Условно разделим анализ на два блока: оценка сильных и слабых сторон, а
также оценка возможностей и угроз.
4.1. Характеристика микросреды организации
Для выявления наиболее сильных и слабых сторон банка необходимо провести
исследование микросреды предприятия.
Микросреда банка слагается извзаимоотношений внутри самой организации, а также с поставщиками,посредниками, конкурентами, клиентами и контактными аудиториями.
Отношения внутри банка. В большей степени зависят от существующейформальной и неформальной организационной структуры банка. Всеподразделения Банка тесно связаны между собой и ежедневно взаимодействуютдруг с другом в процессе работы. За 27-летний опыт работы руководство банкасумело наладить отношения тесного сотрудничества между структурнымиподразделениями, что позволило создать условия для работников не толькокачественно выполнять свою работу, но и проявлять разумную инициативу вцелях повышения качества обслуживания клиентов и предоставления болееширокого спектра услуг.
Поставщики. Для банка данные отношения имеют меньшее значение, чем дляпромышленных предприятий, так как банковская деятельность в силу своей специфики не требует регулярных поставок, и сфера потребностейограничивается приобретением различного банковского программногообеспечения, компьютеров, оргтехники, а также канцелярских принадлежностей идругих товаров.
Посредники. В банковской среде действуют организации, оказывающиемаркетинговые услуги, и кредитно-финансовые учреждения. Проведениемаркетинговых исследований возложено на отдел маркетинга. С некоторойпериодичностью банк заключает договоры на оказание услуг по рекламе и попродвижению банковских продуктов.
Клиенты. Клиенты банка – это физические и юридические лица, а также в меньшей мере другие банки.
Конкуренты. Банк постоянно отслеживает стратегии конкурентов,действующих в Челябинской области, и выявляет наиболее интересные и приемлимые варианты улучшений для себя. Основным конкурентом является «Челябинвестбанк» (ОАО). Также стоит отметить, что в целом в банковском секторе наблюдается достаточно жесткая конкуренци.
4.2. Характеристика макросреды организации
Для выявления угроз и возможностей внешней среды необходимо провестиисследование макросреды предприятия. Описание макросреды банка включает в
себя выявление и оценку влияния политических, экономических, социальных и
технологических факторов внешней среды, влияющей на работу банка.
Политика изучается, потому что она регулирует власть, которая в своюочередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для еёдеятельности. Основная причина изучения экономики – это создание картиныраспределения ресурсов на уровне страны, которая является важнейшим условиемдеятельности предприятия.
Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента.
Целью исследования технологического компонента принято считать выявление тенденций втехнологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений ипотерь рынка, а также появления новых продуктов.
На основе общего анализа целевого рынка, путем оценки влияния на негополитических, экономических, социальных и технологических факторов, выделим
основные факторы (характеристики макросреды).
Среди политических факторов, оказывающих влияние на банк можновыделить
- несовершенство правовой системы (противоречивость законодательства
Российской Федерации, его подверженность изменениям, в том числе в части
несовершенства методов государственного регулирования и(или) надзора,
некорректное применение законодательства иностранного государства и(или)
норм международного права)
- также, стоит отметить такой фактор, какужесточение законодательства, регулирующего банковскую деятельность (в частисоздания резервов на возможные потери, противодействия легализации(отмывания) доходов, полученных преступным путем и прочее)
К ключевым экономическим факторам, оказывающим влияние на банковский
сектор можно отнести:
- девальвацию национальной валюты;
- снижение ВВП;
-рост инфляции;
-сокращение числа предприятий малого и среднего бизнеса или уход их в
теневую экономику;
- изменение ключевой ставки Центральным Банком РФ.
Социальные факторы:
- снижение основных драйверов роста рынка – платежеспособности
населения и потребительской активности;
- массовый отток рублевых вкладов населения в пользу валютных депозитов
и покупка иностранной валюты;
- программы государственной поддержки ипотеки;
- постоянное освещение в СМИ информации об отзывах лицензий у
участников банковского рынка и как следствие, недоверие населения к банкам в
целом.
К основным технологическим факторам можно отнести:
-постоянное развитиеинтернет-банкинга (расширение количества предоставляемых услуг посредствомсети интернет), что позволяет принципиально менять условия оказания услуг пооплате товаров и услуг различного характера.
Таблица 3. Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы банка
Сильные стороны | Слабые стороны | |
Широкий спектр предоставляемых банковских услуг | Недостаточная оценка влияния внешнейсреды на текущую деятельность банка | |
Отлаженная система взаимодействия между подразделениями, четкая прозрачная организационная структура | Недостаток информации о потребностях клиентов | |
Система контроля за банковскими рисками (в том числе кредитным) | ||
Возможности | Угрозы | |
Инвестиционная привлекательность Челябинской области | Жесткая конкуренция | |
Дальнейшее снижение ключевой ставки Центральным Банком РФ | Усиление позиций крупных федеральных банков в связи с частым отзывом лицензий у региональных банков | |
Ухудшения состояния реального сектора экономики | ||
Сокращение числа предприятий малого и среднего бизнеса | ||
Снижение платежеспособности населения |
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
Система корпоративного управления ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» представляет собой систему органов управления и контроля, созданных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Банка России, а также с учётом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.
В Банке установлены правила и процедуры принятия корпоративных решений, направленные на обеспечение управления и контроля деятельности Банка, регулирование взаимоотношений между акционерами, Советом директоров, исполнительными органами Банка и иными заинтересованными лицами.
Высшим органом управления Банка является общее собрание акционеров, принимающее решения по основным вопросам его деятельности.
Между собраниями акционеров общее руководство деятельностью Банка осуществляется Советом директоров, в компетенцию которого входитстратегическое управление Банком, определение основных принципов и подходовк организации в Банке системы управления рисками и внутреннего контроля,контроль за деятельностью исполнительных органов.Для оперативного управления деятельностью Банка Совет директоровформирует коллегиальный исполнительный орган – Правление, возглавляемоеПредседателем Правления, который осуществляет руководство текущейдеятельностью Банка в качестве единоличного исполнительного органа(Генерального директора).
Таблица 4. Состав Совета директоров ПАО «ЧЕЛИНДБАНК»
Ф.И.О | ДОЛЖНОСТЬ |
Чабан Ярослав Иванович | Председатель Совета директоров |
Долинин Александр Васильевич | Заместитель Председателя Совета |
Братишкин Михаил Иванович | Председатель Правления (Генеральный директор ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» |
Менщикова Ольга Валентиновна | Первый заместитель Генерального директора ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» |
Андрющенко Станислав Владимирович | Заместитель Генерального директора ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» |
Абрамова Наталья Васильевна | Главный бухгалтер ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» |
Байль Сергей Викторович | Заместитель Генерального директора ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» |
Власенко Марина Вячеславовна | Заместитель Генерального директора ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» |
Мишин Олег Николаевич | Начальник Организационно-аналитического управления ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» |
Тарасов Андрей Юрьевич | Директор Департамента кредитования ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» |