Дидактическая игра «Слово заблудилось».




Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Правила игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

1.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Вопросы:

Кто ползет? Как вы думаете, куда лук ползет? (Он растет, тянется вверх). Лук может ползти? (Нет) Тогда кто же ползет? (Жук). Что перепутал Незнайка? (Слово перепутал). Незнайка, ползет жук, а не лук!

2.Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Вопросы:

Что врач назначает больному? (Цапли).

Может быть такое лекарство? (Нет).

Что тогда назначил врач? (Врач назначил капли).

Что снова перепутал Незнайка? (Слово перепутал Незнайка).

3.Жучка будку (булку) не доела.

Неохото, надоело.

Вопросы:

Что ела Жучка?

Почему будку нельзя есть?

А что же она ела? (Булку).

4.Забодал меня котел (козел),

На него я очень зол.

Вопросы:

Что такое котел? (Он не может бодать). А кто бодал? (Козел, потому что у него есть рога).

И снова, в чем ошибка? (Слово перепутал Незнайка).

Ребята приходят к выводу, что Незнайка перепутал слова.

Воспитатель:

-О чем получились у Незнайки стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).

Молодцы, правильно. Это небылицы. Интересные небылицы написал Незнайка? (Интересные, смешные).

Обращаюсь к Незнайке:

-Хорошие у тебя стихи, Незнайка, и ребятам нравятся, только они называются небылицы. Поэтому твои небылицы понятны ребятам из Солнечного города, потому что в них они увидели неправду. Ты им скажи, что кроме стихов бывают небылицы, пусть они знают об этом.

-Ребята, Незнайка еще и на слайде нам прислал стихотворение. Прочитаем, что же в нем не так.

Дидактическая игра «Что не так?».

Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».

Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.

Вопросы.

Какие действующие лица в стихотворении?

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

- Я хочу вам предложить это стихотворение перестроить в небылицу. Как? (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно). Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).

Показываю новый слайд:

Ехал фикус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.

Дети рассматривают картинку на слайде, рассказывают новую небылицу.

А такое бывает в жизни?
Что получилось? (Небылица).

-Интересно придумывать из стихов запутанные истории? А хотите сами сочинить небылицу? Для этого я дам вам наборы картинок.

Раздаю детям полотно с набором картинок.

Воспитатель (к детям):

-Вы запомнили, как составить небылицу? Как? Сейчас вы в парах составите по одной небылице (составляют, рассказывают).

Небылицы могут получиться разные. Например, такие:

1 Собака садится играть на гармошке.

2.Ныряют в аквариум рыжие кошки.

3.Внучкина бабушка в куклы играет.

4.Цветы малышей поливают из лейки.

5.На сосне растет картошка.

-Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные). Зачем составляли небылицы? (Веселиться).

А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи?

Они выглядели так (слайд). Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен), водили с собой медведя. Так они веселили народ. К нам сегодня в гости нагрянули скоморохи. Смотрите, какие они яркие, нарядные.

Детям даю задание:

- Постарайтесь запомнить небылицы, а потом назовете, какие удалось запомнить.

На заборе чепуха
Кушала варенье.
Куры съели петуха
В это воскресенье.

Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке,
Ухо в кислом молоке!

(Показывают касанием руки «нос в муке, рот в муке, ухо в кислом молоке»).

Наш козел-стрекозел
То-то умный был.
Он и тесто месил,
Он и печку топил,
Творогом лепешки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал,

Песни-сказки небылицы, небывальщины,
Небывальщины да неслыхальщины. (Последние две строки говорят все вместе).

Воспитатель:

-Понравилось слушать? Что вы слушали сегодня? (Небылицы).

Какие вам запомнились небылицы?

А еще что вы делали? (Составляли небылицы). Скажите, как нужно составлять небылицы? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может). Помогли Незнайке разобраться в его творчестве.

Что Незнайка сочинил? (Небылицы). Только друзья Незнайки не знают, что, кроме стихов, бывают небылицы, смешные, веселые, но Незнайка им обязательно об этом расскажет. А книгу свою он оставляет в детском саду - это подарок его нам.

Нужно поблагодарить Незнайку.

Дети:

- Хорошие, Незнайка, получились у тебя небылицы. Спасибо тебе. Сочиняй и приноси нам, мы с удовольствием будем читать.

 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/06/23/nod-didakticheskie-igry-so-slovami-chtenie-nebylits

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: