Это зовётся
следованием Небу и Пределу древности.
У стратегов есть поговорка:
«Я не посмею быть хозяином, буду лишь гостем.
Я не дерзну шагнуть и на цунь вперёд.
но отступлю на чи назад.»
Это зовётся продвижением вне движения,
закатыванием рукавов, не имея рук,
противостоянием врагу, не имея противника,
победой вез оружия.
Нет большего несчастья, чем легко одержать верх
над слабым противником.
Слабый противник будет стоить мне
всех моих сокровищ.
Когда две враждующие стороны
вступают в поединок,
побеждает преисполненный милосердия.
Мои слова легко понять
и столь же легко им следовать.
И всё же никто в мире не способен их понять
и тем более следовать им.
Слова имеют Предка, дела имеют господина.
Из-за того, что люди сиры,
им и не удаётся понять меня.
Как же мало тех, кто понимает меня!
Как же редки те, кто следует мне.
Поэтому мудрецы носили холщовые одежды,
но в душе берегли драгоценную яшму.
Знать и при этом думать, что не знаешь, —
это высшее достижение.
Не знать и при этом думать, что знаешь, —
это ведёт к трудностям.
Мудрец не имеет трудностей
лишь потому, что устранил [главную] трудность.
Лишь потому, что он осознает трудности,
он устраняет их.
Вот потому он и не имеет трудностей.
Если народ не трепещет перед властью,
то власть достигает величайшего могущества
Не сгоняйте народ с его мест,
не презирайте устоев его жизни
Тот, кто не презирает этого
не презрен будет.
Вот почему мудрецы, познав себя,
не проявляли себя любили себя, не превознося себя.
И потому, отказываясь от одного,
они достигали другого.
Кто безрассуден в своём бесстрашии —
погибает
Кто не безрассуден в своём бесстрашии —
|
остаётся жить
Из этих двух начал одно ведёт к пользе,
другое — к беде
Кто знает, почему Небо презирает одно из них?
Даже мудрецы считали некоторые дела
крайне трудными.
Путь Неба не соперничает, но побеждает;
не говорит, но даёт ответ:
не Будучи призванным, приходит сам
медлителен, но в намерениях всеобъемлющ
Широка Небесная сеть, редки её ячейки,
но не пропускают ничего
Когда народ не боится смерти.
зачем же угрожать ему смертью?
Если бы народ постоянно боялся смерти.
а я хватал провинившихся и предавал их казни.
кто посмел бы творить Беззаконие?
Всегда существует Палач, который казнит.
Казнить от имени Палача — подобно тому.
как рубить дерево от имени Великого мастера.
Редко найдётся тот,
кто, рубя от имени Великого мастера, не поранил бы севе руки.
Народ голоден,
ибо налоги верхов на зерно слишком велики,
оттого он и голоден.
Народом трудно управлять,
ибо верхи творят деяния, оттого им и трудно управлять.
Народ презирает смерть.
ибо верхи слишком ценят свою жизнь, оттого он и презирает смерть.
Те, кто не слишком заботится о своей жизни, стоят выше тех, кто переоценивает её.
При рождении человек податлив и слаб.
Умирая — твёрд и крепок.
Трава и деревья гибки и податливы при жизни,
а умирая, становятся сухи и ломки.
Поэтому твёрдое и сильное идут стезёй смерти,
а податливое и слабое идут стезёй жизни.
Оттого сильное войско обречено на погибель,
а крепкое дерево будет срублено.
Потому крепкое и сильное стоят ниже,
а податливое и слабое — выше.
|
Разве не напоминает Путь Нева
натягивание лука!
Что было вверху — опускается,
а что было внизу — поднимается.
Что было в избытке — уменьшается,
а что было в недостатке — дополняется.
этом и заключается Путь Неба:
уменьшать то, что в избытке.
в и дополнять то, что в недостатке.
Путь человека, увы. не таков.
Он уменьшает то, что и так в недостатке,
и дополняет этим то. что и так в избытке.
Кто же может дополнить Поднебесную тем,
в чем он владеет в избытке?
Лишь тот, кто обладает Дао.
Именно так поступали мудрецы
и не требовали воздаяния,
достигали цели и не считали это заслугой.
ибо они не хотели.
и чтобы их ставили выше других.
В Поднебесной нет ничего
податливее и слабее воды.
Но в противостоянии твёрдому и сильному
ничто не сравнится с ней.
И в использовании
ничто не может заменить её.
Слабое одолеет сильное,
податливое одолеет твёрдое.
Нет в Поднебесной того,
кто не знал бы об этом.
Но кет и того, кто мог бы следовать этому.
Именно об этом и говорили мудрецы:
«Принимающий на себя скверну государства,
зовётся правителем алтарей и амбаров.
Принимающий на себя беды страны,
зовётся властителем Поднебесной.»
Истинные слова
похожи на свою противоположность.
Даже когда утихнут великие несчастья,
Какая-то беда непременно останется.
Так можно ли назвать это Благом?
Поэтому мудрецы,
беря в руку левую часть [договорной] бирки,
не требовали взыскания долгов с народа.
Благостный человек
правит через договорённость.
Человек вне Благости правит через налоги.
Путь Нева Беспристрастен,
|
он лишь извечно воздаёт добрым людям.
Когда государство мало,
а его население невелико пусть даже у него будет
огромное количество оружия, —
некому будет воспользоваться им.
Люди же, в страхе смерти, не уедут в дальние места.
Даже если у них будут корабли и повозки,
они не снарядят их.
Даже если у них будут доспехи и оружие, им не представится случая
продемонстрировать их.
Чтобы народ вернулся
к использованию узелковых веревок [для письма],
пусть наслаждается пищей,
красуется одеждами,
будет доволен жилищем и радуется жизни.
Когда соседние владения
находятся на расстоянии взаимной видимости,
они слышат пение петухов и лай собак
друг у друга, а народ доживает до старости
и умирает, не ездя туда-сюда
Искренние речи не изящны,
изящные речи не искренни.
Добрый не красноречив, красноречивый не добр.
Мудрый не образован, образованный не мудр.
Мудрец не накопительствует.
Но чем больше он делает для других,
тем больше прибавляется ему.
Чем больше он даёт другим,
тем Богаче становится сам.
Путь Неба — в принесении пользы
без причинения вреда.
Путь мудреца — в деянии без противостояния.