Сочинение – это упражнение по риторике, характерное для школьного и университетского образования во Франции. Сочинение должно включать вступление, изложение (дословно: развитие), состоящее из нескольких частей, которые связаны друг с другом с помощью переходов, и заключение.
Тема может иметь несколько форм: утверждение, вопрос, цитата, понятие, концепт…
Метод, напротив, остается без изменений, независимо от темы. Он заключается в организованном и обоснованном размышлении на предложенную тему. Важно очертить проблематику, то есть составляющие высказывания (вынесенного в качестве темы)
1: какие ключевые концепты затрагивает поставленный вопрос, 2: в каких областях, - что позволяет определить точку зрения на исследование (дословно: угол исследования) этой темы (направление, которое вы придаете размышлению).
Из этой проблематики следует план, то есть организация идей, связанность размышления и знаний кандидата.
1. ПЛАН
а. Вступление
Хорошо выполненное задание отличается хорошим вступлением - это первое впечатление, которое возникнет у читателя. Цель вступления – представить тему и в то же время основные моменты плана, предполагая, что проверяющий незнаком с темой.
Вступление обязательно должно содержать следующие компоненты:
- Ситуация или общее представление темы: общая фраза, которая вводит тему и уже заранее показывает ее уместность и интерес. Однако следует избегать обобщений и «штампов», как, например, «Во все времена…», «Эта тема очень интересна…». Выбрать оригинальный способ представления темы. Чтобы определить, насколько значима эта первая фраза, задумайтесь, могла бы она подойти для любой другой темы. Если да, то следует найти другую фразу.
|
- Анализ-проблематика высказывания: рассмотреть тему термин за термином. Если тема обширная, то разделите ее на смысловые части и анализируйте каждую, не забывая при этом делать связные переходы между ними. Следите за тем, чтобы изложение было точным, ясным и обращайте внимание на выбор терминов. Анализ-проблематика – это «нерв» вашего задания.
- Резюме плана: речь идет о том, чтобы указать порядок, в котором будут рассмотрены вопросы, но не о том, чтобы сразу же дать ответы на них. Большие части должны быть указаны в том порядке, в котором они рассматриваются и логически связаны между собой.
b. Изложение (развитие идеи)
Не бывает сочинения без плана, а плана без проблематики.
Для одной и той же темы всегда может быть составлено несколько планов.
План - это «каркас» сочинения. Он необходим для того, чтобы организовать ваше размышление и с помощью этой организации сделать его более убедительными и эффективным, что при этом не подразумевает категоричного утверждения: обращайте внимание на нюансы.
Изложение включает две части в работах по праву и социологии (преимущественно) и три части в заданиях по философии, литературе, истории и, иногда, по социологии. Каждая часть должна содержать две (обычно в работах по праву) или три подпункта, сосредоточенных вокруг понятий, аргументов, позиций авторов, вопросов.
Подпункт может быть раскрыт вокруг примера: идея, которую вы предлагаете, пример, анализ примера и что он привносит в ваше размышление. Пример никогда не должен быть исчерпывающим, он сопровождает ваше задание. Не следует приводить пример ради самого примера. Использование противоположного примера может оживить вашу работу.
|
Самое важное в плане – это развитие, которое он предлагает, представляя аргументы и нюансы. Отправляясь из пункта А в начале работы мы пребываем в пункт Б в ее завершении. Пример плана: диалектический план (тезис, антитезис, синтез).
Как найти хороший план?
План должен соответствовать двум условиям:
1. быть вытекающим из темы и применимым только для этой темы.
2. наилучшим образом подходить вашим знаниям и идеям.
Однако главное – размышлять: речь не идет о том, чтобы пересказывать лекцию.
Итак, план должен быть:
- специальным
- органичным (связность и постепенное развитие в размышлении)
- критическим (аргументация: рассуждать об идеях, подтверждая их доказательствами или опровергая возражениями).
Практические рекомендации:
- анализировать основные термины по теме и формулировать вопросы, которые она предполагает.
- составить список идей и примеров, которые помогут на них ответить.
-постараться выделить большие фрагменты (части плана, которые имеют свою собственную внутреннюю логику и служат для иллюстрации одного и того же).
c. Заключение
- Возвращение к основным этапам рассуждения и их переформулирование. Для каждой части изложения (основная часть) следует составить не более одной фразы.
- Личное суждение, но обоснованное (в связи с изложением) и с выделением нюансов(не категоричное).
- Выход на другое обсуждение, расширение темы.
|
ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ТЕМЫ
Это самая серьезная ошибка. Отклонение от темы, даже если оно интересно, будет оценено очень плохой отметкой.
Отклонение от темы – это случай рассмотрения другой темы, в отличие от заданной, вследствие неверного толкования.
Риск отклонения от темы может возникнуть на этапе проблематики, а также в ходе рассуждения. Склонность к отступлениям естественна. По каждой новой идее необходимо задавать себе вопрос: занимает ли она свое место в вашем изложении.
Знать, что охватывает ваше изложение – это также знать, что оно не охватывает. Организовать свои мысли – это значит выбирать и устанавливать границы.
Избегать отклонения от темы – это также способ лучше исследовать саму тему, определить ее границы, чтобы как можно лучше выделить главное в ней. Это отдельный элемент в технике написания сочинения.
Типология отклонений от темы:
- в результате непонимания: смешение терминов, искажение или отсутствие смысла.
- в результате отклонения от направления рассуждения
- отсутствие перспективы развития или ошибка в установлении последовательности: излагать понятия по теме, не рассматривая конкретную проблему, которая задана темой (ни план в виде списка, ни пересказ лекции).
2. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ
а. Параграф
Параграф – это единица смысла, состоящая из нескольких фраз, первая из которых начинается с отступа.
Не следует представлять свое сочинение единым текстом, как и начинать каждую фразу с красной строки: деление на параграфы служит облегчению чтения (один параграф на одну мысль).
Параграф может соответствовать цитированию примера: анализ и обоснование этого примера в развитии размышления.
Первая фраза параграфа вводит его идею. Таким же образом, параграф должен закончиться фразой, представляющей неполное заключение и переход к следующему параграфу.
b. Переход
Переходы являются необходимыми элементами, которые обеспечивают связность вашего задания. Они отражают логику рассуждения, делают вашу речь связной и сопровождают читателя в понимании вашего размышления.
Переход от одной части к другой осуществляется с помощью связного перехода.
Связывать между собой все фразы нет необходимости, но при этом рекомендуется хорошо связывать параграф с помощью соответствующих переходов: слов-связок. Это слова или словосочетания, которые имеют логический смысл и обеспечивают логику связывания идей.
Чтобы сделать хороший переход, всегда задавайтесь вопросом какова логическая связь (причина, следствие, ограничение…), которая соединяет два фрагмента вашего размышления.
Два необходимых правила: - использовать разнообразные слова-связки, чтобы избежать повторений
- выбирать уместный термин, чтобы выделить нюансы идеи.
c. Оформление
- Пропускать две строки: - между вступлением и первой частью
- между последней частью и заключением;
- Пропускать строку между частями.
- Обозначать начало нового параграфа красной строкой.
- Сделать части пропорциональными: 50 строк и более для частей изложения (основной части), около 15 строк для вступления (кроме работ по праву) и 12 строк для заключения.
- Избегать использования телеграфного стиля, сокращений и слишком длинных фраз.
- Простота, точность. Избегать пустословия.
- Оставлять левое поле страницы для проверяющего.
- Аккуратность и читаемость.
- Во французском языке заглавия произведений подчеркиваются.
Рекомендуемое распределение времени:
1 час для:
- чтения и понимания темы
- наброска идей (черновик)
- составления плана
20 минут для:
- написания вступления, переписывания на чистовик
2 часа 20 минут для:
- написания изложения (основной части) непосредственно в сочинении (на чистовик)
10 минут для:
- написания и переписывания заключения
10 минут для:
- перечитывания (орфография, синтаксис).