Введение
Исправительные работы - вид уголовного наказания, заключающийся в принудительном привлечении осужденного к труду с вычетом из его заработка в доход государства определенной части.
Исправительные работы делятся на два вида: отбываемые по месту работы осуждённого и отбываемые в местах, определённых органами, ведающими исполнением приговора, как правило, в районе места жительства осуждённого.
Исправительные работы как вид уголовного наказания на протяжении многих лет широко применялись в судебной и пенитенциарной отечественной практике и зарекомендовали себя достаточно эффективной мерой воздействия на осужденных.
Исполнение наказания в виде исправительных работ
Дискуссионным в уголовно-правовой теории является вопрос о целесообразности применения исправительных работ к лицам, имеющим основное место работы. Одни авторы считают, что исправительные работы в таком случае являются скорее замаскированным штрафом, взимание которого осуществляется в рассрочку, что говорит об избыточности данного вида наказания. Другие авторы говорят о необоснованности отказа от применения такой формы исправительных работ. Отмечается, что исправительные работы с отбыванием наказания не по месту основной работы осуждённого сложно применять в сельской местности, где отсутствуют предприятия, на которых требуются работники соответствующей специальности; что принудительный характер труда и имеющееся зачастую его несоответствие квалификации и желаниям осуждённого уменьшает исправительное воздействие наказания (в том числе за счёт уменьшения воздействия со стороны коллектива); что среди осуждённых к данному виду наказания рецидив встречается чаще, чем среди отбывавших наказание по основному месту работы.
|
Современная политика Российского государства, нацелена на повышение эффективности и избирательности уголовных наказаний и приведение их в соответствие с требованиями европейского законодательства.
В связи с этим, в современной практике судов при назначении наказаний за преступления небольшой тяжести все больше стали применяться к осужденным наказания в виде исправительных и обязательных работ.
Эти виды наказаний отбываются осужденными в местах, определяемых органами местного самоуправлении по согласованию с уголовно - исполнительными инспекциями (далее УИИ) в районе места жительства осужденного (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162 - ФЗ).
Исправительные работы относятся к основным видам наказания. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет (для несовершеннолетних - до одного года), при этом из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.
Обычно они назначаются лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести, если будет признано, что их исправление может быть достигнуто без изоляции от общества и удаления из привычной среды обитания, лишь средствами трудового воздействия, работой в коллективе.
Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
|
В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание лишением свободы из расчета один день лишения свободы за 3 дня исправительных работ.
Исполнение
Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ урегулирован в главе 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1996 г.
Органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, является уголовно-исполнительная инспекция. Осужденные направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления соответствующего распоряжения суда с копией приговора, определения или постановления. К основным полномочиям уголовно-исполнительных инспекций в области исполнения наказания в виде исправительных работ относятся:
ведение учёта осуждённых;
разъяснение порядка и условий отбывания наказания;
контролирование соблюдения условий отбывания наказания осуждёнными и исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осуждённые;
проведение с осуждёнными воспитательной работы;
контролирование поведения осуждённых с участием сотрудников полиции;
обращение в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осуждёнными исправительных работ;
|
принятие решения о приводе осуждённых, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин;
проведение первоначальных мероприятий по розыску осуждённых;
подготовка и передача в соответствующую службу материалов об осуждённых, местонахождение которых неизвестно.
Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.
Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу. В срок отбывания исправительных работ не засчитывается время:
в течение которого осужденный не работал (даже по уважительной причине);
болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним;
отбывания административного взыскания в виде ареста, а также содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.
Органы, исполняющие наказания в виде исправительных работ, осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осуждённых к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет, в том числе с привлечением финансовых и налоговых органов. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осуждённого. Удержания не производятся из:
пособий, получаемых в порядке социального страхования и социального обеспечения;
из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пособия по временной нетрудоспособности исчисляются из заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осуждённого, возвращаются ему полностью. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осуждённый или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения.
Обязанности и права задействованных лиц
Основными обязанностями осуждённых к исправительным работам являются:
соблюдение порядка и условий отбывания наказания;
добросовестное отношение к труду;
явка в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.
На администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются:
правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осуждённого и перечисление удержанных сумм;
контроль за поведением осуждённого на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним;
соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных
законодательством;
уведомление уголовно-исполнительной инспекции о применённых к осуждённому мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осуждённого на другую должность или его увольнении с работы.
Осуждённый не вправе отказаться от предложенной ему работы. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции, которое может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке. В случае изменения места работы и места жительства, осуждённый обязан уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию в течение 10 дней. В период отбывания исправительных работ отпуска предоставляются осуждённым на общих основаниях, за исключением ежегодного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого для осуждённых составляет 18 рабочих дней. Предоставление этого отпуска должно быть согласовано с уголовно-исполнительной инспекцией.
В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы, осуждённый вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осуждённая к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
Нарушением порядка и условий отбывания осуждённым исправительных работ являются:
неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;
неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
За нарушение этих условий уголовно-исполнительная инспекция может предупредить осуждённого в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать его до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осуждённый, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме, а также скрывшийся с места жительства осуждённый, местонахождение которого неизвестно. В последнем случае такой осуждённый объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
Большая часть осужденных к исправительным и обязательным работам получили такое наказание за злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание своих несовершеннолетних детей. Бывают и исключения. Так на учете в УИИ №7 по Володарскому району состоит осужденная Е., которая отбывает наказание в виде исправительных работ за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранении. Самостоятельно родив в поле ребенка, появление которого она девять месяцев тщательно скрывала от матери, Е. оставила беспомощную кроху на земле, не задумавшись о его дальнейшей судьбе.
Сами по себе оба вида наказания соответствуют современным требованиям в реформе уголовно исполнительной системы. Однако, при их реализации в современных условиях для УИИ и осужденных возникают определенные трудности. Как правило, для отбывания наказания, органами местного самоуправления определяется перечень предприятий, где постоянно могут быть рабочие вакансии. Заработная плата на данных предприятиях, сама по себе очень низкая, а с учетом процентных вычетов, может и не дотягивать до прожиточного минимума. Работать же, и соответственно жить, на такую зарплату необходимо как минимум 2 месяца, а то и 2 года. А в число злостных неплательщиков алиментов, зачастую попадают не только социально опустившиеся лица, но в силу разных жизненных ситуаций и добропорядочные граждане, которые имеют высшее образование, хорошие специалисты, но в силу сложившейся экономической ситуации в стране не могут трудоустроиться. Данная категория осужденных считает для себя второсортный труд унизительным. Особенно это касается несовершеннолетних и молодых людей до 30-ти лет, которые поясняют, что хотели бы отбывать наказание в тех местах, где их не могут увидеть знакомые, боясь насмешек со стороны последних.
В связи с этим, большинство осужденных предпочитают изначально допускать злостное уклонение от отбывания наказания, с целью последующей замены им исправительных либо обязательных работ лишением свободы. При замене наказания более строгим, один день лишения свободы считается за три дня исправительных работ, т.е. при сроке исправительных работ в 1 год в места лишения свободы осужденный направляется лишь на 4 месяца, а при замене обязательных работ и того меньше - из расчета 1 день лишения свободы за 8 часов обязательных работ. При этом осужденные находятся на полном государственном обеспечении и, как правило, направляются в колонию - поселение, где условия отбывания наказания достаточно либеральные в сравнение с другими исправительными учреждениями. В течение 2010 года из 7 осужденных к исправительным работам 4 осужденным наказание заменено лишением свободы, 2 из 4 осужденных к обязательным работам также направлены в колонию. В 2011 году 2 осужденным к обязательным работам также указанное наказание заменено лишением свободы.
В практике инспекции имели место случаи, когда исправительные работы назначались лицам, которые по состоянию здоровья не могут исполнять данный вид наказания, а замена исправительных работ более мягким видом наказания, законом не предусмотрена, что становится для УИИ неразрешимым вопросом.
Ранее, исправительные работы отбывались осужденными в любой организации, где он трудоустраивался. Таким образом, осужденный, конечно же, в меньшей мере ощущал ответственность за совершенное им преступление, в его жизни практически ничего не менялось, за исключением потери в заработной плате, он так же ходил на работу зачастую на то же предприятии, где и раньше работал, мог в любое время уволиться и трудоустроиться заново.
Также проблемой является отсутствие мер поощрения к осужденным указанной категории. Статья 45 УИК РФ, позволявшая сокращать срок отбывания исправительных работ за добросовестное отбывание наказания, к сожалению, утратила силу, лишив осужденных, дополнительного стимула к исправлению.
Трудности при исполнении обязательных работ не так многочисленны. Осужденные к такому наказания должны отбывать наказание в свободное от работы, либо учебы время, что не всегда у них получается. Некоторые из осужденных работают вахтовым методом, другие посменно, третьим проезд от основного места работы, до места отбывания наказания занимает много времени.
Контроль, организацию работы и учет рабочего времени за осужденными данной категорией должны осуществлять представители администрации предприятия, на котором отбывают наказание осужденные. Однако, получается, что должны они это делать в свое свободное, либо рано утром, либо в вечернее время, на что, естественно без дополнительной оплаты никто не согласится.
Заключение
Исправительные работы - путь воздействия на осужденного, которого в целях перевоспитания нецелесообразно отрывать от дома, семьи, работы. Статистика показывает, что лица, впервые совершившие преступление, не представляющие большой общественной опасности, гораздо лучше исправляются без применения к ним такого наказания, как лишение свободы.
Суть исправительных работ заключается в том, что осужденный остается в прежнем трудовом коллективе, но из заработка осужденного производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% заработка.
Список литературы
исправительный уголовный наказание исполнение
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 №1-ФЗ
2. Бриллиантов А. Новые законодательные подходы к уголовному наказанию // Законность. 2004. №3. С. 11; Кибальник А., Соломоненко И. Юридические оплошности действующего уголовного закона // Российская юстиция. 2004. №6. С. 28.
. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А.И. Бастрыкина; под науч. ред. А.В. Наумова. М., 2007. С. 204-205.
. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А.И. Рарога. М., 2008. С. 196.