Гармония в додекафонной композиции.




Вопросы и требования к экзамену по гармонии. II курс, 2018

1. Техника синтетаккордов Н.Рославца.

2. Путь к 12-тоновой музыке. Й.-М. Хауэр. Ф.Х.Кляйн.

3. Додекафония. Основные понятия.

4. Серия, ее формы и способы преобразования.

 

Гармония в додекафонной композиции.

Серийные созвучия – это конкорды. Додекафонная вертикаль – это свободно выбираемые композитором полифонические созвучия.

Методы гармонической вертикали при одноколейной диспозиции: 1) вертикализация сегментов серии, например тоны 3-4-5 звучат одновременно, образуя специально расположенный аккорд – тематическая гармония (Пример квартаккордов из «Солнца инков» Денисова; Пример: Шенберг, пьеса для фортепиано оп. 33а);2) вертикализация несмежных тонов серии; по аналогии с производными сериями — производная гармония, напрмер, из тонов серии 2-5-6-7; 3) свободно-серийная гармония, интонационно-мелодически окрашенная звуками серии, но с нетематической вертикалью, (например 1-2-3-4);

5-6-7-8

9-10-11-12

свободная вертикаль, произвольно устанавливаемая согласно слышанию гармонии композитором (и уже под нее подкладывается серийность). (Пример Веберн, Кантата «Свет глаз» оп.26). В данном примере серийная диспозиция четырехколейна. Верхняя пара голосов пущена параллельно в септиму, нижняя так же, но это ряд другой формы. В результате каждый аккорд состоит из двух эндекад, находящихся в различном соотношении (считать по основаниям). Все аккорды и различны по интервалике, и однотипны. Их экспрессия типична для Веберна — сочетание крайней внутренней напряженности, общей утонченности и живости звучания.Критерий основного тона здесь неприменим. Принципом аккордики является мотивировка эндекадой. Трехзвуковая основа четырехзвучий, считая от «оси» 5.11-4.11-9.11-3.11-8.11. Для того, чтобы получить эти созвучия, Веберн устанавливает соответствующим образом серийные ряды. Желание слышать именно эти гармонии было стимулом к созданию такой серийной диспозиции.

Двух-, трех- и четырехколейность свободно комбинирует эти методы, прибавляя к ним сочетания гармонических элементов, принадлежащих разным серийным рядам. Вертикальные комплексы набираются из очередных звуков, предоставляемых серийными рядами, а их выбор и совмещение в вертикали предоставляется гармоническому мастерству автора.

Серийная двенадцатитоновость сохраняет в себе некоторые важнейшие принципы генетически предшествующих ей методов модальности и тональности.

Общие черты серийной 12-ти тоновости и модальности: 1) сходство формы материала, то есть звукорядной формы, излагаемой обычно линейно-мелодически; 2) формой главных элементов модуса явдяется звукоряд, гамма; 3) тотальная 12-тоновость серии может рассматриваться как тип симметричного лада с ЦЭ 12:12. Отсюда и распространенность типичных симметрично-ладовых отражений — тритоновых «шестерок» (Пример!), большетерцовых (Пример!), малотерцовых (Пример!), целотоновых (Пример!), симметричных отражений по вертикали и по горизонтали (Пример!) - отсюда и две пары симметричных друг другу основных форм серии).

Общие черты серийной 12-ти тоновости и тональности: 1) происхождение серийной 12-ти тоновости из недр позднеромантической гармонии; 2) эмансипация ДКЭ, превращающая его в микросерию; 3) «синтетаккорд» скрябинского «Прометея» (Пример), который служит источником выведения всей звуковысотной ткани сочинения.

Ведя свое происхождение от классической тоники, п рометеев аккорд показывает пути ее эволюции к типу серии:

1) трезвучие заменяется диссонантным многозвучием, требующим постоянного повторения в разных видах;

2) дальнейшее движение по этому пути приближает многозвучие к 12-звучию, а повторность — в выведение всей ткани из этого ЦЭ-источника;

На путях этой эволюции центр тяготения — основной тон — превращается в центральный тон (центр звуковой структуры и ориентир движения в данном модусе)

3) свокруг центрального тона (интервала, созвучия), обычного в додекафонной пьесе, складывается индивидуальная иерархия отношений, аналогичная иерархии звуковых связей вокруг тоники;

4) в составе серии нередки терцовые аккорды, имитирующие сложноладовые последования позднеомантической музыки.

Формы ЦЭ в тональности Формы ЦЭ в модальности
1) основной тон и тоническое трезвучие, где единотональность является основным правилом. 2) единицей гармонической структуры является звук и трезвучие. 1) основной тон\интервал\аккорд\весь ряд целиком на одной высоте.   2) все 12 звуков ряда являются единицейгармонической структуры,   3) особую роль имеет высотапроведения.

 

Признаки замкнутой структуры в додекафонной музыке:

1) в начале первые тоны серии на одной серии, а в конце — последние.

2) (Пример из Пьесы для фортепиано оп. 33А Шенберга), где заключительный каданс представляет собой тональной замыкание, где носителем тональости выступат серийный ряд P(b-e);

3) совпадение последнего звука серии и последнего звука в произведении;

 

В додекафонии применяется и тональная разомкнутость (Пример Скрипичный концерт Берга), который принципиально программно разомкнут. Обе тоники введены в состав серии: 1 часть — g, 2 часть — b. Звуки наделены программным смыслом (Манон Гропиус и инициал фамилии композитора). Тоника B-dur с секстой, завершающая концерт, соединяет две тоники внутри себя.

 

6. Додекафония и музыкальная форма

7. Додекафония Веберна

8. 12-тоновость после Веберна. Сериализм

9. Сонорика. Алеаторика.

Микрохроматика

Микрохроматика — это применение интервалов уже полутона.

Экмелика — это применение звуков без определенной высоты, глиссандирующих, нестабильных звукоступеней.

М. была известна еще в Древней Греции, наряду с диатоникой и гемиоликой была одним из распространенных из трех интервальных родов. Рода интервалики с четвертитонами назывался энармоникой, четвертитоновый интервал носил название диеса. В эпоху Возрождения предпринимались попытки возобновить микрохроматическую интервалику (Вечентино, Гюйгенс).

Лады — интервальные «организмы», элементы которых наделены различными смысловми значениями; интервалика в систематизированном виде — это «сетка», чьи «нити» плетутся интонационными ходами разворачивающимися во времени лада.

М. ХХ века — результат развиися позднеромантичесой гармонии и ладовости. Она — следствие необходимого контраста к полутону, интрвального «диссонанса» к нему.

Специфика М. состоит в ступенной двойственности.

Мышление в звуках всегда имеет предпосылкой возможность предслышания звукоступени: прежде чем спеть звук, человек слышит, как он должен прозвучать, и далее «становится» на слвшимую высоту.

Следовательно, М. –кая высотность делится на мелизматическую и ступенную. При мелизматической высотности высота микротона запоминается как определенная окраска основной звукоступени.Ступенная трактовка предполагает перескок через ряд высот, однако предслышание на таrом уровне практически невозможно.

В нашем сознании мы понимаем произведение лишь в той мере, в какой мы в состоянии его интонировать, как если бы мы его пели.

М. значительно расширяет возможности мелодического интонирования и гармонии сонорного типа. Природа М. – модальная, поэтому особая детализированность интонации касается прежде всего основного мелодического шага, интервала секунды. В отличие от древнегреческой монодии, современная музыка истолковывает все интервалы М., кроме микросекунды, как составные, то есть предполагающие либо реально имеющие между образующими интервал звуками еще один звук или более.

Возможны и находят применение другие виды микроинтервалов, получаемые в результате деления тона или октавы на иное число микрочастей.

Не будучи фиксированной, М. и Э. встречается и у профессиональных исполнителей, и в народной музыке, и в джазе.

(«Фортепианное трио Денисова», ЗпГ, с. 246-248 - утончение, «Книги для оркестра» Лютославского – нарастание сонорности).

М. и Э. могут выступать вне тоновой музыки или взаимодействовать с ней.

(Шостакович, «Нос» №4 – автономное использование Э.)

 

11. Спектральный метод сочинения и звуковысотная структура музыки.

12. Из истории гармонии. Античная звуковысотная система

Что необходимо играть (наизусть)

Серии:

* Шёнберг Сюита ор. 25

* Веберн Симфония ор. 21

* Берг Скрипичный концерт

* Берг Лирическая сюита

* Стравинский «Агон»: Двойной бранль

* Шнитке Второй скрипичный концерт

Блюзовый квадрат

Лады Мессиана (отдельные примеры, показывающие принцип систематики)

Лады Шостаковича (то же)

Два ряда Хиндемита

Какие определения необходимо знать

1. Алгоритм анализа новых явлений в гармонии ХХ века

2. Алеаторика

3. Блок-аккорд

4. Блюзовый лад

5. Виды полигармонии

6. Гемиаккорд

7. Гемигруппа

8. Двенадцатиступенность

9. Двенадцатитоновость / гемитоника

10. Додекафония

11. Интерверсия

12. Интерполяция

13. Кластер

14. Колейность

15. Лад

16. Модальность

17. Определение додекафонии (по Шёнбергу)

18. Основной тон

19. Пермутация

20. Роды интервальных систем

21. Ротация

22. Свойства звука

23. Сериализм

24. Серийная диспозиция

25. Серия

26. Симметричные лады

27. Синтетаккорд

28. Сонор

29. Сонорика

30. Сонористика

31. Терцовый тетрахорд

32. Тональность

33. Троп

34. Функции хроматической тональности

35. Центральное созвучие

36. Центральный тон

37. Центральный элемент



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: