Занятие 9.
Контроль и оценка в обучении
Основные понятия:
Диагностика – это исследование, выяснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса с целью повышения его эффективности и определения результатов обучения.
Критерии оценки знаний – требования, на которые следует ориентироваться при оценке знаний (полнота знаний, их правильность, точность, уровень знаний, их осознанность, прочность).
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике.- М., 2004. - С. 67
Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса.
Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - С. 331.
Методы контроля знаний – процедуры выявления достижений учащихся с помощью специально подобранных вопросов, заданий, упражнений, ответы на которые свидетельствуют об усвоении знаний, умений и навыков.
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. - С. 67
Обучаемость – восприимчивость обучаемого к обучению и накоплению опыта, зависящая от его способностей.
Современный словарь по педагогике. - Мн., 2001. - С.507.
Обучаемост ь – способность индивида усваивать общие и специальные знания, умения и навыки в процессе обучения с разной скоростью и полнотой.
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. - С. 34.
Обученность – достигнутыйуровень усвоения, результат усвоения обучаемым основ наук на момент осуществления диагностики.
Контроль знаний - оценка знаний по определенной программе, где все вопросы заранее известны и не зависят от ответов, которые могут быть даны учащимися.
|
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. - С. 67.
Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, определенными в учебной программе.
Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996. - С. 336
Оценка – определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Современный словарь по педагогике. - Мн., 2001. - С.553.
Отметка - определение и выражение в условных знаках-баллах степени усвоения учащимися знаний и, умений, установленных программой.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в СУЗах. - М., 1990. - С 159.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие педагогической диагностики: сущность, объекты, функции.
2. Контроль знаний и умений школьников в процессе обучения.
3. Оценка и учет результатов учебной деятельности школьников.
Тема для рефератов:
1. Педагогическая диагностика и эффективность учебно-воспитательного процесса.
Практическое задание:
1. Отработать одну из методик диагностирования обученности школьников (по выбору преподавателя).
Основная литература:
1. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2003. Т.1. - С. 543-566.
Или
2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.329-343.
Или
3. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанский. - М., 1983. – С. 407-409.
4. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Инструктивно-методические материалы. - Мн., 2002. - С. 7-20.
|
Дополнительная литература
1. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А.И.Кочетова. - Мн.: Народная асвета, 1987.
- Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. - М., 1978.
- Ерецкий М.И., Пороцкий Е.С. Проверка знаний умений и навыков. - М., 1978.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в СУЗах.- М., 1990. - С 142-163 (ксерокопия)
- Оценка обученности как проблема и потребность практики. //Наст. Газета. 9.04.2003г. (ксерокопия)
- Зверева В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя (ксерокопия)
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Гл.9. С. 261-266. (ксерокопия)
- Методика психолого-педагогической диагностики, применяемая при наборе в дифференцированные классы. С. 141-145 (ксерокопия).
ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО ТЕМЕ 9
1. Что означает понятие «диагностика»?
2. Докажите, что диагностика более широкое понятие, чем традиционная проверка знаний.
3. Какое место занимает контроль в учебном процессе? Каковы его структурные компоненты?
4. Назовите функции контроля.
5. Что такое оценивание и оценка?
6. Перечислите факторы определившие введение 10-бальной системы оценивания учебных достижений учащихся.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 9
1.Дополните схему, разместив структурные компоненты в хронологической последовательности (отметка, оценка, учет, выявление, изменение, наблюдение, проверка).
|
|
| ||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
2. Впишите определения понятий.
|
Оценка – это …..
Отметка – это …
Из перечисленных ниже требований определите требования к выбору методов оценки и проверки знаний.
А. Систематичность и регулярность осуществления контроля знаний ученика и всего класса.
Б. Установление межпредметных связей.
В. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов и потребностей.
Г. Объективность контроля (создание равных для всех школьников условий).
Д. Оптимальность контроля (когда за небольшое время можно было бы выявить и оценить уровень знаний у всех школьников).
Е. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.
3. Прокомментируйте мысль С.Л. Рубинштейна «Поскольку человек – существо сознательное, он ожидает и предвидит оценку. Оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляет в ту или иную сторону, повышает или снижает ее уровень». На ваш взгляд, отчего зависит критерий оценки?