Организация и функционирование четкой системы государственного финансового контроля — обязательный и непременный элемент финансовой политики, и поэтому совершенствование системы финансового контроля должно осуществляться не автономно, а как звено в общем комплексе мер общегосударственной системы регулирования общественных отношений, выявляющая упущения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на более ранней стадии, с тем, чтобы иметь возможности принять соответствующие корректирующие меры, а впоследствии разработать и осуществить мероприятия, направленные на предотвращение возникновения подобных нарушений.
Рассматривая государственный финансовый контроль как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, накоплений, использованием государственной собственности, он также выступает важнейшим фактором обеспечения экономической и финансовой безопасности России.
Многообразие финансовых отношений, субъектом которых является государство, обусловливает широкое поле деятельности правового регулирования государственного финансового контроля как фактора обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Государственный финансовый контроль, направленный на обеспечение законности и правильности расходования финансовых средств страны, предотвращение злоупотреблений с использованием государственной собственности оказывает существенное влияние на экономическую безопасность страны. Эффективное правовое регулирование экономических, финансовых отношений и осуществление контроля выступает важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом.
|
В официальных документах Минфина России государственный финансовый контроль определяется как система мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств.
Общие правила и модель контрольной деятельности в финансовой сфере определяются следующими принципами: законности, независимости, объективности, ответственности, гласности, системности.
Таким образом, государственный финансовый контроль имеет широкое поле осуществления, уровни воздействия и границы применения, содержат множество сложно пересекающихся аспектов. Следовательно, для повышения эффективности государственного финансового контроля необходимо упорядочение этих составляющих в определенную, четко выверенную систему, закрепленную в нормативных и правовых актах.
Конституция Российской Федерации содержит ряд ориентиров, которые определяют контуры правового регулирования государственного финансового контроля и создают правовую базу для принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации закрепляет комплекс мер в финансовой сфере к субъектам Федерации, которые выводятся из положений ст. 74, не допускающей установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, и ст. 75, не допускающей возможности эмиссии и введения каких-либо денег, кроме единой денежной единицы Российской Федерации (ч. 1 ст. 75), а также предусматривающей определение федеральным законодательством системы федеральных налогов и сборов, принципов налогообложения (ч. 2 ст. 75). В случае нарушения единства финансово-кредитной и банковской систем Российской Федерации, конституционно закрепленных принципов единого экономического рынка, свободы торговли и промышленности на всей территории государства, создания внутренних таможенных барьеров, на федеральные власти возлагается обязанность устранить препятствия и восстановить единство экономического пространства страны.
|
Конституционные принципы организации финансового контроля и функционирования органов государственного финансового контроля получают развитие и конкретизируются в соответствующих федеральных законодательных актах.
Проведенный анализ современного отечественного законодательства показал, что вопросы государственного финансового контроля в той или иной степени освещены в соответствующих пунктах налогового, бюджетного, таможенного кодексов, валютного и страхового законодательства, законодательства о налоговых органах, а также ряда других нормативно-правовых актов.
Правовому обеспечению государственного финансового контроля отводится особая роль, т.к. это контроль за законностью действий должностных лиц и использованием денежных средств государства. Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями. Конкретные задачи в области бюджетной политики диктуются также необходимостью достижения реального устойчивого экономического роста, обеспечения экономической безопасности страны и т.д.
|
Заключение
Важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях — это финансовая безопасность. Финансовая безопасность государства — основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами.
Финансовая безопасность — понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне.
Очевидно, что проблемы в области противодействия и нейтрализации угроз финансовой безопасности могут быть решены только совместными усилиями всех государственных контрольных органов. Вследствие этого, задачи по обеспечению финансовой безопасности разграничиваются на задачи, которые должны решаться системой специальных контролирующих органов исполнительной власти государства в сфере экономики и задачи, решение которых возлагается на отдельные федеральные органы, в том числе, и на правоохранительные органы.
Изменившиеся в настоящее время экономические условия требуют пересмотра некоторых теоретических и практических основ контрольной деятельности, в частности, касающиеся государственного финансового контроля, особенно в плане структуризации его видов и направлений, институциональных особенностей реализации этой важнейшей государственной функции.
Негативные процессы в экономике, происходящие в последние годы, во многом обусловлены ослаблением государственного управления, включая систему государственного финансового контроля, а также недостаточной научной проработкой новых рыночных регуляторов, в том числе финансов, кредита, налогов и т.д.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С изменениями на 03.10.2016.
2. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности // Менеджмент в России и за рубежом. — 2012. — № 1. — 97 с.
3. Кочетов Э., Петрова Г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты)//Общество и экономика. — 2013. — № 1.—77 с.
4. Моданов В.В. Роль государственного финансового контроля в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. — М.: Изд-во ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2015.— 112 с.
5. Осипов Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики. Материалы к докладу на международной научной конференции «Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент». — М.: МГУ, апрель 2013.— 69 с.
6. Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. – 2015. — № 1. – 99 с.
Замечания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________