Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Диюрская основная общеобразовательная школа»
Арктика – боль и
Надежда России
География
Класс
Ануфриева Екатерина Ивановна
Учитель географии
Диюр
Арктика – боль и надежда России.
google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Цель урока:
Показать проблемы, связанные с использованием Арктической части территории России и наметить пути решения этих проблем.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с необходимостью исследований Арктики и их ролью в жизни России
- закрепить знания о природе Арктики
- назвать основные направления экономической, социальной, национальной политики Российского Севера; задуматься о национальной идее - обустройстве новой России
- создать условия для развития умения формулировать собственную
точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Воспитательные:
- формировать экологическое мировоззрение, представления о неразрывной связи человечества и природы планеты;
- формировать чувство коллективизма через совместную творческую деятельность.
Развивающие:
- учить работать в группе, формировать коммуникативные компетенции учащихся;
- умение работать с дополнительными источниками информации;
- развивать умение применять полученные знания при выполнении творческих заданий;
- продолжать формирование умений работать с географической картой, устанавливать причинно - следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Форма проведения урока: Деловая игра в виде проведения экспедиции
Тип урока: объяснительно-иллюстративный
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая
Методы обучения: частично-поисковый, наглядно иллюстративный,
Оборудование:
- карты географические,
- мультимедийный проектор,
- презентация,
- видеофрагменты.
- Кейсы
План урока.
1. Организационный момент.
Говорят, подростки не любят учиться. Но почему-то, когда они становятся сотрудниками экспедиции, все бывает совсем наоборот. И если вы не боитесь трудностей, п редлагаю вам попробовать себя в роли молодых ученых, где я, Екатерина Ивановна, учитель географии буду вашим научным руководителем, и мы отправимся в Российскую Арктику.
· Сегодня Арктика становится «яблоком раздора», поэтому хочется понять, что происходит?
· Почему, прежде не очень нужная terra Incognito, стала такой притягательной?
· Какой должна быть Арктическая политика России условиях обострения ситуации в Арктике?
Нам предстоит не просто обсудить «Северный вопрос», мы должны решить, как со всеми своими богатствами, громаднейшими землями не превратиться в беднейший народ в мире.
Мы будем работать под девизом «Через завоевание льдов к могуществу и славе России!»
Это дерзко, актуально и жизненно важно для всех нас.
Задачи экспедиции следующие:
1. Дать оценку современного положения России в Арктике и дать экспертную оценку перспектив использования территории Арктики в ближайшем будущем. Ответить на вопрос: «Нужна ли Арктика России?»
2. В задачу членов экспедиции входит заполнение матрицы для выявления плюсов и минусов в современном состоянии Арктики, чтобы не субъективно, а методом сравнительного анализа определить наиболее перспективные направления работы, основываясь на представленных докладах.
У вас на столе лежат кейсы с необходимой информацией, таблица – матрица и SWOT – анализ конкурентоспособности Арктической зоны РФ.
№1 – схемоконспект «Общая характеристика Арктики»
№2 - Таблица для оценки состояния
№3- SWOT – анализ
Как мы работаем?
- Постановка проблемы Нужна ли сегодня России Арктика? Здесь мы работаем вместе. Подбираем вопросы для проведения интервью.
- Затем работа в группах:
1-я группа - анализирует предпосылки для развития туризма в Арктике.
2-я группа - находят подтверждения для создания промышленных проектов
3-я группа – выявляет необходимость военного присутствия
♦ Найдите в представленных материалах аргументы «за» и «против».
♦ Приведите свои доводы.
♦ Заполните таблицу: аргументы «за»; аргументы «против».
♦ Примите решение и обоснуйте его.
· Отчет по группам
· Резюме: обмен мнениями и принятие решения.
Таблица для оценки состояния
Специалисты | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
1 группа /находят предпосылки для развития туризма/ | ||
2. группа /находят подтверждения для создания промышленных проектов/ | ||
3.группа/ необходимость военного присутствия/ |
Ход урока
Теория - неотъемлемая часть активной экспедиционной практики. Что же такое Арктика или Север? Вот первый вопрос, который заставляет задуматься всерьез и надолго, хотя для неспециалиста он звучит достаточно наивно. /Просмотр видеоролика: «Вот она Арктика»/
Слайд №3-4 Арктика – от (греч. arctos — медведь (по созвездию Б. Медведица) — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь около 27 млн. кв. км, из них 11 млн. км2 принадлежит России, а это 2/3 страны
Слайд №5 В каких экономических районах она располагается?
К Арктике на сегодняшний день относятся: Европейский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный Север.
А теперь вы находитесь на борту ледокола "Россия" и мы совершим виртуальную экспедицию в Баренцево море. Слайд №5 Знакомство с маршрутом. Слайд №6-7, плывем по водам Баренцева моря мимо хозяев Арктики.
Слайд№8 «Страна большого медведя», эта холодная белоснежная часть планеты привлекала отважных исследователей, которые с неимоверными трудностями проникали на ее территорию, наносили на карту ее острова и архипелаги. Вот некоторые из них: С.Челюскин, В. Беринг,Д.и Х. Лаптевы, Г. Седов, С. Дежнев….
Отто ШМИДТ российский ученый, академик государственный деятель, организатор освоения Северного морского пути.
Иван ПАПАНИН, российский полярный исследователь, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, возглавлял первую советскую дрейфующую станцию «СП-1».
Валерий ЧКАЛОВ, российский летчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершившего беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — США.
Казалось бы, все очевидно: русские исследователи и путешественники ценой собственных жизней заработали для России право считать эти территории своими.