Христианство в Древнем Риме




Великая Мать Богов

Для того чтобы объединить разноплемённых богов (о храме всем богам — Пантеоне — ещё не помышляли), в Рим решили доставить Мать богов, в качестве которой в Малой Азии почитали Кибелу. Незадолго до этого близ города Песинунта, где был центр почитания Кибелы, упал с неба чёрный камень (метеорит). Его объявили небесным образом Матери богов и водрузили в храме города Пергама. Римляне пожелали иметь эту святыню, и она отправилась на корабле к новому месту жительства.

И вот небесный странник, олицетворявший Мать богов, совершив путешествие по воде и по земле, был помещён в храм Виктории (Победы) — ведь дело происходило во время страшной войны с Ганнибалом (Вторая пуническая война). Вместе с Кибелой в Риме оказался её возлюбленный — умирающий и воскресающий бог растительности Аттис, из крови которого вырастали цветы и деревья.

Сюда же прибыли жрецы-галлы, которые, подобно Аттису, доведённому ревностью Кибелы до безумия и оскопившему себя под священной пинией (сосной), должны были во время праздника Кибелы публично совершать над собой тот же кровавый обряд. И этот традиционно восточный культ, несовместимый с римской религией и нравственностью, отправлялся рядом с храмом целомудренной Весты!

Жречество

Как и в Греции, в Италии не было особого жреческого сословия. Служение богам осуществлялось жреческими коллегиями (товариществами). Древнейшей из них, видимо, были Арвальские братья. Это братство жрецов полей насчитывало 12 пожизненных членов, после смерти заменяемых другими. В пору пробуждения природы они приносили в священных рощах и на полях жертвы богам плодородия, участвовали в священных трапезах, пели гимны, столь архаичные по языку, что сами жрецы с трудом их понимали.

Жрецы-салии служили Марсу и с незапамятных времён обходили, гремя доспехами, надетыми на голое тело, поселения, расположенные на двух холмах в излучине Тибра. С вхождением этих холмов, заселённых латинянами и сабинянами, в состав города, здесь продолжали существовать те же две коллегии салиев. В силу своей консервативности римская религия ничего не устраняла из старины, хотя не чуждалась и нового, если это могло принести пользу Риму. На протяжении столетий каждая из коллегий салиев обходила свой район, и матроны, желавшие иметь детей, с радостью подставляли себя под удары сыромятных ремней, которыми салии хлестали всех встречных..

Высшей из жреческих коллегий считались, по крайней мере с IV в. до н. э., понтифики, которые руководили всей сферой государственной религии. В их распоряжении имелся календарь (фасты), который был последней инстанцией в истолковании разного рода знамений (прадигий).

К коллегии понтификов принадлежали: царь священнодействий, унаследовавший религиозные функции древних римских царей; фламины (жрецы трёх древнейших римских богов: Юпитера, Марса и Квирина); понтифик величайший, осуществлявший контроль над священным очагом Рима, горевшим в храме Весты, и над её жрицами весталками; жрецы младших богов. Занимая по рангу в коллегии пятое место, понтифик величайший выступал как представитель коллегии в сношениях с сенатом. Должность его была выборной и пожизненной. Последнее весьма привлекало римских политиков.

Императорский культ

Следствием перемен, обусловленных созданием империи, был культ носителя высшей политической власти — императора. В возникновении такого культа немалую роль сыграло то, что Римская империя являлась преемницей восточных и восточно-эллинских монархий. Обитатели восточных провинций продолжали видеть в римском монархе бога и стали распространителями этой религиозной идеи на Западе.

Но и в римских низах жила идея «доброго царя», который установил бы справедливые порядки. Таким «добрым царём» стали считать Октавиана, официально объявившего об окончании гражданской войны и восстановлении республики. Ему был присвоен почётный титул Август (Возвеличенный), ранее принадлежавший только Юпитеру. День его рождения был признан началом новой эры, а один из месяцев римского календаря получил его имя.

Императорский культ был чем-то вроде психоза, охватившего римское население, которое вдруг увидело в человеке, пролившем немало крови, своего спасителя, свою надежду. Римские поэты включили внука ростовщика Октавиана в мифологическую картину возникновения Рима, объявляя его то вторым Энеем, то третьим Ромулом. Августу приходилось заботиться не о распространении своего культа, а скорее о сдерживании слишком ярых почитателей, стремившихся украсить серебряными статуями императора все римские улочки, заложить в каждой деревне храмы, посвящённые его Гению (божество, направляющее все действия человека) или Фортуне.

В конце концов Августа стали почитать в каждом доме, в каждой семье как отца отечества, как хранителя семейного очага. К восстановленным Августом древним жреческим коллегиям прибавилась новая — августалы. Они стали ведать принесением жертв новому божеству. Ореол божественности распространился и на членов семьи Августа. Его жена Ливия, одна из самых зловещих женщин в римской истории, получила вместе с официальным культом титул Августы.

В эпоху империи большинство римских граждан являлись потомками рабов, вывезенных из Сирии, Египта, Палестины, легионеров, набранных в восточных провинциях. Никто их в этом уже не укорял; они давно говорили на латыни, порой занимали высокие посты в римской администрации и были ревностными защитниками римской имперской идеи. Однако в их сознании по-прежнему жили, всё более овладевая им, восточные верования, и уже недалеко было то время, когда одна из религий восточного происхождения — христианство — станет государственной религией Римской империи.

Культ императоров являет собой новшество, ознаменовавшее конец традиционной римской религии.

Христианство в Древнем Риме

Ученики и последо­ватели Иисуса Христа — апостолы продолжили проповедь христианства за пределами Палести­ны. Новая вера распространилась по всей Рим­ской империи. Первые христиане объединялись в небольшие общины. Для совместных молитв они собирались в подземельях, каменоломнях, других укрытых от постороннего глаза местах. На собраниях зачитывали повествования о Христе. Заканчивались собра­ния общим обедом, или трапезой.

В общины входили в основном люди бедные — мелкие ремес­ленники и торговцы, городская беднота, рабы. Христиане собира­ли взносы на трапезы и общие нужды. Многие сверх этого жерт­вовали для помощи нищим. Христианские общины помогали друг другу, обменивались посланиями, книгами. Вскоре они появились во многих городах империи, а затем и в сельской местности.

В III веке, когда жизнь в Римской империи стала очень тревожной, среди христиан появилось много знатных и богатых людей. Ослабление императорской власти, солдатские мятежи, вторжения варваров, восстания вызывали растерянность и отча­яние даже у них. Богатые христиане жертвовали на нужды общин крупные суммы денег, порой завещали им состояния.

Влиятельные христиане становились руководителями хрис­тианских общин — священниками и епископами (надзирателя­ми). Епископы в больших городах именовались патриархами или папами (например, римский папа). Постепенно образовы­валась христианская церковь. Это слово имеет два значения: во-первых, так называют здание для богослужений, во-вторых, всю организацию христиан, объединяющую руководителей христианских общин. К концу III века христианская церковь стала богатой и влиятельной организацией. Римские императоры видели в христианстве угрозу для своей власти. Верующие в учение Христа не признавали «бо­жественность» императора. Их преследовали. «Наихудший» из императоров, Нерон возложил на христиан вину за пожар в Риме. Преследовали христиан и при «наилучшем» импера­торе — Траяне. Под угрозой смерти их заставляли отрекаться от веры.

Но гонения не помогали. Многие христиане мужественно гиб­ли за свою веру. Церковь объявляла таких мучеников святыми. Христианство победоносно шествовало по империи.


 

Министерство образования РФ

Министерство образования РА

ГОУ ВПО Российско-Армянский (Славянский) университет

Институт гуманитарных наук

Кафедра иностранных наук

 

 

Реферат на тему:

«Религия Древнего Рима»

 

 

Дисциплина: Древние языки и культуры

Выполнила: Никогосян Елизавета

Факультет: Лингвистика

Курс: второй

Преподаватель: Вардазарян О.С.

 

 

Ереван 2017



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: