Философия для магистров.




Структура –

Теоретические основы, направления, разделы философии

Структура философии

Философия техники

Философия информационного общества в культуре постмодерн

Философия – форма мировоззрения.

Понятие мировоззрения.

Чтобы до конца понять, что такое философия, необходимо дать понятие мировоззрения. Мировоззрение – интегрированная система взглядов человека на мир.

В структуре мировоззрения 4 основных компонента:

· Познавательный компонент – обобщенные знания: повседневные, профессиональные, научные и так далее

· Ценностно-нормативный компонент –ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия итд.

· Эмоционально-волевой компонент: личностное освоение знаний, ценностей, норм, выработка психологической установки на готовность действовать.

· Практический компонент

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте.

Мировоззрение помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах.

Исторически первая форма мировоззрения – мифологическая

Мифы давали ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.

Для первобытных людей миф – главный способ сопоставления себя и окружающего мира.

Миф – более, чем преданиЕ, которое рассказывают. Это реальность, в которой живут.

Миф играл важную роль в объяснении окружающей действительности, а также в сохранении и трансляции культуры.

Мифологическая картина мира характеризуется следующими чертами:

-антропоморфизм – наделение природных явлений человеческими характеристиками.

-синкретизм – неразделимость человеческого и природного, материального и духовного.

-авторитарность – миф передавался поколениями слово в слово и четко определял модели поведения человека в разных жизненных ситуациях.

Следующая форма – религия. Её специфика в том, что в её основе – культовая система, система обрядовых действий, направленных на установление определённых отношений со сверхъестественным.

Основная функция религии – помочь человеку преодолевать сложные жизненные ситуации.

Мифология и религия формируют практический уровень мировоззрения. Мировоззренческие конструкции на этом уровне выступали в виде образов и символов.

По мере развития человеческого общества появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Формируется научно-теоретический уровень мировоззрения.

В 6 веке до Н. Э. в древней греции зарождается философия как попытка решить мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е.мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определённым логическим законам.

На смену образу и символу приходит разум – логос.

21.09.17

Онтология. Материя.

Второй этап – этап вещественно-субстратного представления о материи.

Материя отождествлялась с веществом, атомами, комплексом их свойств, и так далее

 

Третий этап

Четвёртый этап – философское субстанционально – аксиологического представления о материи. Данное представление увидело в материи множество атрибутов. Истоки этой концепции можно обнаружить ещё в трудах Спинозы

Онтология. Материя и дух.

В приведённом определении материи фигурирует понятие «Сознание».

Сущность сознания закл в обобщ ицеленапр отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Дух – более широкое понятие, чем сознание. Оно более обобщённое. Дух отдельного индивида – субъективный дух.

Он выступает в разных формах бытия:

-Дух отдельного индивида

-Общий, коллективный дух (например дух народа)

- Объектированный дух (совокупность завершенных творений духа).

Материя и дух: противоположность.

1) В гносеологических образов нет материальных предметов, нет вещественности этих объектов

Гносеологические образы отвлечены как от нейродинамических кодов в своей основе, так и от самих материальных образов, отражаемых ими.

2) Сознание дополняется образами, они нематриальны, а идеальны.

Материализация образов:

Человек воспринимает материальный объект. Он получает образ этого объекта. Далее в процессе творчества он может обогатить этот объект, создав его новый образ. После этого мы получаем новый, артефактный материальный объект.

3) Противоположность ценностного (аксиологического) плана – противоположность конечного существования материального бытия и бесконечности существования идеального мира.

С онтологической точки зрения, материя есть субстанция (первооснова всего сущего) – понятие восходит к материалистам древней греции.

Б. Спиноза подчёркивал неразрывную связь основы вещей и их конкретного многообразия в пределах философски понимаемой субстанции.

Субстанция существует посредством атрибутов и модусов.

Атрибут выражает сущность субстанции. Они имеют те же важнейшие характеристики, что и субстанция.

В отличии от атрибутов, модусы – это случайные переходящие состояния. Субстанция самодостаточна. Она – причина самой себя. «Под причиной самого себя я разумею то, сущность чего заключается в себе существования, иными словами, то, чья природа представляема не иначе, как существуемого».

Слова «Субстанция» - родственно латинскому «substantivious». Недопустимо представление о духовном как об объяснении субстанции.

 

Движение

 

Движение – атрибут материи, её неотъемлемое свойство. Материя и движение неразрывны. Движение – особое свойство материи, которое выражает её способность изменяться и переходить из одного состояния в другое.

Внутреннее движение без внешних изменений – функционирование.

Внешнее перемещение без изменения качеств и свойств – механическое движение

Развитие – движение с изменением качества

Развитие характеризуется рядом преобразований.

 

Основные принаки развития:

-качественные изменения, их необратимость и направленность

Этого достаточно, чтобы вычленять любые развивающиеся системы

3 вида развития: прогрессивное, регрессивное и одноплоскостное.

 

Важнейшие атрибуты бытия – пространство и время.

Обсуждение сущности пространства и времени распалось на 3 группы проблем:

1) Каков гносеологический статус этих понятий?

Этот вопрос решался по-разному. Одни считали эти понятия объективными, другие – субъективными.

Реляционная концепция – пространство не может существовать вне связи с временем и это всё свойства материальных объектов.

Субстанциальная концепция

Теория относительности – исключила понятия абсолютного пространства и абсолютного времени

Она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем.

2) Каковы их основные свойства?

Пространство

–протяжённость

- однородность

- изотропность (Разнонаправленность)

- трёхмерность

Время одномерно. Есть виды – биологическое, психологическое, социальное время.

3) Каково отношение пространства и времени к субстанции?

Хронотоп – пространственно-временная среда. Нашхронотоп разрушен перегрузками технологического ускорения.

Исходная система координат натуральной географии – соотнесение геогр расстояний с человеческим телом. (сажень, локоть, и так далее). Очень много во всем антропологичности. Даже привычный нам образ земли – карта – не отражает реальность как она есть. Не факт, что север наверху, юг внизу

· Проекция Петерса

· Тема о представлениях о географии – как мы легко можем перемещаться в пространстве сегодня с пом самолетов, поездов, а также сети интернет

· Вопрос о соотношении вермени и вечности, пространства.

Онтология. Детерминизм.

-Принцип детерминизма фундаментален. Он содержит ответ на вопрос, обусловлен ли явления мира в своем существовании и ращвитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный характер.

Другими словами, вопрос о том, является ли мир неупорядоченным хаосом или упорядоченным космосом.

Отсюда 2 направления: Философский детерминизм и индетерминизм.

Индетерминизм – отрицание принципа причинности, объективности характера отношений детерминации.

Д. Юм и И. Кант – последний вариант детерминизма. Они выдвинули идею, что причинность присуща только субъективному восприятию мира человеком.

 

Понятие свободы.

Впервые это понятие было опубликовано во французском трактате, Там свобода трактуется как «возможность делать все, что не наносит вреда другому».

Свобода – химера. Человек вынужден действовать как надо.

Свобода – свобода воли, вольность поступать как хочется. Это когда никто не может меня заставить делать то, что не хочу.

Свобода – познанная необходимость. В этом смысле свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Свобода-ответственность:

1) Человек в любой ситуации может сказать «Нет»

2) Свободный выбор-удел каждого человека

3) Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать

4) Пока мы не поступаем, мы не знаем, каково это на самом деле. Только поведение говорит человеку о его истинных качествах.

5) Человвек-это свобода. Это проект, который делает себя сам. Существование предшествует свободе.

6) Если чел не свободен, постоянно детерминирован в своих действиях,…..

7) Свобода – просто пустота, двор пуст, в него может въезжать кто угодно. Он не занят. Эта квартира пуста – она свободна. Эта женщина свободна. У нее нет мужа. Свобода – отсутствие чего-то. Все от нее бегут.

8) Ф. М. Достоевский: «Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы. А потому нет ничего беспредельнее и мучительнее для человека, чем оставшись свободным,сыскать поскорее, пред кем преклониться.

9) Э. Фромм: «а зачем мне такая свобода?»

10) Устранив все формы зависимости, человек в конце концов остается со своей индивидуальной самостью.

 

Гносеология. Эпистемология. Это теория познания – раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, а также является условием достоверности и истинности знания.

Сам термин введен сравнительно недавно – в 1854 г.

Истина познаваема.

Истина – соответствие знаний действительности. Это опытнаяподтверждаемость. Свойство самосогласованности знаний. Это полезность знания, его эффективность. Это соглашение.

Дедуктивное – при истинности посылок истинно и заключение.

 

12.10.17

Понятие «адекватное, верное» может быть определено через понимание гомоморфизма и изоморфизма. Изоморфизм – более точное соответствие, гомоморфизм – прямое, но менее точное совпадение.Верное отображение, возникающее при восприятии объекта относится в отношении изоморфизма и гомоморфизма.

Отображение, в котором компоненты связаны с отображаемым отношением сходства. Истина – адекватное отображение объекта познающим субъектом, Воспроизводящее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе.

Характерная черта истины – наличие объективной и субъективной стороны.

Истина – как в субъекте, так и вне его.

Истина субъективна – значит она не имеет места вне человека, объективна – значит она существует вне человеческой воли.

Существует желание привязать истину к идеологии. Однако она внеклассна и внеисторична. Отсюда её конкретность. Она ависит от тех или иных ситуаций, связей, условий, и так далее.

Истина очень зависит от времени. Это залог ее конкретности. 3 аспекта истины:
- Бытийский, указывает на момент фиксации истины некого бытия, как предметно-субстратного, так и духовного. То есть речь идет как о духовном мире, который является предметом сознания,… По сути дела, отражая объект, истина становится предметной

- Ценностный. Истина здесь связана с ценностной сферой. Этот термин наделяется положительным значением. «Правда-истина на деле, поступать по правде, праведно – поступать в соответствии с истиной».

- Праксиологический – практический. Демонстрируется связь истины с практикой. Практика – преобразование. Осуществление направленных действий по преобразованию действительности.

Истина есть процесс, который проявляется 1) как процесс изменения в направлении всё большей полноты отражения объекта. 2) процесс преодоления заблужения в структуре концепций, теорий.

Ложь

Это антипод истины, она укоренена в нашем обществе и вопрос только в том, в какой мере она присутствует в том или ином взаимодействии.

Психология лжи: В детстве ее причины-развитие воображения, стремление избежать наказание, в дальнейшем влияние оказывает общество, затем значительное место занимают страсти, в т. Ч. Любовь.

Ложь вырастает на тщеславии, малодушии, страсти к успеху, к прибыли, к власти итд.

Очевидна охранительная значимость лжи, однако часто она связана с получением каких-л преимуществ за счёт и в ущерб другим. Есть люди ля которых ложь – принцип бытия.

Понтие ложь близко к дезинформации. При том дезинф. Может быть как осознанной, так и неосознанной. Только от этого она не перестает быть неправдой. Одной из разновидностей является полуправда, ложь умолчанием. Тоталитарный режим породил много лжи в гос аппарате. Не бывает развития науки без заблуждения.

 

Ключевые понятия социальной философии

Множественность смыслов –

Общество – нац-гос образования, объед людей по профессиям и интересам, класс.

Сейчас, например, постмодернистское общ-во.

А есть общества вообще – тип, синтезирующий существенные признаки любого самодостаточного соц коллектива, способного существовать вне стадиальных и региональных характеристик истории.

Есть ещё одно понимание общества, которое более абстрактно, исходя из антитезы общество-природа. В наиболее широком понимании термин общества представляет собой модель социальности вообще. Социальность – системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от нее отличный.

Так возникает понятие социум – социокультурная реальность, социальная форма движения материи. С помощью этого понятия мы можем различить природную и надорганическую реальность. Это понятие позволяет отделить коллективность от других форм сосуществования.

Воизбежание путаницы будем говорить об обществе только как об организованной форме совместной деятельности людей.

Понятие общество характеризует особые определенные формы существования социальных явлений.

Всякое общество социально но не всё социальное есть общество.

Общество-сложноорганизованный системный объект.

Признаки системных объектов:

1) Качественная определённость, выделенность из среды, способность существовать отдельно от других явлений.

2) Гетерогенность – состав из нескольких автономных частей

3) Внутренняя взаимосвязь этих частей, изменение одной из которых влечет изменение всех в целом.

4) Система-целое, которое больше суммы образующих частей.

Так, это явление, выделенное относительно других явлений, состоящее из взаимосвязанных частейизменение одной из которых влечет изменение всех в целом.

Общество – сложная система коллективного бытия людей, рассматриваемое в 3 аспектах: структурном, функциональном и динамическом.

Номинализм и реализм в социальном познании.

Реализм:действительны только общие понятия, все остальное из воспроиззведениеъ

Номинализм – реальны единичные вещи, но более общие – не существуют по факту.

Изучение общества как целостной системы означает изучение конкретных типов соц организации, реальных человеческих обществ.

Еще одно ключевое понятие – история. Это слово многозначно.

1. Любой объект, способный развиваться во времени

2. Минувшая социальная действительность

3. Знание о прошлой жизни

4. Мир человечества, синоним социума.

Ключевой фактор понимания истории – ее конкретность. Множество событий, произошедших в определенном месте и в определённое время.

Социальная философия – генерализирующая наука.

Что отличает социальное от природного? Социальность отличает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Именно способность к деятельности делает человека социальным, а не природным.

Субстанциналный подход. Субстанция социального-деятельность.

Деятельность – специфический способ существования, выделяющим людей из природы и противопоставляющий ей. Деятельность целенаправленная, адаптирующая.

Деятельность в современных соц науках – субстаниясоц реальности.

Деятельность наиболее широкое понятие в этом смысле по потношению к понятиям социум, культура, общество итд.Статус социального приобретает все, что вовлекается в обществ контексты.

Свойства деятельности:

1. Предметность (законченной деятельностью мы можем считать такую, в которой целепостановка переходит в фазу целереализации, т.е. воплощается в реальном мире.Человеческая деятельность – всегда физический процесс в полном соответствии с законами природы).

2. Адаптирующий характер

3. Целенаправленность

 

Необходимость выяснения сущности культуры

Впервые слово культура встречается в 45 г до нашей эры в трудах Цицерона

Цицерон расширил понятие, относящееся к возделыванию почвы, на человека.

Аксиологический подход к пониманию культуры:

К рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, норм, стандартов поведения. Ценность – что то предпочтительное, субъективно значимое. Тогда понятие культуры становится релятивным – нет критерия различения между положительным и отрицательным.

Дезаксиологический подход: Культура – абсолютно всё созданное человеком, народная реальность, мир артефактов.

Однако и данный подход ограничен.

Деятельностный подход: культура способ осуществления, воспроизведения и результат человеческой деятельности. Так культура невозможна без творчества – креативной активности

Культура проявляется в 2 формах:

Субъективная: способности человека, реализующиеся и актуализирующийся в деятельности. То есть то, о чем чел думает, чтобы что то создать.

Объективная: мир опредмеченной культуры. То, что создается на основе идей.

Цивилизация– гражданское общество, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй (по определению французских просветителей.

1- Греция,

2- Слияние востока и запада (А. Македонский)

Марксизм: цивилизация – товарно-денежные отношения.

Сейчас цивилизация – когда человек отказался от действительности.

Шпенглер в книге «Закат Европы». Запад для него- все, что западнее Рейна.

 

Итак, основные подходы:

1) Цивилизация – синоним культуры

2) Ц – идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое.

3) Ц-особый этап развития человечества

4) Ц – уникальные исторические или этнические общественные образования

5) Ц противопоставляется понятию Культуры – представляется как заключительный ее этап, отличающийся господством техники над духовностью.

Философия истории. Многообразие концепций культурно-исторического развития. Типология культур и цивилизаций.

2 основных подхода:

1) Всемирно-исторический (унитарно-стадиальный подход) – базируется на теории линейного развития общества и культуры и теории целостной всемирной истории.

2) Цивилизационный подход – основан на идее развития неповторимых национальных культур.

Христианская схема всемирной истории:

История развития связана с христианскими представлениями о Боге. 6 периодов мировой истории:

Ø Первый – сотворение мира – всемирный потоп

Ø Второй – от ноя до Авраама

Ø Третий – от Авраама до Давида

Ø Четвертый – от Давида до вавилонского пленения

Ø Пятый – от вавилонского пленения до рождения христа

Ø Шестой, начавшийся с рождения Христа, должен завершиться вторым его пришествием, страшным судом и концом мира.

Средневиковые хронологии до 16 века полагали, что имела место смена четырех царств, или четырех понархий в пределах всемирной империи:

Ассирийское, Персидское, Македонское, Римское.

Истоки: труд греческого историка Ктесия (415-398 до н.Э)

В разных интерпретациях количество и список монархий менялось

Болльшинство христианских мыслителей считало, что Римское государство является последним земным государством.

Картину мира изменило открытие Америки. Для обозначения этого состояния применялось слово «дикость».

В совокупности с идеей прогресса возникает трехчленная стадиальная типология человеческих обществ на дикарские, варварские и цивилизационные.

В это же время и на тех же основаниях складывалась четырехчленная периодизация:

Охотничье-собирательская, пастушеская, земледельческая и торгово-промышленная стадии.

Идея прогресса в 18 веке: оптимизм и пессимизм.

-Развитие человечества рассматривалось как непрерывное поступательное движение по пути истины, добродетели и счастья.

-Оппонент – ж жруссо. Он рассматривал прогресс с пессимистической точки зрения.

Выделение трёх всемирно-исторических эпох

Мыслители возрождения осознавали, что живут в переломную эпоху. Так возникло понятие «Новое время»

Дрвнюю, давно отошедшую культуру называют античной.

Между античностью и новым временем –средние века

Такая периодизация нашла отражение в трудах Келлера.

С точки зрения Маркса: семирно исторический процесс определяется как движение первого бесклассового общества через классовые к новому бесклассовому обществу.

Эволюция человечества представляется как смена общ-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация – тип общества, основанный на определенном способе производства, которое образует единство производительных сил и отношений.

Ф. Ницше – понимает развитие культуры как развитие сущности человека, стремление человека к своему сверхидеалу.
В основу развития Европейской культуры Ницше кладет 2 начала: Дионисическое (чувственное, опьяненное) и Аполлонистическое (рациональное, упорядочченное)

Сущностная хар-ка как апполога так и диониса – способность воодушевлять людей, рождая образы разного порядка.

Человеком управляют 2 типа сил: активные и реактивные. Реактивные при этом побеждают.

Нигилизм.

Смерть бога-момент присвоения.

Осевое время – когда жили ЛаоЦзы, Будда, Заратустра, Иеремия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: