Семинарское занятие № 6 (Модуль 5)
Теоретические и методические основы процесса
Воспитания в высшей школе
Вопросы для изучения и обсуждения
1. Воспитание как составная часть целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы воспитания в высшей школе.
2. Современные концепции и методологические подходы к воспитанию.
3. Цели и содержание воспитания студенческой молодежи.
4. Методы и формы воспитания в вузе.
5. Понятие о воспитательной системе, «воспитательной среде» и «воспитательном пространстве» вуза.
Рекомендуемая литература для подготовки к семинару и самостоятельной работы
1. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2001. – № 1.
2. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХІ века / О.С. Газман // Новые ценности образования. – Вып. № 6. – М., 1996.
3. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/?type=text®num=Hk1100243#load_text_none_1_1–. Дата доступа: 29.03.2016.
4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/?p=7769. – Дата доступа: 01.03.2016.
5. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Педагогика. – 2000. – № 7.
6. Методика воспитательной работы: учеб пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 114 с.
7. Педагогика: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 4-е изд. – М.: Шк. Пресса, 2004.- 512 с.
8. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Пед. об-во России, 2001.- 204 с.
|
9. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания: учеб пособие для вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.
10. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова // Педагогика. – № 6. – 2000.
11. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 1 / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жасскон, 2007. – 192 с.
12. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 2 / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жасскон, 2008. – 192 с.
13. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 125-132.
14. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: Сфера, 2003. – 160 с.
15. Теория и практика воспитательных систем: в 2 т. / под ред. Л.И. Новиковой. – М.: Педагогика, 1993. – 512 с.
16. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. об-во России, 2000. – 128 с.
I. Подготовка к занятию
Учебно-исследовательские и творческие задания
Изучите материалы лекции по теме семинарского занятия и заполните таблицы 1, 2, 3, 4.
Таблица 1. Концепции содержания воспитания
Название и авторы концепции содержания воспитания | Краткая характеристика концепции |
Таблица 2. Принципы воспитания
Принцип воспитания | Содержание принципа воспитания |
Таблица 3. Классификация методов воспитания
Методы воспитания |
I группа | II группа | III группа | IV группа |
|
Таблица 4. Классификация форм воспитания
Основание или автор классификации | Формы воспитания |
1.2. Изучите Кодекс Республики Беларусь об образовании (ст. 18) и Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи) (см. источник № 3 в списке рекомендуемой литературы или текст в приложении к семинару).
Подготовьте учебное сообщение на тему «Кодек РБ об образовании (2011) и Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (20 15) о направлениях и содержании воспитания в высшей школе».
Источник: Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://etalonline.by/?type=text®num=Hk1100243#load_text_none_1_1–. Дата доступа: 29.03.2016. или
КодексРеспублики Беларусь об образовании [от 13 января 2011 года]: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года: одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года. -- Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь,2011. -- 400 с.
Проанализируйте тексты 3.1.1, 3.1.2 (см. раздел III) о сущности, закономерностях, принципах воспитания
³ выделите основные идеи;
³ выразите свое мнение о прочитанном;
³ письменно ответьте на вопросы к текстам.
Напишите реферат на одну из предложенных тем. Подготовьтесь к тезисному изложению его содержания на семинарском занятии.
Темы рефератов:
1. Методологические основы гуманистического воспитания.
2. Проблема целеполагания в воспитании.
3. Специфика воспитательного взаимодействия в вузе на этапах адаптации, интеграции и индивидуализации студентов.
|
4. Воспитательная система, «воспитательная среда» и «воспитательное пространство» вуза.
Примечание: при выполнении задания 1.4. задание 1.2. может выполняться без подготовки учебного сообщения.
II. Проведение занятия
2.1. Реализация метода «Пресс-конференция с воспитанным человеком».
План реализации:
1. Все, кто считает себя воспитанным человеком, приглашаются принять участие в пресс-конференции.
2. Распределяются роли: пресс-аташе (ведущий конференции); пресс-секретарь – сотрудник информационного агентства, ведущий протокол и отвечающий за соблюдение регламента; группа поощрения придумывает виды поощрений за хорошее и интересное освещение вопроса (медаль, значок, грамота, диплом и др.), в конце вручает поощрительные атрибуты «воспитанным людям«. Группа порядка учитывает этику поведения присутствующих и вносит свои суждения по ходу конференции.
3. Задаются вопросы.
4. Организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.
2.2. Заслушивание учебного сообщения и рефератов, их обсуждение (в соответствии с заданиями 1.2, 1.4).
Обсуждение результатов выполнения заданий 1.1. и 1.3. Презентация таблиц 1-4.
2.4. Реализация метода «Интеллектуальные качели». Проблема для оперативной дискуссии задается следующими недоконченными предложениями:
«Я думаю, что основной проблемой воспитания в школе и в вузе является …».
«Причинами этой проблемы являются …».
«Я предлагаю следующие пути и средства этой проблемы».
2.5. Итоговая рефлексия: напишите и зачитайте педагогическое эссе на одну из тем:
1) «Если бы я был (а) воспитателем…»
2) «Мои представления об идеальном воспитателе»