Национальная политика СССР в 1920-е годы




На начальном этапе существования СССР партия пыталась определенным образом учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках в 1922 г. духовенству были возвращены принадлежавшие ему ранее земли, восстановлены шариатские суды. Государственные и партийные органы проявляли терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов.

Довольно гибкая политика проводилась и в отношении малочисленных народов Севера, занимавшихся охотой, рыболовством, оленеводством. Им предоставлялось право на самоуправление с учетом обычаев и традиций (родовые Советы и их съезды, туземные управы, исполкомы и т.п.), создавались условия для развития традиционного хозяйственного и культурного уклада.

Особое внимание центральные органы власти уделяли вопросам развития малых народностей СССР. В первую очередь весьма значительные средства выделялись на развитие народного образования, а также на организацию национальных издательств. Есть потрясающие примеры, когда в кратчайшие сроки у дописьменных народов создавались национальный алфавит, а всего через несколько лет уже было отделение Союза писателей, свои газеты. В Москве и Петрограде (который после смерти Ленина в 1924 г. был переименован в Ленинград) были открыты институты народов Востока и народов Севера.

Одним из направлений национальной политики в 20-е гг. являлась так называемая «коренизация». Ее целью было привлечение представителей местных народностей к государственному управлению. На административные должности в приказном порядке стали назначаться коренные жители. Через систему льгот, «национальных наборов» в вузы началась ускоренная подготовка кадров, из которых впоследствии сложилась местная элита, занявшая основные административно-управленческие должности и привилегированное социальное положение. В то же время политика «коренизации» на деле нередко оборачивалась ущемлением прав других национальностей.

С течением времени федеративные принципы организации будут заменятся унитарными, что станет основой для обострения межнациональных проблем в СССР.

Вывод

Национально-освободительное движение являлось важной составной частью революционного движения в стране. Различные политические силы разрабатывали свои программы решения национального вопроса – от единой неделимой унитарной России до федеративной и т.д.

Программа партии большевиков по национальному вопросу во многом способствовала их победе в гражданской войне. Но, провозглашая право наций на самоопределение, большевики не стремились к расколу России. Напротив, они стремились сохранить по возможности ее целостность.

Все республики были связаны военно-политическим, дипломатическим союзами, единой Красной армией, партийным руководством, общей экономикой по плану ГОЭЛРО. Власть осуществляла единая коммунистическая партия (КП), руководимая центральным комитетом (ЦК) из Москвы.

Предпосылки образования СССР:

1. Исторические – длительное развитие в составе одного государства (Российской империи);

2. Экономические – тесные экономические связи между регионами;

3. Политические – установление диктатуры пролетариата во главе с коммунистическими партиями в республиках.

Национальная политика в СССР была направлена на преодоление исторически сложившегося неравенства народов в хозяйственной, социальной и культурной сферах.

Образование СССР способствовало: усилению военной мощи страны, давало возможность для плодотворного экономического развития и укрепления коммунистического режима. В рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру. Советских людей сплачивала идея интернационализма и дружбы народов. Возникла новая советская империя.

Однако следует отметить, что, формально оставаясь федеративным государством, по сути СССР, таким никогда не был. Право на выход республик из состава существовал на бумаге, а в действительности же СССР практически унитарное государство, с достаточно жесткой централизацией, где власть советов подменялась властью партии ВКП(б). В основу административно-территориального деления страны был положен национально-этнический принцип. Этот принцип ущемлял права отдельных наций и права русских в национальных образованиях.

Образование СССР затормозило становление подлинной национальной государственности, деформировало развитие национальной культуры. Но нельзя отрицать и того, что, по сравнению с царским периодом российской истории, юридический и фактический статус большинства народов заметно вырос.

Список используемой литературы

1. Гросул В.Я. Образование СССР (1917–1924 гг.). - М.: ИТРК, 2007. - 216 с.

2. История национально-государственного строительства в СССР 1917 - 1978. Т. 1. Национально-государственное строительство в СССР в переходный период от капитализма к социализму (1917 - 1936 г.) / - М.: Мысль, 1979.- 354 с.

3. ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР. Письмо Л. Б. Каменеву для членов Политбюро ЦК РКП(б). 26 сентября 1922 г. - В.И. Ленин. Полное собрание сочинений Том 45, стр. 211—213.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: