Примеры отечественных и зарубежных аналогов




Введение

 

Центр современной культуры (культурный центр, центр искусств или арт-центр) отличен от художественной галереи или художественного музея.

Термин «культурный центр» имеет несколько значений. Нередко понятие культурного центра применяют для крупных городов, с богатыми культурными традициями, духовными ценностями национального и мирового значения. В более узком значении это понятие применяется по отношению к отдельным уникальным учреждениям, носящим общегородской характер, с более обширным и усложненным набором функций.

В данном случае культурные центры рассматриваются как элементы в общей системе учреждений, комплексов, центров общественного назначения. Они обслуживают разнообразные духовные потребности населения и специализируются на деятельности в области культуры, искусства и просвещения. Идеи создания культурных центров получили свое новое звучание и «возродились» в современной практике.

Сфера искусства и культуры в современном мире требует новых экспериментов, развития концептуального искусства, привлечения и расширения возможностей медиа-технологий, поиска новых путей, стилей и направлений в искусстве, что формирует новые синтетические виды творчества и новые архитектурные пространства.

Общегородской центр пространственно объединяет культурное образование, создавая некие градостроительные акценты. В условиях быстро растущей агломерации возникает проблема нехватки объектов культуры в периферийных районах. Необходимо создание новых мест общерайонного притяжения для различных слоев населения, так как на сегодняшний день более половины культурных учреждений города составляют типовые морально устаревшие постройки, либо использовать приспособленные здания, нуждающиеся в модернизации и реконструкции.


 

Примеры отечественных и зарубежных аналогов

 

1.1 Отечественный опыт

 

В России художественные центры распределены согласно экономико-политической ситуации в различных городах. Создание частных арт-центров в России зачастую вписывается в стратегию реконструкции коммерчески непривлекательных городских пространств за счёт привлечения к ним общественного внимания. То есть культурные центры, восполняющие потребности молодого населения, создаются в бывших промышленных помещениях, цехах и складах заводов фабрик.

Когда-то это были заводские и фабричные цеха, сейчас – творческие пространства. Арт-кластер – новая передовая форма ведения арт-бизнеса, место, где можно сделать офис мечты, открыть студию или мастерскую, прийти отдохнуть, поработать, порисовать, посмотреть кино. Сегодня специалисты говорят о «феномене арт-кластеров», которых становится все больше и больше.

Примерами таких арт-центров являются московские Винзавод и Флакон.

Арт-центр Винзавод находится на территории бывшего пивоваренного завода (впоследствии — винного комбината) «Московская Бавария». Вход сюда бесплатный. Арт-центр был создан на средства частных инвесторов, стремящихся к повышению арендной платы своей недвижимости.

 

1.1.1 Винзавод

 

Винзавод – первый и самый большой центр современного искусства в нашей стране. Здесь соединяются все направления современной культуры: выставки, фестивали, лекционные программы, кинопоказы, концерты, театральные премьеры. Здесь собраны художественные галереи, мастерские художников, дизайнеров и фотографов, арт-кафе, шоу-румы модной одежды, книжный магазин, детская студия и многое другое (рисунок 1.1).

Винзавод поддерживает инициативы в области современного искусства и талантливых молодых людей.

 

Рисунок 1.1 – Схема арт-центра Винзавод

Цех белого. Выставочный зал мирового уровня. Профессиональное световое и техническое оборудование позволяют проводить здесь выставки, презентации, мастер-классы, лекции и концерты на самом высоком уровне.

 

1.1.2 Дизайн-завод Флакон

 

Дизайн-завод «Флакон» – первый в Москве творческий кластер, направленный на развитие самого широкого круга проектов в области актуальных форм творчества, образования и гражданских активностей.

«Флакон» объединяет на своей территории сообщество людей, основная деятельность которых креатив и дизайн во всех своих проявлениях. Образованный в 2009 году дизайн-завод превратился в эпицентр культурной жизни столицы и значительно повысил привлекательность окружающего района (рисунок 1.2).

 

Рисунок 1.2 – Схема участка дизайн-завода флакона

Дизайн-завод возник на территории бывшего хрустально-стекольного завода и стал пионером в ревитализации промышленной зоны за пределами исторической застройки Москвы. Изначальное отсутствие рамок во много обусловили его специфику. «Флакон» стал мощной платформой для развития молодых проектов, самовыражения творческих личностей и реализации социокультурных инициатив. Не случайно, атмосфера «Флакона» полностью соответствует его девизу: «Творите, что хотите!».

«Флакон» играет ведущую роль в развитии постиндустриальной экономики города, объединяя на своей территории более 200 представителей творческих индустрий. Креативную атмосферу на «Флаконе» создают дизайн-студии и архитектурные бюро, креативные и рекламные агентства, мастерские и издательства, образовательные проекты и детские студии, арт-кафе и шоу-румы дизайнерских товаров. Всех резидентов «Флакона» здесь называют жителями!

На территории «Флакона» создана полноценная инфраструктура для проведения самых разнообразных событий – от закрытых вечеринок до городских праздников. На площади в 25 тыс. м² расположено несколько пространств для проведения мероприятий, которые можно моделировать под самые разные форматы и концепции. Трёхэтажное пространство-трансформер Cube и камерная 2-х уровневая площадка «Кафедра»

Творческая атмосфера и сообщество креативных людей формирует здесь высококонцентрированную среду, комфортную для развития творческого потенциала, проведения культурного досуга, образования и работы. На дизайн-заводе регулярно проходят социокультурные мероприятия, рассчитанные на самый широкий круг посетителей. Действуют разнообразные образовательные проекты, в которых можно получить как дополнительное образование, так и повысить свою квалификацию.

На территории «Флакона» действуют уникальные для Москвы ремесленные мастерские, включающие в себя производство, обучение, коворкинг и шоу-румы. Это реальное производство, работающее под индивидуальный заказ. Мастерские построены по принципу Do it yourself, в каждой из которых разработана система мастер-классов и воркшопов, рассчитанных на самый разный уровень подготовки.

Маркет на «Флаконе» это более 30 шоу-румов с товарами от известных брендов и молодых дизайнеров. Здесь представлен большой выбор женской и мужской одежды, обуви и аксессуаров, последние новинки электроники и спортивных товаров, актуальные предметы интерьера, креативные подарки и изделия hand-made. Большая часть вещей с Flacon Market представлена в единственном экземпляре, что отличает это пространство от традиционных торговых центров.

Крыша - это пространство в стиле Нью-Йоркских крыш (рисунок 1.3). В стоимость площадки входят деревянные уличные диваны, скамейка, коричневые пуфики, газон, навес, гирлянды по всей площадке, журнальные столики, выделенное место для курения.

Рисунок 1.3 – Крыша

 

1.1.3 Инновационный культурный центр в Калуге

 

Также начинается строительство современных культурных центров, с необходимыми помещениями, и удовлетворяющие существующим нормам.

Например, инновационный культурный центр в Калуге (рисунок 1.4). Главный архитектор проекта: Э. Русенко. Общая площадь центра: 3596 м2. Здание с насыщенной и гибкой программой, подходящее для культурных и образовательных проектов разных форматов, от современного искусства и танца до концертов и кинопоказов, способное стать новым символом небольшого города, и при этом органично вписывающееся в существующую среду.

Рисунок 1.4 – Инновационный культурный центр в Калуге

Комплекс спускается по рельефу и визуально не вступает во взаимодействие с музеем космонавтики (рисунок 1.5). Связь парка им Циолковского с комплексом осуществляется через лестницу-пандус, ведущую из парка на второй уровень комплекса.

Рисунок 1.5 – Схема высотной связи инновационного культурного центра с музеем космонавтики

Здание разделено на две части. В одной реализуются профессиональные образовательные программы для художников, дизайнеров, танцоров, режиссеров. актеров, фотографов и т.д. В другой части комплекса — открытые программы, на которые могут попасть все заинтересованные горожане (на лекцию, кинопоказ, театральную постановку или выставку). Эти две части решены как переплетающиеся ленты, направляющие движение посетителей внутри здания. В результате такой объемно-пространственной композиции возникают открытые общественные пространства: двор с амфитеатром, развернутым в сторону водохранилища и небольшой двор со сквером – в него выходят учебные аудитории. Композиция комплекса также учитывала существующие на участке деревья, которые попали во внутренний зелёный двор.

Белая лента огибает амфитеатр и выходит в сторону водохранилища консолью. Здесь находятся главное фойе центра, репетиционные танцевальные залы, выставочный зал, буфет, книжный магазин. В консольной части - панорамное кафе. Комплекс связан с парком им. Циолковского лестницей-пандусом, ведущей посетителей с уровня парка на второй уровень центра. Со второго уровня спускается амфитеатр к общественной площади, удобной для кинопоказов и уличных мероприятий.

Вторая чёрная лента спускается по рельефу вдоль водохранилища и включает помещения для образовательных программ: лекционный зал, медиатеку, фото и звукозаписывающую студии, керамическую мастерскую. Помещения соединены системой пандусов для пешеходов и маломобильных групп населения. Из образовательной части организованы выходы в зелёный двор, где могут проводиться мероприятия, связанные с образовательной программой.

К общественной части комплекса примыкает многофункциональный зал, рассчитанный на 250 человек. Зал и образовательная часть отделяют от остальной территории комплекса зелёный двор, создавая более камерное зеленое пространство.

Генеральный план центра представлен на рисунке 1.6.

Рисунок 1.6 – Генеральный план центра инновационного культурного центра в Калуге

1.2 Зарубежный опыт

 

На Западе центр искусств — функциональный общественный центр с определённой сферой компетенции, призванный поощрять практики искусств и обеспечивать различные услуги. Центр искусств предоставляет место для выставок и/или для работы художников, семинаров, оказывает образовательные услуги, предоставляет техническое оборудование и т. д.

В Великобритании художественные центры начали появляться после Второй мировой войны. Они прошли путь от мест для «среднего класса» к модным альтернативным центрам и, в конечном счёте, превратились в центры по обслуживанию общества с возможностями доступа для пользователей-инвалидов.

В США художественные центры являются учреждениями, приспособленными для демонстрации, производства, и искусства открытого к доступу, для людей, интересующихся искусством.

Второй тип американских арт-центров — это здания, которые арендованы художниками, галереями или компаниями, вовлечёнными в художественный процесс.

 

1.2.1 Культурный центр Ле-Аг (Périphériques / Périphériques / Франция)

 

Новое здание появилось на окраине города, в полях, где разбросаны хозяйственные и промышленные сооружения. К дороге оно обращено фасадом из стеклянных панелей, прозрачных и зеркальных, однако главная особенность проекта – пронизывающая здание «аллея» со сложной оболочкой из красных перфорированных панелей анодированного алюминия. Этим же материалом оформлен главный вход (рисунок 1.7).

Рисунок 1.7 – Входная группа культурного центра Ле-Аг

«Аллея» вдохновлена типичным для Нормандии явлением: слегка утопленные в почву дороги для защиты от сильного морского ветра обсаживают деревьями, которые, вырастая, образуют нечто вроде зеленого свода. Эту природную форму и попытались сымитировать архитекторы. Получившееся у них пространство обращено на задний фасад, где красного металла гораздо больше, чем со стороны улицы.

Рисунок 1.8 – План культурного центра Ле-Аг

«Аллея» служит и пространством для собраний и концертов, туда выходят ключевые объекты (стойка администратора, бар, гардероб и т.д.), также оттуда можно попасть во все помещения культурного центра. Этот центр, носящий название расположенного неподалеку мыса Ле-Аг, объединяет концертный зал, музыкальную школу, где также учатся балету и драматическому искусству, и пространства для встреч различных городских общественных объединений.

Рисунок 1.8 – Фасад культурного центра Ле-Аг

Кроме анодированного алюминия (за образцовое сотрудничество в его новаторском использовании архитекторы Marin+Trottin и компания Pyrrhus Conceptions получили премию Duo@Work от парижского отделения Национального союза французских архитекторов UNSFA и коммерческой выставки Architect@Work), в здании использованы открытые бетонные поверхности и дерево, которым, помимо прочего, обшита просторная терраса второго этажа.

 

1.2.2 «Дом возможностей», Шведция

 

Интересен также проект молодых архитекторов из Швеции «Дом возможностей» (рисунок 1.9). Команда из трех молодых архитекторов из Копенгагена, представила свое предложение о создании нового культурного центра в Скеллефтео, Швеция. Möjligheternas Hus, Дом возможностей, расширяет существующую городскую сеть с новыми «культурными улицами» на уровне земли, создавая процветающую центральную «гостиную» искусства, гостеприимства и культуры. Дизайн был разработан в рамках открытого конкурса, в котором впервые команда заняла второе место по сравнению с существующей международной практикой.

Рисунок 1.9 - «Дом возможностей»

Проект площадью 22 700 м2 включает в себя большой зал, библиотеку, художественный зал, а также ресторан, гостиницу и конференц-зал. Команда, Ханна Йоханссон, Юрас Ласовский и Филип Липинский, говорит, что крайне важно, чтобы каждая из этих программных зон сохраняла свою собственную четкую самобытность, но при этом собиралась вместе, чтобы сформировать единое здание. Их схема соответствует программным требованиям краткого руководства, а также включает в себя ключевые критерии дизайна, масштаба и потока.

Расположенное в центре, рядом с главной площадью города - Мёйлихтернас Торг, здание должно было соединить открытое пространство у его порога с урбанистическим контекстом, граничащим с его оставшимися сторонами. Он делает это, отступая в масштабе, когда приближается к квадрату, при этом каждый «шаг» представляет отчетливо отдельную программную функцию (рисунок 1.10). Эти коробки, которые выстроены из отеля, концертного зала, театра, библиотеки и галереи на переднем плане, сохраняют свою индивидуальность благодаря четкому разделению, при этом они кажутся открытыми и доступными из нескольких точек входа.

 

 

Рисунок 1.10 - Функциональная схема «Дома возможностей»

Объемы были открыты на юго-западе и северо-западе, чтобы облегчить эти новые улицы. На уровне крыши каждый из блоков был огранен таким образом, что позволяет внутреннему свету излучать по всему городу. Архитекторы заявили, что это создаст «гражданский и культурный маяк», чья простая, но изящная форма подчеркивается на фоне линии Skellefteå. Скульптура линии крыши также служит для создания террасированной перспективы, где каждый из блоков сохраняет представления об окружающем контексте.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: