ГЛАВА VI. Пространственные и временные структуры (X – XIII вв.)




Огромный покров лесов и ланд с разбросанными по нему возделанными плодородными прогалинами

бегства от мира (fuga mundi): отшельники, любовники, странствующие рыцари, разбойники, люди вне закона – Тристан и Изольда, Персеваль, предтеча Робина Гуда

для трудового люда лес был источником дохода

знать – охота, дичь

«Лесные сержанты», отлавливали расхитителей-виланов

Иоанн Безземельный – Лесная хартия, кроме Великой хартии вольностей

Опасности – реальные и вымышленные – волки, разбойники. Чудовища, чары (Карл VI Безумный).

 

чрезвычайная мобильность средневековых людей

собственность – не так, как в современном мире

рыцари, крестьяне, монахи, студенты, паломники, бродяги

христианская мысль – люди- странники на земле

но при этом церковь иногда не очень одобряла паломничества – они были для покаяния, чтобы искупить грехи

история с человеком, детьми, Иаковом и ослом (из Золотой легенды)

медленная долгая дорога

из Болоньи в Авиньон, путь с шампанских ярмарок в Ним занимал 22 дня, из Флоренции в Неаполь – от 11 до 12

между двумя измерениями: ограниченными горизонтами прогалины, где они жили, и отдаленными горизонтами всего христианского мира

по морю – быстрее, но опасней.

Распространенный образ – корабль, захваченный бурей. Чудеса – усмирение бури. Св Николай в Золотой легенде

Лес, море, дорога – в то же время символы

мистических и псевдонаучных абстракций

символизм заслонял реальную картину

4 элемента, из которых состоит вселенная, макрокосм, и человек, микрокосм – земля, вода, воздух и огонь

4 реки – Тигр, Ефрат, Фисон и Нил

Индия – страна грез, драгоценные камни, редкое дерево, пряности

За античными географами делили Землю на 3 части – Европу, Азию и Африку. Но абстрактно – ближе было религиозное деление.

Отношение к византийцам – христиане, но еретики, раскольники. IV крестовый поход – превратил трещину в пропасть. Не понимали язык. Смесь зависти и презрения.

В 968 г. ломбардец Лиутпранд, епископ Кремонский, посланный германским императором Оттоном I в Константинополь. Вы не римляне, а лангобарды. Ереси родились у вас, а мы с ними боролись. На выходе отобрали 5 пурпурных плащей, потому что их вывоз был запрещен.

IV Крестовый поход - церковники успокаивали угрызения совести.

Но переговоры о церковном союзе - при Алексее I в 1089 г., Иоанне II в 1147 г., Алексее III в 1197 г. и почти при каждом императоре с середины XIII в. до 1453 г.

Лионский собор 1274 г., Флорентийскй собор 1439 г.

нападения на Византийскую империю, предпринятые норманнами Робера Гвискара в 1081 г., Боэмундом в 1185 г., взятие Константинополя западными рыцарями в 1204

В 1097 г., во время приема лотарингских крестоносцев императором Алексеем I, один из них, раздраженный всем этим этикетом, уселся на трон, «находя неподобающим, чтобы один человек сидел, когда столько храбрых воинов пребывают стоя».

Людовик VII во втором крестовом походе - епископ Лангрский, «испытывая сострадание к королю и будучи больше не в силах выносить длинные фразы оратора и толмача, сказал им: „Братья мои, соблаговолите не говорить столь часто о славе, величии, мудрости и благочестии короля; он себя знает, и мы его знаем тоже; скажите ему быстрее и без обиняков, чего вы хотите“».

На Западе главная ценность – верность. Не понимали византийцев, которые могли преступить клятву из соображений государственной пользы.

Византийцы относились с отвращением к «латинянам» - воинственные, даже клирики.

Богатство византийцев. Огромное количество реликвий. Робер де Клари в 1204 г в одной церкви все – от креста с гвоздями и венцом до головы Иоанна Крестителя.

Шелк и золотая монета (бизант).

Богословие.

Отношение к мусульманам – без всяких угрызений. Недолюди. Магомет – антихрист. Но Паскас Радберт, например, различает мусульман и язычников. Познали Бога и не познали совсем.

11 век – пропаганда, крестовые походы. Жуанвиль и другие называют мусульман язычниками.

Но связи – торговля, хотя папа и налагал запреты. Интеллектуальный обмен. Арабская наука питала возрождение XII века. Сделали доступными греческую науку. Отвоеванный христианами в 1085 г. Толедо стал центром притяжения.

В Палестине – отношения мирного сосуществования. испано‑мусульманский хронист Ибн‑Джубайр во время путешествия в Палестину в 1184 г.:

Христианизация настоящих язычников и обращение еретиков. Более или менее мирно – Бонифаций. Карл Великий – насильно, и это становится нормой. Хронист Галл Аноним, определяя географическое положение Польши, пишет: «У северного моря ее соседями являются три очень свирепых варварских народа, населяющих Силезию (область лютичей), Померанию и Пруссию, против которых польский князь ведет бесконечную войну, дабы обратить в (истинную) веру. Но он не преуспел ни в том, чтобы вырвать из их сердца коварство мечом проповеди, ни в том, чтобы выкорчевать всю их гадючью породу мечом избиения».

Обращение к язычеству – 973 г. крупное славянское восстание уничтожило церковную организацию между Эльбой и Одером, в землях велетов и ободритов; и 1038 г. произошло восстание в защиту язычества в Польше, а и 1040 г. пришел черед вероотступничества Венгрии

Проповедь к массам – мало успеха, в основном к элите. Элита и государи понимают выгоды. Первые христиане – низы, навязавшие веру верхам, даже императору, сейчас- верхи насильно обращают низы. Выбор Рим-Константинополь.

Монгольский миф. Восточная и Центральная Европа – жестокие язычники. Запад – миф – готовы принять христианство. Миф о пресвитере Иоанне. Два доминиканца и два францисканца, направленные в 1245 г. папой Иннокентием IV, французское посольство, отправленное в 1249 г. Людовиком IX Святым, и в 1253 г. еще одна доминиканская, а также францисканская миссия во главе с фламандцем Вильгельмом Рубруком. Марко Поло и Джованни Плано Карпини. Разочарование.

Христианство замкнулось. «Светильник» Гонория Августодунского (настольная книга среднего христианина XII века) – подборка цитат из НЗ, доказывающая, что Христос умер за избранных.

До Григория Великого ирландские монахи отказывались проповедовать Евангелие своим ненавистным соседям‑англосаксам, которых они обрекали на адские муки, чтобы не рисковать встретиться с ними в раю

Язычники – славяне и англосаксы – ресурс рабской силы.

почти все, что выходило за пределы необходимого: роскошные ткани, пряности; византийское и мусульманское золото и серебро подстегнуло его переход к денежному хозяйству; его искусство, начиная со степных мотивов, которые вдохновляли все варварское ювелирное ремесло, и кончая куполами и стрельчатыми арками, пришедшими из Армении, Византии или Кордовы; его наука, обращавшаяся к греческим источникам через посредничество арабов,– все это было вскормлено заимствованиями

 

но зато открыто небу – «итинерарий» - путь к небу (если воспользоваться термином св. Бонавентуры

сферы – античное наследие (Беда Достопочтенный - воздух, эфир, олимп, огненное пространство, звездный свод, небо ангелов и небо Троицы)

сохранить тезис о божественной нематериальности, не задевая при этом наивных верований в реальное (как говорили тогда, субстанциональное) бытие Бога

для массы Бог существовал телесно – иконография

Догмат о Троице или Духе Святом легче усваивался богословами или мистиками, нежели массой верующих, и народная религиозность колебалась между чисто монотеистическим видением Бога и дуалистическим образом Бога Отца и Бога Сына.

Иконография Отца – рука-власть

Сына – агнец с крестом, потом – человек

Борьба с арианством – подчеркивать Сына так, что чуть не слили с Отцом.

Замалчивание всего, что связано с смирением и унижением

Пантократор (прибавилась атрибутика Поздней империи). Dominus, феодальный владыка.

Бог-царь и Христос-царь даже больше, чем сеньор.

Христос – Пастырь, учитель. Символы: льва или орла – знаки могущества, единорога – знак чистоты, пеликана – знак жертвы, феникса – знак воскрешения и бессмертия.

Отношения с Христом: Спаситель, Ворота (церковная архитектура – арки, тимпаны, порталы)

Страдающий Христос. Почитание самого креста (в народных ересях часто отторжение – куску дерева поклоняться или как орудие позорной казни)

Культ орудий страдания. Ecce Homo – в XIV веке.

Человеческая жизнь Христа – циклы фресок и т.п. Джотто, например.

С XI века дьявол как фигура более заметен. Вероломный вассал.

Манихейство – ереси, но и подсознательно во всех. Рай и ад, без чистилища пока. Черное и белое, бескомпромиссное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: