Конспект урока
Время глагола
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Временные формы глагола.
2. Признаки временных форм глагола.
3. Основные значения форм времени.
Тезаурус
Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам.
Прошедшее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи.
Настоящее время глагола – это время, которое показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи.
Будущее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
Дополнительная литература:
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций // Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М.Т. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с. 144.
2. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам // Влодавская Е.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2019. – с. 96.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Глагол изменяется по временам. Существует три времени глагола: настоящее, прошедшее и будущее.
Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы: «что сделал?», «что делал?» и др. и обозначают действие, которое уже произошло, совершено до момента речи. Образуются от основы неопределённой формы с помощью суффикса -л-.
|
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Образуем в женском роде от слов. Чуять, чаять и затеять, реять, таять и лелеять. Результат: чуяла, чаяла, затеяла, реяла, таяла, лелеяла.
Поставим глаголы везти, нести, расти, трясти, замереть в форму прошедшего времени в мужском, женском и среднем роде и во множественном числе.
Результат:
Везти – вёз, везла, везло, везли; нести – нёс, несла, несло, несли; расти – рос, росла, росло, росли; трясти – тряс, трясла, трясло, трясли; замереть – замер, замерла, замерло, замерли.
Эти глаголы образуют форму прошедшего времени без суффикса -л- в мужском роде.
А как узнать, какую гласную надо писать в прошедшем времени глаголов перед суффиксом -л-?
Верно, нужно поставить глагол в неопределённую форму, гласная этой формы и есть подсказка. Например: видЕла – видЕть.
Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: «что делает?», «что делают?» и др. и образуются от глаголов несовершенного вида. Они обозначают не только действия, происходящие в данный момент, но и действия незавершённые, происходящие постоянно, в любое время: часы стучат, идут; облака бегут, плывут.
Прочитаем фрагмент стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима» и укажем вид и время глаголов.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Рассмотрим:
Кружится – несовершенный вид, настоящее время. Падает – несовершенный вид, настоящее время. Ложится – несовершенный вид, настоящее время.
Какие глаголы могут иметь формы настоящего времени? Почему?
|
Формы настоящего времени могут иметь только глаголы несовершенного вида, потому что они обозначают действие, которое не совершено, ещё не завершено.
Если же глаголы отвечают на вопросы: «что сделает?», «что будет делать?» и др. и обозначают действие, которое будет происходить после момента речи, то эти глаголы будущего времени.
Будущее время глаголов имеет две формы: простую и сложную. Простое будущее образуется от глаголов совершенного вида: сделаю, научимся; будущее сложное – от глаголов несовершенного вида: буду делать, будем учиться.
Прочитаем фрагменты стихотворения Николая Рубцова «Родная деревня».
Найдём глаголы и укажем вид, время и значение.
«Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
– Я тоже отсюда уеду!
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу…»
Результат:
Глаголы настоящего времени: бывает, торопится – несовершенного вида, значение действий, происходящих постоянно, в любое время.
Глаголы прошедшего времени: кончил – совершенного вида, значение законченного действия.
Глаголы будущего времени: уеду, повзрослеет, посмотрит, оценит – совершенного вида, значение действий, которые совершатся, закончатся в будущем.
Примеры заданий из тренировочного модуля
Выделение цветом
Как связаны грамматические признаки глагола «время» и «вид»? Выделите цветом верный вариант ответа.
А) Глаголы совершенного и несовершенного вида имеют одинаковое количество форм времени: настоящее, прошедшее, будущее.
|
Б) Глаголы несовершенного вида имеют простую форму будущего времени.
В) Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее и прошедшее, а настоящее время у них отсутствует.
Ответы: Б) Глаголы несовершенного вида имеют простую форму будущего времени.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Определите время и вид глагола.
1. А теперь взглянем от России на запад.
2. На листву, как на чудо, я гляжу благодарно.
А) Настоящее время, несовершенный вид.
Б) Будущее время, совершенный вид.
Ответ:
1. А теперь взглянем от России на запад.
Б) Будущее время, совершенный вид.
2. На листву, как на чудо, я гляжу благодарно.
А) Настоящее время, несовершенный вид.