№ | Наименование темы | К-во Часов по теме | № занятия | Краткое содержание | Вид занятия | Средства обучения | Задание на дом | ||||||||||||
Литература 2-ой половины 19 века. Литературная полемика. Журналы. | 3 | 1 01-04 | Нулевой срез. | Тест. | |||||||||||||||
2-3 | Введение. Русская литература в XVIII - первой половине XIX века. Повторение изученного ранее. Лекция о своеобразии русской литературной критики, об основных этапах общественной борьбы 60-х годов 19 века и её отражении в литературе. Составление учащимися плана-конспекта лекции. Работа с трудными словами: либерал, реформизм, пародия, памфлет, репрессии. Беседа с учащимися о сущности понятий "реализм", "критический реализм". Работа с иллюстрациями художников-передвижников. | Лекция с элементами беседы | мультимедиа | Конспект Хронолог.таблица | |||||||||||||||
А.Н.Островский. Жизнь и творчество.Пьесы | 9 | 4-5 | Драма «Гроза». История написания. Особенности композиции. | Групповая дискуссия | Р.р. «В городе Калинове» | ||||||||||||||
6-7 07-11.09 | Характеры драмы «Гроза»(2у) | план рассказа о Катерине/закладки/; составить тест на знание текста(20 вопросов на ½ А4 | |||||||||||||||||
8-9 | Трагедия Катерины. Мотив грозы в пьесе А.Н. Островского. ОбразКатерины.Комментированное чтение статьи «Луч света в «темном царстве». Смысл названия | Подготовить анализ одного из эпизодов драмы Вариант ЕГЭ | |||||||||||||||||
10 | Анализ эпизода | практикум | Прочитать пьесу «Бесприданница», составить тест на знание драмы(требования единые) | ||||||||||||||||
11-12 14-18.09 | Драма «Бесприданница». Трагедия «горячего сердца». Лариса и Катерина. | Фрагменты фильма «Жестокий романс» с комментариями учителя | Домашнее сочинение | ||||||||||||||||
13-14 15 | Анализ эпизода. Тематический контроль.Подготовка к ЕГЭ. | ||||||||||||||||||
Поэзия «между золотом и серебром»-второй половины XIX века. Творчество А.Фета, Ф. Тютчева, Н. Некрасова. | 5+2 | 16 21-25.09 | Теория стихосложения | Лекция практикум | Таблица словари | Конспект с примерами | |||||||||||||
17-18 | Фёдор Иванович Тютчев - поэт-мыслитель, певец русской природы | Лекция Аналитическое чтение | Мультимедиа Аудио распечатки | Наизусть Анализ стих-я | |||||||||||||||
19 | Восприятие, оценка и истолкование стихотворения | ||||||||||||||||||
20 | "Стихи пленительные Фета". А. Жемчужников Рассказ о творческой судьбе А.А. Фета. Чтение и анализ стихотворений. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета. Метафоричность его поэзии. Музыкальность, мелодичность стиха. | Чтение наизусть Аналитическое чтение | Аудио портреты | Наизусть Анализ стих-я | |||||||||||||||
21 28-02.10 | Творческий практикум. Сопоставительный анализ стихотворений Тютчева, Фета и Некрасова | Групповая работа | распечатки | ||||||||||||||||
22 | Р.Р.творческая работа по лирике | ||||||||||||||||||
Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Романы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». | 7+1(РР) +2 | 23 | Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Общая характеристика произведений. Критические статьи писателя. Лекция учителя, индивидуальные сообщения учащихся о романах Гончарова. Цикл очерков "Фрегат "Паллада". | Лекция Индивидуальные сообщения | Мультимедиа | Читать 1-9 главы романа «Обломов», делать закладки к образу главного героя. Индивид.задание по «Мертвым душам» | |||||||||||||
24 | Роман И.А.Гончарова «Обломов». Парад гостей. | практикум | Опорные таблицы | «Сон Обломова».5,6,7.гл.1 части. | |||||||||||||||
25 | «Сон Обломова»-увертюра всего романа». Обломов и обломовцы. | Дискуссия Групповая работа | Словарь урока | ||||||||||||||||
05-09.10 26-27 | Пространство и время в эпизоде «Сон Обломова». Стилистический анализ. | Исследование, | |||||||||||||||||
28-29 | Испытание любовью. Ольга и Обломов.Обломов и Пшеницына | Групповая работа | прочитать главы о любви Обломова к Ольге-закладки | ||||||||||||||||
30 | Обломов и Штольц: друзья или антиподы? Составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца, беседа по составленному плану с использованием цитат из романа, критических статей Добролюбова и Писарева. | Дискуссия Групповая работа | мультимедиа | Подготовиться к сочинению,зачету по творчеству Гончарова | |||||||||||||||
12-16.10 31-32 | Творческая работа.Анализ работы. Рецензирование | ||||||||||||||||||
И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе», «Записки охотника», «Отцы и дети» | 10+6 | 33 | Жизнь и творчество И.С. Тургенева. «Записки охотника», романы «Рудин», «Накануне». | лекция | мультимедиа | Хронологическая таблица, по вариантам 1-2 рассказа из цикла | |||||||||||||
34-35 | И.С.Тургенев «Записки охотника». | Групповая работа-практикум | |||||||||||||||||
19-23.10 36-37 | Комментированное чтение рассказа «Свидание» | Аналитическое чтение | Отзыв о рассказе «Свидание» | ||||||||||||||||
38-39 | И.С.Тургенев –поэт.«Стихотворения в прозе». Филологический анализ стихотворения «Стой» | Беседа Аналитическое | аудио | ||||||||||||||||
40 | Творческий практикум | чтение | Выучить одно из стих.и написать эссе | ||||||||||||||||
26-30.10 41-42 | И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». История создания романа. Полемика, споры вокруг романа. Особенности композиции, система образов | Лекция беседа | мультимедиа | ||||||||||||||||
43-44 | «Есть чему поучиться и у нас, стариков…» (Поместное дворянство в романе «Отцы и дети», его конфликт с новым поколением) | беседа | Рассказ о взглядах и жизни Базарова с цитатами. Индивидуально (2 человека): Рассказ о «попутчиках» Базарова (Аркадий, Ситников, Кукшина) | ||||||||||||||||
45 | «Страстное, грешное, бунтующее сердце». (Жизнь и смерть нигилиста Евгения Базарова) | Любовь на страницах романа: какая она? Работа в группах | |||||||||||||||||
09-13.11 46-47 | Любовь на страницах романа. «Испытание любовью» | Подготовиться к зачету | |||||||||||||||||
48 | Зачет по творчеству И.С.Тургенева | опрос | распечатки | ||||||||||||||||
49 | Сочинение по роману | ||||||||||||||||||
Литература 60-70х годов 19 века. (Обзор) | 3+1 | 50 | Политическая борьба. Развитие художественной литературы. | лекция | |||||||||||||||
16-20.11 51 | Иван Флягин - один из правдоискателей земли русской. (По произведению Н.С. Лескова "Очарованный странник".) | Беседа | Индивидуальные задания | ||||||||||||||||
52 | Особенности повествования. Сказ | беседа | |||||||||||||||||
53 | Судьба Катерины Измайловой. (По повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда.") | ||||||||||||||||||
Жизненный подвиг Н.Г. Чернышевского. Роман "Что делать?"(Обзор) | 2+1 | 54 | Жизненный подвиг Н.Г.Чернышевского. Роман «Что делать?».Жанр утопии. | Урок-лекция с выступлениями учащихся | |||||||||||||||
55- 23-27.11 56 | "Новые люди" в романе. "Особенный человек", его жизненные принципы | ||||||||||||||||||
"Поэт мести и печали". (Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова) | 5+3 | 57 | "Поэт мести и печали". (Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова с обобщением ранее изученного) | Лекция уч-ся | мультимедиа | ||||||||||||||
58-59 | «Основные темы и мотивы лирики Некрасова» | аудио | «Деревня» А.С.Пушкина; «Пророк» Пушкина, Лермонтова, Некрасова, «Я вас любил» Пушкина, «Прости-мы не встретимся боле» Лермонтова, «Прости» Некрасова и стих-я Тютчева и Фета | ||||||||||||||||
60- 30-04.12 | Мир поэзии середины 19 века: традиции и новаторство. | семинар | |||||||||||||||||
61 | Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Жанр и композиция. Знакомство с содержанием | ||||||||||||||||||
62-63 | Образ "народного заступника" - Гриши Добросклоно-ва. Художественные особенности поэмы | ||||||||||||||||||
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина | 8+5 | 64 | Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина | Обзорная лекция | |||||||||||||||
65 07-11.12 66 | «Сказки для детей изрядного возраста». Жанровые особенности сказок Щедрина Слово учителя о времени создания сказок и причинах, побудивших писателя обратиться к сказочному жанру. Основные темы сказок. Повторение ранее изученного. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Связь с устной народно-поэтической традицией. «Премудрый пескарь»,"Дикий помещик". Художественный пересказ, анализ содержания. | Конференция | |||||||||||||||||
67-68 | Сказка «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина и статья Искандера «Совесть» Современная сказка. Л.Петрушевская,Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» | Эссе о совести | |||||||||||||||||
69-70 | «Господа Головлевы» - «эпизоды из жизни одной семьи». М.Е. Салтыков-Щедрин | Просмотр к/ф (30 мин выдержки с комментариями учителя 10 мин | |||||||||||||||||
14-18.12 71 | Утопия и антиутопия.Вн.чтение | ||||||||||||||||||
72 | Сатирическое изображение русской жизни в «Истории одного города» | ||||||||||||||||||
73-74 | Народ и самодержавие в «Истории…». Образы градоначальников. Финал романа (бред Угрюм-Бурчеева) | ||||||||||||||||||
75 | Рождение жанра антиутопии в русской литературе в романе Салтыкова-Щедрина. | ||||||||||||||||||
21-25.12 76 | Р.Р.Творческая работа | ||||||||||||||||||
Ф.М. Достоевский | 14+9 | 77 | Личность и судьба Ф.М.Достоевского | лекция | |||||||||||||||
78-79 | Тема «маленького» человека в русской литературе. Традиции и новаторство. Роман «Бедные люди и его новизна для русской литературы 19 века. Романтический герой романа «Белые ночи» | семинар | Защита проектов презентация | ||||||||||||||||
80 | "Всё сердце моё с кровью положится в этот роман". (История создания романа "Преступление и наказание".) Анализ содержания I,II глав | Лекция уч-ся | |||||||||||||||||
2 полугодие 81 | Раскольников в мире «бедных людей» и «белых ночей». Петербург Достоевского Урок - заочная экскурсия по Петербургу Достоевского. Наблюдения над особенностями изображения города. Петербург - конкретный город и в то же время - символ: символ угнетённой человеческой души. Город контрастов. Картины природы. Люди Петербурга. Работа с иллюстрациями. (В. Перов "Утопленница", Н. Ярошенко "Студент".) | Практикум заочная экскурсия по Петербургу Достоевского | |||||||||||||||||
82-83 | История преступления. Теория Раскольникова. | практикум | мультимедиа | ||||||||||||||||
84 | «Солгал-то он бесподобно, а а натуру-то и не сумел рассчитать» | Групповая дискуссия | |||||||||||||||||
85-86 | Раскольников во время встреч с Соней. Составление дневниковой записи | семинар | |||||||||||||||||
87 | «Правда»Сонечки Мармеладовой | семинар | |||||||||||||||||
88-89 | «Двойники» и «антиподы» в романе Ф.М.Достоевского | Групповая дискуссия | |||||||||||||||||
90 | «Правда» Достоевского. Религиозная основа его творчества. Евангельские мотивы в романе | конференция | |||||||||||||||||
91 92-93 | Зачет Исследовательские работы учащихся | Темы сочинений 1. Петербург Достоевского. 2. Мир обездоленных в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. 3. Дельцы и карьеристы в романе. 4. Художественное значение интерьеров в романе "Преступление и наказание". 5. Индивидуалистический бунт Р. Раскольникова. 6. Мой Достоевский. 7. В чём своеобразие художественной манеры Ф.М. Достоевского. | |||||||||||||||||
94-95 | Р/р. Контрольное сочинение по творчеству Достоевского | ||||||||||||||||||
96 | Рецензирование сочинений | Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе | |||||||||||||||||
97 | Поиски положительного героя. Роман «Идиот».Обзорная лекция | лекция | Кадры из фильма | ||||||||||||||||
98-99 | Роман «Братья Карамазовы». Антиномия нравственной свободы и власти в "Легенде о Великом Инквизиторе" (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы") | мультимедиа | |||||||||||||||||
100-101 | Рассказ Ф.М. Достоевского "Сон смешного человека". О мужестве быть смешным. | ||||||||||||||||||
Л.Н.Толстой | 25+8 | 102 | По страницам великой жизни Л.Н.Толстого | ||||||||||||||||
103-104 | Военная тема в изображении Толстого. «Набег». Страшный лик войны в «Севастопольских рассказах» Народ и война в | ||||||||||||||||||
105-106 | «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого | ||||||||||||||||||
107 | Духовный кризис Толстого в 80-е гг. Путь исканий последних лет жизни. «Воскресение» | ||||||||||||||||||
108-109 | История создания романа «Война и мир»(работа с документальными источниками). | ||||||||||||||||||
110 | "Вечер Анны Павловны был пущен". (Великосветское общество в "Войне и мире".) Анализ сцен из I и II ч. 1 тома | ||||||||||||||||||
111-112 113 | "История семейств". (Усвоение содержание 1 тома.) | ||||||||||||||||||
114-115 | Изображение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений Слово учителя об особенностях исторического жанра романа. Цели войны 1805-1807 гг. Индивидуальные сообщения учащихся об исторических деятелях (в описании Толстого): Кутузове, Наполеоне, Багратионе, Александре I. Шенграбенское сражение. Действия и поступки героев Толстого. Выразительное чтение о героизме капитана Тушина, Тимохина. Аустерлицкое сражение. Действия и поступки Н. Ростова, А. Болконского, Долохова, Бориса Друбецкого и др. Размышления князя Андрея перед сражением. Подвиг князя Андрея. Его думы о высоком и бесконечном небе (т. 1, ч. III, гл. 16). | ||||||||||||||||||
116-117 118 | Война - "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие". (Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Обзор содержания III тома) | ||||||||||||||||||
119-120 | "Дубина народной войны поднялась со всею своей грозною... силой". Л. Толстой (Партизанская война. Платон Каратаев и Т. Щербатый) Патриотизм и героизм русского народа в войне1812 года. | ||||||||||||||||||
121-122 | Пути исканий дворянской молодежи 1. "Андрей Болконский под Аустерлицем". Мечта о подвиге, славе. Небо Аустерлица - символ высокого понимания жизни. 2. "Встреча Болконского с Пьером на пароме". Начало возвращения героя к новым поискам. 3. "Андрей Болконский в Бородинском сражении". Главный итог его жизненного пути. Идеал "простоты, добра и правды". Единение с миром. 4. "Отечественная война 1812 г. в судьбе Пьера Безухова. В плену". | ||||||||||||||||||
123 | Р.р.Творческая работа | ||||||||||||||||||
124-125 | Кутузов. Роль личности в истории и романе Толстого. Осуждение наполеонизма. | ||||||||||||||||||
126 | В чем истинная красота человека? (Наташа Ростова и княжна Марья).Женские образы в романе «Война и мир» | ||||||||||||||||||
127-128 130 | Последняя встреча с героями Л. Н. Толстого. (Судьба героев в "эпилоге") Философско-исторические и эстетические взгляды Л.Н.Толстого | ||||||||||||||||||
131 | Зачет по творчеству Толстого (подготовка к домашнему сочинению) | Темы 1. Любимые страницы романа "Война и мир". 2. Что восхищает Толстого в Тушине, Тимохине, Денисове? 3. Как проявился безмерный патриотизм русского народа в Бородинском сражении? 4. Красота души человеческой. (По роману Толстого "Война и мир.") 5. Человек и природа в романе. 6. В поисках смысла жизни. 7. В чем сила и красота характера Пьера Безухова? 8. В чем сила воздействия Андрея Болконского на читателя? 9. Наташа Ростова - любимая героиня Толстого. | |||||||||||||||||
132-133 134-135 | Тема войны. Традиции и новаторство Современные произведения о войне | Защита проектов | |||||||||||||||||
А.П.Чехов. | 14 | 136 | Тайна личности А. П. Чехова. Слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-90е гг. 19 века, о времени, когда формировалось мировоззрение Чехова и появились его произведения. Сообщения учащихся: 1. Детские годы писателя. 2. В Таганрогской гимназии. 3. Юмористические рассказы молодого Чехова. 4. Путешествие на остров Сахалин - гражданский подвиг писателя. | лекция | мультимедиа | Ранние рассказы читать в парах: «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Унтер Пришибеев» | |||||||||||||
137-138 | Мир Антоши Чехонте Слово учителя о юмористических журналах "Осколки", "Стрекоза", "Будильник", в которых писались ранние рассказы Чехова. Своеобразие их тематики и стиля. Чтение и анализ отрывков, художественный пересказ. "Экзамен на чин", "Толстый и тонкий", "Устрицы", "Пересолил" и др. Ваши впечатления от рассказов. Над чем и как смеется Чехов? | ||||||||||||||||||
139-140 | «Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни».Чтение рассказа «Студент» Сопоставление рассказа с Евангелием, стихотворением Б.Пастернака «Гефсиманский сад» | ||||||||||||||||||
141-142 | "Его врагом была пошлость". «Футлярные люди»в трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» | Самостоятельно прочитать "Невеста", "Дом с мезонином". | |||||||||||||||||
143 | Путь от Старцева к Ионычу. (Чтение и анализ рассказа Чехова "Ионыч") | ||||||||||||||||||
144-145 | Лингвастилистический анализ повести «Ионыч» | ||||||||||||||||||
146 | "Всюду - палата N 6. Это Россия..." (Н.С. Лесков) | ||||||||||||||||||
147-148 | «Скрипка Ротшильда»-рецензия | ||||||||||||||||||
149 | Чеховский театр | ||||||||||||||||||
150-151 | "Пусть на сцене всё будет... как в жизни". А.П. Чехов. ("Вишнёвый сад") Слово учителя о создании и постановке комедии "Вишнёвый сад". Проблематика. Сложность чтения: интонация - основа чтения. Чеховский подтекст. | ||||||||||||||||||
152-153 | "Вся Россия - наш сад!" (Отношение к вишнёвому саду Раневской, Гаева, Лопахина, Пети Трофимова и Ани Раневской) | ||||||||||||||||||
154-155 | Анализ эпизода | практикум | мультимедиа | ||||||||||||||||
156-157 | "В человеке должно быть. всё прекрасно..." (Чеховский идеал человека) | ||||||||||||||||||
158-159 | Сочинение по творчеству А.П. Чехова. (Тему формулирует учащийся) | ||||||||||||||||||
160-161 | А.П.Чехов и В.Набоков Урок–семинар по внеклассному чтению в 10–м классе "Твой образ легкий и блистающий..." (по роману В.В. Набокова "Машенька") | ||||||||||||||||||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
![]() | 8 | 161-162 | Обзорная лекция. Образы Гамлета и Дон-Кихота в литературе. Их связь с русской литературой (Гамлета дать прочитать заранее – доклад; Гамлет и Д-К в поэзии) | лекция | презентация | ||||||||||||||
163-164 | Философская трагедия "Фауст" - выражение передовых идей эпохи. | Оноре Бальзак "Гобсек" | |||||||||||||||||
Подведение итогов, перспективное чтение. | |||||||||||||||||||
14 | Подготовка к ЕГЭ | 6 | 165-166 167-168 169-170 | Литературоведение. Работа с литературоведческими понятиями Алгоритм написания творческой работы Урок-консультация | |||||||||||||||