Метод и принципы визирования




РИСУНОК С ОСНОВАМИ ПЕРСПЕКТИВЫ

План-конспект занятия №15

Тема: Натюрмортиз 2-3 геометрических фигур. Последовательность выполнения рисунка: построение предметов, связь между предметами.

Цель заняття: Изучитьпоследовательность построения рисунка. Узнать методе разбивки композзиции реального мира на геометрические фигуры. Развивать умение опираться на геометрические фиругы в процессе построения несложного натюрморта. Воспитывать умение воспринимать обекты культурной среды.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

Мотивация познавательной деятельности, сообщение теми, цели и основных задач.

Мы уже изучали с вами законы света тени и перспективы. На этом занятии мы рассмотрим различные геометрические формы, которые применяются при выполнении построения натюрморта.

Оборудование: постановка, освещение

2. Актуализация опорних знаний:

У художников, как и у мастеров других профессий, есть некий алгоритм создания рисунка – последовательность этапов в рисовании. Давайте попробуем, для начала, вычленить общую универсальную схему.

3. Сразу оговоримся Сюжет, в данном случае, не важен, хотя, если исследовать этот вопрос глубже, можно вычленить такие шаги в каждом отдельном жанре.

Размер будущего изображения задаётся и продумывается исходя из размера бумаги и холста. В классическом академическом рисовании не принято изображать объекты больше натуральной величины, поэтому размер основы под рисунок выбирается соответственно этому правилу. Имеет значение и конфигурация формата: вертикаль, горизонталь или квадрат. Например, пейзаж, в большинстве случаев, более эффектно и естественно рисовать в горизонтально расположенном прямоугольном пространстве листа, портрет – в вертикальном или в квадрате.

 

Для данного тренировочного упражнения нам понадобится бумага для рисунка небольшого размера (я взяла блокнот для эскизов Canson 18,5x18,5 см. и карандаш мягкости В-2, В-3. Подготовьте также ластик, или клячку. Будем создавать вот такой натюрморт, он не сложный на первый взгляд (Рисунок 1). Но в нем есть сложный элемент бокал. Он и формы сложной и материал у него – стекло, который вызывает страх у начинающих.

Чтобы уметь перенести любое изображение (любой размер фото, натуру или предмет сложной формы), нужно воспользоваться методом «Визирования». Что же представляет из себя данная техника?

Метод и принципы визирования

Во-первых, нужно понимать, что абсолютно любой предмет (и живой, и не живой) состоит одного, нескольких или множества простых геометрических тел. Именно поэтому в ходе нашего курса по Рисунку мы так много с вами будем рисовать гипсовые фигуры. Приглядитесь внимательно к бокалу, яблоку, ягодам... (Рисунок 2) мы увидим цилиндры, шары и круги, квадраты и кубы, призмы, конусы и т.д.

Рис. 1

 

Рис.2


Рис. 3

 

Это, что касается самих предметов по отдельности. Но если нам нужно нарисовать с натуры или со слишком большой фотографии или наоборот со слишком маленькой. Нам нужно идти от целого к частному и в этом нам помогут снова геометрические фигуры.

Из этого вытекает наш второй пункт. Переключим наше воображение с трехмерного на двухмерное. И начнем видеть нашу объемную натуру как картинку. Нам нужно заключить ее в квадрат или прямоугольник (Рисунок 3).

Для простоты восприятия у нас квадрат. Но может быть и прямоугольник, как вертикальный, так и горизонтальный. В случае с прямоугольником нам необходимо будет определить на сколько длинная его сторона больше короткой. Компонуем на листе наш квадрат. Смотрим, что у нас есть еще и тень у яблока (кстати, можно заключать в квадратик все и вместе с тенью) ее тоже нужно учитывать в композиции, иначе рисунок будет выглядеть смещенным. Поэтому в данном случае распределяем квадрат на листе чуть влево от центра, что бы справа осталось место для тени.

Затем выделяем контуры наших основных предметов, но тоже не торопимся. Сегодня мы работаем с простыми и двухмерными формами.

Согласитесь, понять пропорции, уже когда мы выделили целое, намного проще. Сначала заключаем в прямоугольник фужер вместе с ягодами, они у нас составляют единый объект.

Рис.4

Рис. 5


Рис.6

Затем уже выделяем яблоко, веточку и прямоугольник фужера. Конечно, это скучный урок. Но если вы построите таким образом несколько натюрмортов, например, 2-3 простых и 3-4 сложных, то все будет уже строится в голове, все пропорции будут складываться сами по себе.

Намечаем веточку и ягоды. Веточку можно тоже представить в виде геометрической фигуры, описав ее общий контур.

Теперь уже можно приступать к интересному! Построению самой формы наших предметов. Мы уже видели выше, что наше яблочко ни что иное, как шарик (круг) слегка приплюснутый с краев, а бокал состоит из ряда цилиндров, шариков и усеченный конусов. Конусы и шарики мы пока не трогаем, чертим круги, трапеции и прямоугольники.

Определяем, что верхняя часть бокала – это квадрат, очерчиваем его от общего прямоугольника.

Выявляем пропорции нашей ножки, она состоит из ряда мелких геометрических фигур – их нужно распознать и определить их высоту.

Нам нужно поделить остаток от верхней части почти пополам (нижняя часть немного меньше), потом разделить верхнюю часть делим пополам – получаем подставку основной части и высоту шарика на ножке. А нижнюю часть нужно поделить примерно на три части и отделить верхнюю. Это будет ножка под шариком. Сильно мельчить и выделять нижнюю трапецию я не стала, будем считать ее целым с подставкой.

 

Рис.7

Начинаем работать с верхней частью бокала.

Чертим центральную ось. Ровно посередине нашего «бокального» прямоугольника. Бокал симметричный и каждую направляющую мы рисуем на равном от центра расстоянии (см рисунок ниже).

При помощи визирования переносим направляющие наклонные линии и такими вот жесткими линиями, без закруглений переносим все на рисунок.

 

Рис.8

Визирование – вытягиваем руку вперед держа карандаш, не сгибая в локте и с нашей позиции, как бы прикладываем к бокалу, не сгибая локтя переносим угол наклона на лист и фиксируем. Способ не очень удобен когда рисуем на горизонтальной поверхности.

Все средства хороши, можете померить угол транспортиром. Это для фанатов перфекционизма.

Приступаем к ножке. Пока мы не задумываемся на тему, что подставка у бокала, это круг и он уже в трехмерной плоскости.

Далее, мы нарисуем яблоко, достроим бокал. И разберемся с трехмерной плоскостью и линейной перспективой.

Мы уже нашли места для наших предметов, определили их пропорции и почти построили форму бокала. Продолжим мы работать уже в трехмерном пространстве.

Помните, как рисовали в школе кубик. Прозрачный. Вот и нам сейчас нужно нарисовать наши предметы прозрачными, трехмерными, чтобы они у нас не висели, а стояли на поверхности.

Чтобы научиться изображать объемную картинку, нужно изучить не только законы света и тени, но и законы перспективы. Перспектива бывает воздушная и линейная.

С воздушной перспективой все просто. То, что к нам ближе ярче и контрастней, по мере удаления бледнеет и тускнеет, расплывается в контурах, становится как бы не в фокусе. С линейной перспективой все немного сложнее. Часто ее описывают по типу воздушной, что ближе больше, что дальше меньше. В пейзаже все наиболее понятно, есть линия горизонта. Ряд одинаковых по размеру домов на картине будет выглядеть, как уменьшающийся.

Мы сделали контур основы. Наметили немного ножку, и остановились на том месте, где наша ножка стоит на горизонтальной поверхности. Горизонтальную поверхность нашего рисунка называют предметной плоскостью, а вертикальную картинная плоскость.

Наша основа ножки выглядит как овал, который, если разделить на 2 части по вертикали будет выглядеть как одинаковые половинки слева и справа и, если поделить по горизонтали, то передняя чуть шире (она ближе к нам), и задняя чуть уже (она от нас чуть дальше).

Рис.9


Таким же образом рисуем овалы, в нескольких ключевых местах, там, где наш предмет меняет форму. Обратите внимание на форму овала – у него нет острых углов, даже у самого узкого.

Теперь наш бокал обрел форму. Лишние места, которые мы с вами «додумывали» можно немного стереть. Наметим веточку и ягоды. Ягоды имеют овальную форму. Обязательно смотрим на пропорции и на место, где находятся наши ягоды. Какой их размер относительно бокала.

Рис. 10

 

Рис. 11

 

Рис. 12

 

Рассмотрим яблоко. На первый взгляд, все кажется проще простого. Но наше яблочко лежит слегка бочком, и у него явно видно, что его основная ось наклонена. Мы можем нарисовать прямую ось и обозначить овалом, место соприкосновения со столом. Но чтобы нарисовать форму яблока, мы его должны построить относительно своей оси. И как видите, все почти симметрично.

 

Рис. 13

 

Рис. 14

Рис. 15

 

Рис. 16

 

Далее следует уделить внимание свету и тени в натюрморте. Очень часто замечаю, что новички «раскрашивая» в яркие краски натюрморт, просто не видят этих нюансов, проставляя лишь блики и тень под предметами.

Посмотрим на наш натюрморт – у него нейтральный серо-бежевый фон, яркие ягоды и яблоко и кажется, что желтые ягоды и красно-розовое яблочко гораздо ярче и светлее фона. И нам кажется, что именно и они и делают наш натюрморт объемными. Стекло обычное бесцветное часто сложно изобразить именно потому, что оно не имеет цвета, оно прозрачное. Оно имеет форму за счет преломления в нем свет. Игры света и тени. Посмотрим на наш натюрморт, если сделать с него черно-белое фото.

 

Рис. 17

 

Стоило исчезнуть ярким цветам и… мы видим, что все наши предметы одинаковые. Все серое, причем, одинаково серое. Но наш натюрморт не стал плоским. Мы по-прежнему видим игру света и объем ягод и яблока. Теперь присмотримся внимательно. Стекло понятно, оно прозрачное. Листики у алычи тоже явно темные. А вот алыча и яблоко, как оказалось, одинакового цвета (именно цвета, а не тона) с фоном. Но, если присмотреться – ягодка слева светлее фона, а справа темнее фона. И яблоко тоже сверху и слева оно явно светлее, а справа оно темнее фона. Там еще есть тень. Но и там яблоко не сливается. Такое наблюдение очень полезно для создания объема. Очень полезно в процессе работы смотреть на черно-белое фото нашей натуры и свой натюрморт будет не лишним сфотографировать и посмотреть, где нам нужно высветлить или прибавить теней.

 

Рис. 18

 

 

Я на своем рисунке лишь слегка обыграла эти светотени, он так и остался эскизом, но все равно стал объемным.

 

Систематизация полученных знаний. Таким образом мы увидели, что разбиение трехмерной композиции натюрморта на геометрические плоскостные фигуры помогает конструктивному решению рисунка. Освоили метод визирования. Повторили навыки тонового рисунка.

Домашнее задание: выполнить построение несложного натюрморта.

 

Преподаватель Рабинович Н.М.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: