действия режима как фактора является его жёсткость и неуклонность требования его выполнения. Человек смиряется с действием режима и, сознавая его неотвратимость, бывает вынужден принять его внутренних протестов и конфликтов.

Труду как особому фактору воздействия отводится особое место. Труд воспитывает в человеке сознательность, дисциплинированность, чувство товарищества и коллективизм. Труд должен перевоспитывать преступника, помочь ему найти своё место в жизни, чтобы стать полноправным членом общества. Труд не должен отуплять тяжестью или бесцельностью. То есть, главная цель воспитательного процесса сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осуждённого. Когда это достигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания личности.

2. Психологический анализ коллектива осужденных.

Создание коллектива осужденных является важным фактором перевоспитания. В исправительно-трудовых учреждениях воздействие на личность всегда происходит через коллектив и это воздействие будет более целенаправленным, чем скорее удаётся создать коллектив. Коллектив осужденных не представляет однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек - индивидуальностей, личностей, которые, в свою очередь, образуют группы. При создании группы учитывается интенсивность прошлой преступной деятельности, её вид, отбывание наказания в прошлом, проявляющееся отношение к мерам воздействия, к режиму. Для того, чтобы целенаправленно воздействовать на перевоспитание осужденных, необходимо иметь представление коллектива осужденных и каждой отдельной его личности.

Главное место в этой структуре занимает:

1) актив - это группа осужденных, которые твёрдо встали на путь исправления, принимает активное участие в трудовом процессе и общественной жизни. Своими действиями способствует перевоспитанию других осужденных, то есть чем больше группа актива, тем легче вести воспитательную работу в коллективе;

2) группа резерва. Отличается от группы актива тем, что не принимает активное участие в перевоспитании других осужденных;

3) группа пассива - осужденные, колеблющиеся выборе стратегии своего поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся ситуации.

4) группа трудновоспитуемых - лица, стремящиеся противодействовать воспитательному процессу, администрации и группе актива. Данная группа действует разлагающе на весть коллектив.

Независимо от администрации в исправительно-трудовом учреждении возникают самостоятельные малые группы. Внутри групп создаётся своя структура. Каждый участник выполняет обязанности в соответствие с отведённой ему ролью. В малой группе всегда есть лидер, 2-е и 3-и роли.

В малой группе с положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские отношения, проявляется взаимная симпатия. В процессе организации отрицательно направленной малой группы часто возникает нездоровое соперничество и борьба между лидерами. Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных. Захватив лидерство, вожак поручает всю чёрную работу другим осужденным, оставляя за собой роль организатора.

Формы проявления конфликта чрезвычайно многообразны: от скрытых состояний неудовлетворённости, до открытых столкновений с другими лицами и т.д. Каждый конфликт в своём развитии проходит ряд стадий:

начало, характеризующееся возникновением отрицательных чувств, столкновений интересов, противоречивости мнений, вкусов;

формирование конфликтных отношений;

открытое столкновение конфликтных сторон;

разрешение различных противоречий.

Справедливое разрешение конфликта способствует перевоспитанию и исправлению осужденных.

Методы психологического воздействия на осужденных в процессе

их перевоспитания.

Прочное создание коллектива в колонии во всех случаях осуществляется при активном участии воспитателей. Его деятельность направляется на оказание воздействия на каждую личность и на коллектив в целом.

Для этого применяют следующий метод:

Метод убеждения. Реализуется чаще всего в ходе индивидуальных бесед. Беседа сочетает в себе цель изучения и воздействия на личность. Во время беседы разъясняется сущность и конечная цель действия.

Метод регулирования межличностных отношений. Воспитательное воздействие дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии и, ставшими полноценными гражданами российского общества. При использовании данной методики имеет существенное значение общение с семьёй, которое способствует выработке положительных эмоций и качеств у заключённых.

Метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбирается информация, поступающая к осуждённым лицам. Важно собирать сведения о том, как живёт семья осужденного в настоящее время. Безусловно, при этом должны быть учтены лишь положительные стороны жизни. На наглядных примерах осужденный должен осознать, что несмотря на то, что он причинил вред государству (коллективу), однако, его семье оказывается помощь, и делается всё, чтобы его дети росли полноценными гражданами.

Метод внушения. Данный метод должен основываться на авторитете лица, которое его применяет. Целью применения данного метода, является выработка у осужденного стремления к самовоспитанию.

В процессе самовоспитания у осужденного необходимо развить привычку анализировать своё поведение.

Осужденный должен постоянно обучаться принимать самостоятельные решения, управлять собственными поступками. Существенно помогает воспитанию качеств личности создание ситуаций, при которых осужденный ставится перед необходимостью принимать решения за группу лиц, чувствовать ответственность за труд и поведение других. Практика исправительно-трудовых учреждений показывает, что именно в подобных ситуациях осужденные начинают активнее трудиться, их труд становится более производительным и сознательным.

4. Проблема адаптации освобождённого в условиях жизни на свободе.

Обобщение опыта деятельности исправительно-трудовых учреждений убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Психологическая подготовка выступает начальным и завершающим звеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Эта подготовка осужденных заключается а активизации их психики, настроя их чувств, привычек, психических состояний в формировании установки на надлежащее поведение в новых условиях. С помощью таких целенаправленных психических воздействий у осужденного формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Вызвана психологическая подготовка и тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда готов. Для осужденных такая встреча часто бывает неожиданной и вызывает реакции, неадекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Это часто усугубляется неправильным отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оценивать свое поведение и поступки других людей и, как следствие, неправильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств.

Следует прежде всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Можно сделать это обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т.п. Психологическое воздействие, при котором осужденный получает информацию непосредственно, называется прямым. Примером этого вида воздействия могут служить психотерапевтические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин его прошлых действий и поступков. Психологическое воздействие называется косвенным, когда в процессе психопрофилактической беседы осужденный делает вывод о том, как ему поступать в том или ином случае на основе опыта других людей.

Освобождающихся из мест заключения лиц можно разделить условно на 3 категории:

Лица вполне исправившиеся в период отбытия наказания;

Лица с дефектами воспитания.

Лица, не исправившиеся в процессе отбытия наказания.

Процесс адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы - сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания.

Успех адаптации зависит от 3 групп факторов.

К первой группе относится личность самого освобожденного его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, специальность, трудовые навыки и т.д.

Ко второй - условия внешней среды, окружающей личность освобожденного. Наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.

К третьей группе относятся условия, в которых осужденный ИТУ находился и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива, срок пребывания в ИТУ, учеба, воспитательное воздействие администрации и т.п.

Процесс адаптации освобожденных из ИТУ завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части - к одному году. Самое трудное время для адаптации - период от 1 до 6 месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.

Социальная адаптация считается успешной, если социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений. Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.

Общественными являются миротворческие усилия церкви, ее вклад в восстановление и учреждение общечеловеческих норм и ценностей. Речь здесь идет не о религиозных объединениях как коллективном субъекте центра социальной адаптации, а об участии в работе центра верующих и религиозных деятелей в качестве отдельных лиц.

Сложный процесс ресоциализации, перевоспитания и возвращение в общество лица, совершившего преступление, начавшийся на первом его допросе у следователя, заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: