Советская трудовая этика




Идеология советского общества определяла цели и мотивы, которым должна следовать трудовая деятельность. Идеология была трудоцентристской, труд в ней имел своего рода священный, сакральный смысл. В нормативных текстах декларировалась всеобщность труда в СССР, т. е. обязанность трудовой деятельности для каждого трудоспособного члена общества, недопустимость неучастия в труде и извлечения «нетрудовых доходов». «Нетрудовыми доходами» называли доходы, полученные от мелких и индивидуальных форм предпринимательской деятельности. С ними велась постоянная борьба. Не желающих трудиться «тунеядцев» и часто меняющих работу «летунов» регулярно высмеивала советская сатира.

Единственно разрешенной формой занятости оставался наемный труд на государство или на коллективного собственника (за спиной которого, на самом деле, тоже стояло государство). Данный вид занятости оказывался в то же время и обязательным, практически универсальным требованием к гражданам социалистического общества.

Но идеологическая трактовка и этого единственно разрешенного вида занятости не соответствовала его реальному содержанию.

Социалистическая политэкономия объявляла трудящихся сохозяевами общественной собственности, работающими на самих себя. Обычно при этом цитировалось высказывание В.И. Ленина о том, что при социализме «впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров, является возможность работы на себя». И хотя функциями владения, распоряжения, использования собственности и извлечения из нее дохода большинство занятого населения наделено не было и потому, на самом деле, сохозяевами собственности не являлось, все же из этой идеологической аксиомы делались выводы, касающиеся принципиальных вопросов занятости: рабочая сила лишалась свойства быть товаром, и соответственно отрицалось существование при социализме рынка труда.

Человек не может продавать свою рабочую силу самому себе. Поэтому-то понятие купли-продажи рабочей силы и связанное с нею понятие наемного труда объявлялись неприменимыми к социалистическому обществу, где все якобы являются сохозяевами, а слова «найм» и «наемный труд» если и употреблялись, то не иначе, как с оговорками или в кавычках.

В советской идеологической модели трудовой морали отдавалось явное предпочтение общественно направленным мотивам трудовой деятельности перед личными, и духовным мотивам – перед материальными. Причем в число личных интересов включалась забота человека не только о себе, но и о материальном благополучии своей семьи.

«Духовные» мотивы - это те, что реализуются в процессе самой трудовой деятельности и связаны с удовлетворением потребностей человека в самореализации и новизне (т.е. в трудовой деятельности как таковой), а также в общественном признании себя как деятеля.

Под «материальными» же мотивами понимались те, что связаны с получением различных натуральных и денежных вознаграждений, лежащих вне трудовой деятельности и способствующих благополучию индивида и его семьи.

Пример отвлечения человека от частной жизни и привлечения к общественной может служить сфера общественного питания, которая в советские годы имела свою идеологию. Целью было не только быстро и дешево накормить широкие массы трудящихся, но и привнести воспитание этого населения.

Общественное питание, общественная собственность, общественный быт - все это должно было стоять в одном ряду и отвлекать человека от частной жизни, привлекая его интересы к общественным. Таким образом, человек постепенно «уходит» от домашних, семейных проблем и нужд. Также, важной целью общепита являлось отстранение женщины от домашнего быта и привлечение ее в общую трудовую деятельность.

Кратко резюмируя основной функциональный смысл социалистической трудовой морали, можно заключить, что она более или менее явно обосновывала требование от населения высоких трудовых затрат при низких материальных вознаграждениях. Данная идеологическая конструкция была направлена на мобилизацию трудовой энергии масс, и на первых этапах социалистического развития России эту мобилизационную функцию выполняла.

В этот период многие советские работники были охвачены горячим революционным энтузиазмом, непоколебимой верой в победу коммунизма, готовы к любым жертвам и самоограничениям ради достижения стоящих перед партией и народом экономических и политических целей. Для них был характерен суровый аскетизм в быту, крайняя скромность в одежде, низкий уровень материальных потребностей. Иной образ жизни считался для советского работника безнравственным.

Стремясь компенсировать отсутствие средств на нужды индустриализации, руководство страны поддержало в 1929 г. идею начала массового социалистического соревнования и ударничества. В конце августа 1935 г. донецкий шахтер А. Стаханов выполнил за одну смену 14 норм, положив начало движению, названному его именем.

Отличительной чертой ударничества стало использование новых методов работы. Участие в соревновании способствовало приобщению массы новых рабочих - вчерашних крестьян - к передовым формам труда, повышало уровень их квалификации, давало возможность проявить себя. Одним из последствий этого движения стало формирование новой «рабочей аристократии», обладавшей, в отличие от других рабочих, более привилегированным положением на производстве и в быту.

Высокие темпы индустриального развития поддерживались за счет снижения жизненного уровня населения страны.

В обществе процветали многие негативные моменты, связанные с трудностями быта, отсутствием нормальных жилищных условий, ограничением потребления и т. п.

Массовыми явлениями стали нарушения трудовой дисциплины, воровство, брак на производстве, пьянство в быту, увеличивалось количество разводов, абортов, произошло снижение уровня рождаемости. Несмотря на широкую социальную политику Советского государства, ее достижениями могло в полной мере воспользоваться лишь ограниченное количество лиц: номенклатурные работники, передовики, ударники, стахановцы и т. д.

Этот процесс зашел так далеко в советском обществе, что в конце 30-х гг. государство было вынуждено принять ряд чрезвычайных мер, чтобы как-то остановить его.

С нарушителями трудовой дисциплины стали бороться драконовскими мерами. Вновь вспомнили о традиционных российских ценностях: патриотизме, крепкой семье, заботе о подрастающем и старшем поколениях. Возрождался русский национализм, пропагандировалась русская история и культура. Были запрещены аборты и их пропаганда, затруднена процедура разводов. Была либерализована политика в отношении церкви, которая должна была оказать воздействие на моральный дух советских людей.

Вывод

С конца 20-х – в начале 30-х гг. создавался тоталитарный режим. Отказ от нэпа, смена стратегии развития означали возврат к старой военно-коммунистической модели, для которой характерно резкое усиление государственного вмешательства в жизнь общества.

Полный контроль государства над всеми сферами жизни общества и человека, наличие единственной идеологии правящей партии, навязывание которой осуществлялось через систему образования и СМИ, наличие жёсткого репрессивного аппарата (ОГПУ, НКВД, ГУЛАГ), формирование и укрепление культа личности Сталина – вот основные характерные черты этого режима.

Для советского общества 30-х гг. был характерен энтузиазм и трудовой героизм, советские люди иллюзорно ощущали себя хозяевами страны и творцами новой жизни, но с другой стороны, росла социальная и психологическая напряжённость в результате падения жизненного уровня, начались мощные миграционные процессы. В таких условиях для усмирения и устрашения общества, снятия или переориентации социально-психологической напряжённости, направления энергии масс на решения ключевых проблем модернизации нужен был жёсткий политический режим.

Список используемой литературы

1. Руткевич М.Н. О социальной структуре советского общества/ М.Н. Руткевич// Социологические исследования.- 1999.- № 4.- С. 18-19.

2. Ю.Н. Попов, А.В. Шевчук - Современная экономика и социология труда: Учебное пособие - М.: Экон-Информ, 2003. - 230 с.

3. Магун В.С. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание // Мир России.- 1998. - № 4. - С. 113-144.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: