1. Понятие социальной нормы.
2. Типы и виды девиаций.
3. Социальный контроль.
1.Понятие социальной нормы.
Исходным для понимания отклонений служит понятие норма. Однако дихотомия норма-аномалия относится к числу наименее определенных в науке.
Под нормой понимают: усредненное значение какого-либо признака; наиболее распространенный, среднестатистический вариант протекания процесса, деятельности; идеальный желаемый тип, образец, эталон и т. п.
Вместе с тем, в теории организации складывается наиболее общее — для естественных и общественных наук — понимание нормы как предела, меры допустимого. Для физических и биологических систем — это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это — естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения систем.
Социальная норма определяет исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.
В отличие от естественных норм протекания физических и биологических процессов, социальные нормы складываются как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (и тогда она является естественной), либо отражать их недостаточно адекватно, а то и находиться с ними в противоречии будучи продуктом искаженного (религиозного, политизированного, мифологизированного) отражения объективных закономерностей. И тогда оказывается анормальной сама такая норма, нормальны же отклонения от нее, ее нарушения (казнь Коперника на основании норм церковного правосудия, запрет на инакомыслие в тоталитарных режимах, спекуляция была уголовно наказуема в СССР).
|
Социальные нормы - стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия.
Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. Система социальных норм общества призвана обеспечить общественный порядок.
Основные факторы, влияющие на формирование норм:
1)национальные и этнические особенности населения;
2)конкретная социально-историческая среда;
3)общеполитические факторы;
4)экономические факторы.
Классификация социальных норм:
1.по носителям норм:
-общечеловеческие,
-нормы отдельного общества,
-нормы отдельной социальной группы (субкультуры).
2.по характеру регламентирования:
-формальные (правовые);
-неформальные (моральные).
3.по сфере деятельности:
-экономические,
-политические,
-религиозные и др.
4.по функциям:
-оценочные,
-ориентирующие,
-контролирующие,
-поощряющие.
В системе социальных норм выделяют, помимо правовых норм, моральные нормы (правила поведения с точки зрения добра и зла), религиозные нормы (правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму божественного начала), корпоративные нормы (правила поведения, регулирующие отношения людей в организациях), обычаи и традиции (стихийно сложившиеся правила поведения, закрепившиеся в результате многократного повторения, зачастую передаваемые из поколения в поколение), ритуалы и обряды (символические действия), а также деловые обыкновения, договорные нормы и т.п. Несоциальные (технические, производственные, сельскохозяйственные, санитарно-гигиенические) и другие нормы регулируют отношение человека к природе, технике, материальным объектам.
|
2.Типы и виды девиаций.
Под девиантным (Лат. deviatio — отклонение) поведением понимают: (1) поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам);
(2) социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям (социальные отклонения).
В первом значении — как индивидуальный поведенческий акт — девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой, психиатрией. Во втором значении оно служит объектом социологии. Смешение этих двух понятий, уровней отклоняющегося поведения приводит к многочисленным методологическим трудностям.
|
Вообще отклонение, будучи необходимым элементом механизма изменения, присуще любой системе. "Если рассматривать отклонение в более широком плане, то оно тесно связано с изменчивостью и устойчивостью движения, с неоднородностью материи. По-видимому, отклонение является элементарной и, вместе с тем, в определенном отношении наиболее общей формой (выражением) изменчивости, а также неоднородности объективного мира".
Спонтанные отклонения в неживой природе принято называть флуктуациями. Они могут привести как к гибели системы, так и к ее развитию. Отсутствие флуктуации в природе означало бы, очевидно, бесконечно однообразное движение элементарных частиц. По мнению И. Пригожина и И.Стенгерс, именно флуктуации определяют глобальный исход эволюции системы. Тезис тех же авторов — порядок через флуктуации—отражает роль последних в саморазвитии неживых систем. Бесчисленные физико-химические флуктуации привели в конечном итоге к возникновению жизни на Земле.
В механизме биологической эволюции существенная роль также принадлежит отклонениям — мутациям. Мутации, с одной стороны, нарушают организованность живых систем, приводят к их гибели. С другой стороны, именно они служат первичным фактором эволюции, ее сырьем, движущей силой отбора, путь которого состоит в отбраковывании (элиминации) особей с негативными для адаптации вида мутациями и наследственном закреплении мутаций, полезных для сохранения и эволюции вида.
Таким образом, речь идет опять-таки о двойственном (позитивном-негативном) характере отклонений относительно сохранения и прогрессивного развития живых систем. Более того, есть основания полагать, что негативные мутации и иные отклонения от нормы могут сами по себе (а не только в комплекте с позитивными) выполнять определенные функции. Еще И. П. Павлов рассматривал болезнь не только как нарушение адаптационного механизма, но и как физиологическую норму приспособительной реакции.
Не существует каких-либо форм деятельности (поведения), которые были бы девиантны по своей природе, по своему содержанию. Все социальные девиации относительны, носят договорной (конвенциональный) характер – в зависимости от ценностей, норм, оценок, распространенных в конкретном обществе. Все девиации суть социальный конструкт.
Относительность, как девиаций, так и норм связана:
-с временем действия (в разные исторические эпохи одно и то же явление рассматривалось то как норма, то как девиация);
-с местом действия (разное понимание нормы в тех или иных странах, регионах);
-с наличием субкультур в общей культуре;
-с различной степенью социальной терпимости (одно и то же нарушение может повлечь разные виды наказания);
-с противоречивостью самих норм.
Социальные отклонения могут иметь для системы двоякое значение. Одни из них — негативные (социальная патология) — дисфункциональны, нарушают функционирование системы, дезорганизуют ее, создавая угрозу самому существованию. Другие — позитивные (социальное творчество (научное, техническое, художественное), проявления гениальности, героизма) — служат средством совершенствования, прогрессивного развития системы, повышения ее организованности, устраняя устаревшие стандарты поведения.
При этом качества позитивное и негативное не имманентно присущи определенным формам отклоняющегося поведения, а лишь выражают отношение к ним общества. Границы между социально позитивным и негативным весьма подвижны во времени и пространстве социумов.
Существует более широкий взгляд на норму и девиацию, сторонники которого рассматривают общество как систему, стремящуюся одновременно к сохранению и изменению. При таком подходе принято позитивные девиации считать средствами прогрессивного развития, устранения консервативных стандартов, а негативные девиации – явления, нарушающие функционирование системы. Очевидно, что данный подход рассматривает современное общество как все более «девиантное», что связано с ускорением происходящих социальных изменений.
Н.Луман говорит о девиантности социальной реальности и предлагает интересоваться собственно девиантностью, а не рациональностью.
«Феномен девиации – интегральное будущее общества… Девиации – важнейшее измерение повседневной жизни». (Higgins, Butler, 1982).