Занятие 6.
Индивидуализация и дифференциация обучения.
Основные понятия:
Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика; осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения посредством индивидуальных и групповых заданий.
(Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн., Современное слово, 2001. - С. 263-264.)
Индивидуализация обучения – организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.
(Педагогическая энциклопедия. - М., 1965. Т.2. - С.201.)
Индивидуальный подход – принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, основанное на знании его черт личности и условий жизни.
(Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн., Современное слово, 2001. - С. 266)
Дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т.д.) Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.
Индивидуализация обучения – предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.
(Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М. – Воронеж, 1998. - С.7).
Дифференцированный подход – целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые … выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся.
(Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн., Современное слово, 2001. - С. 195-196.)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и цели индивидуализации и дифференциации обучения.
2. Дифференциация обучения: классификация и характеристика форм организации.
3. Индивидуализация учебной работы на уроке: пути осуществления.
Темы для рефератов:
1. Дифференцированное обучение в школах Республики Беларусь.
2. Дифференциация обучения за рубежом.
Практическое задание:
1. Определите показатели, которые могли бы лечь в основу деления класса на группы для выполнения домашнего задания по иностранному языку.
2. Ознакомьтесь с методикой психолого-педагогической диагностики, применяемой при отборе учащихся в дифференцированные классы.
Литература
1. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - Москва-Воронеж, 1998 - С. 3-20, 153, 140-147.
2. Перевозный А.В. Дифференциация в системе современного школьного образования // Кiраванне у адукацыi. 1998. № 3. - С. 41-51
3. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990. - С.6-8, 17-66.
4. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация в средней школе (ксерокопия).
5. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.,1975. Гл.3, 4.
Дополнительная литература
1. Гроот Р. Дифференциация в образовании //Директор школы (ксерокопия).
2. Дифференциация обучения //Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. – С.276-278.
3. Индивидуализация обучения //Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. – С.359-360.
4. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка //Педагогика. 1992. № 10. - С. 23-28.
6. Солонова А. Уровневая дифференциация: путь к успеху //Народное образование.1994. № 1. -С.100-101.
6. АтаеЎ Н.А. Iндывiдуальны падыход — шлях да павышэння адукацыi //Народная асвета. 1991. № 11. - С.6-9.
7. Крайко Б.М. Дыферэнцыяцыя Ў гарадской школе //Народная асвета. 1991. № 1. - С.6-11.
8. Супрунова Л.Л., Иванова А.В. Дифференцированный подход к обучению в высшей школе США //Педагогика. 1998. № 8. - С.105-112.
9. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. Мн., 1992. - С. 5-18.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО ТЕМЕ 6
1. Определите сущность понятия «индивидуализация обучения».
2. Перечислите формы индивидуализации обучения.
3. Что такое дифференциация обучения и почему она необходима в современной школе?
4. Какие существуют виды и формы дифференциации?
5. Сравните понятия «индивидуализация», «дифференциация», «гуманизация».
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 6
1. Покажите и обоснуйте связь понятий:
|
|
|
Соотнесите уровни, (под)системы и формы дифференциации
Уровень | (под)система | Форма дифференциации |
макро | ||
мезо | ||
микро |
Слова для справок: государственная система образования, отдельная школа, отдельный класс.
3. Заполните следующую таблицу:
«индивидуализация образования» и «дифференциация образования» | |
общее в этих понятиях | различия в этих понятиях |