Методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста





 

В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется, чувства развиваются в тесной связи с волей, а воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

Как пишет в своей статье Т.В. Дремина: «развитие эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся развивает системы самосознания и самооценки, рефлексивные способности, формирует адекватное отношение к себе и другим. Постепенно ребенок развивает коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других».

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. В.С. Мухина отмечает, что «хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает».

В связи с этим В.С. Мухина перечисляет основные задачи, которые необходимо решать в младшем школьном возрасте:

1) «преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

2) обретение ребенком контроля над своим поведением;

3) выработка волевых качеств личности».

Изучая волевое поведение, В.А. Иванников отмечал, что «проблема формирования воли это не только развитие нравственных качеств личности и формирование нравственных мотивов, воля есть не только особый способ мотивации, но и ее особая форма, а именно произвольная форма мотивации».

Также В.А. Иванников указывает, что «необходимость волевого поведения возникает тогда, когда обнаруживается недостаток или нежелательность, побуждения к действию. Например, при необходимости совершать действия, не связанны с актуальной потребностью, при преодолении внешних и внутренних препятствий, при необходимости выбора кажущихся равнозначными мотивов, целей и т.д.».

Исходя из анализа литературы о развитии эмоционально-волевой сферы, мы делаем вывод, что эмоции младших школьников отличаются высокой впечатлительностью. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, а так же адекватно выражать собственные эмоции. Воля рассматривается как способность сознательно преодолевать препятствия на пути к цели, а младшие школьники характеризуются неравномерностью сформированности волевых качеств. Таким образом, развитие эмоциональных и волевых качеств ребенка достигается только тренировкой.

Итак, исходя из анализа литературы, нами выделены такие методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников, как: методы - игротерапии, сказкотерапии, беседы, музыкотерапия; и приемы - упражнения на развитие волевых усилий, релаксационные упражнения и психодинамические медитации.

1. «Игротерапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры, поскольку оказывает большое влияние на воспитание у учащихся определенных волевых качеств и эмоциональной отзывчивости». Таким образом, в качестве игр с целью формирования позитивного отношения у учащихся к своему «Я» и для сплочения классного коллектива можно использовать такие психологические игры, как: «Паутинка», «Машина с характером», «Переправа». Такие игры развивают толерантность учащихся по отношению друг к другу, в коллективе устанавливается дружелюбная атмосфера.

С целью развития у детей волевой сферы необходимо особое место уделить играм, направленным на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развития координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и восприятия. Игры с определенными правилами способствуют развитию выдержки, ответственности и дисциплинированности. К таким играм можно отнести: «Четыре стихии» - где дети выполняют определенные движения по команде ведущего; упражнение «День и Ночь» - по команде «День» ребята бегают в произвольном порядке, изображая мышей, а по команде «Ночь» - засыпают для того чтобы ведущий-сова их не съел; игра «Атомы и молекулы» - где дети меняют свободное движение и группируются по определенному количеству с сигналом педагога.

Важно отметить, что любые игры должны вызывать положительный настрой у детей. Игры-упражнения, применяемые с целью развития у детей самостоятельности и самоконтроля, отличаются незамысловатыми правилами, например: упражнение «Сочини предложение», где группе детей предлагается 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. По очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Игра «Три движения» - когда ребятам необходимо в правильном порядке выполнять движения, тогда как ведущий специально путает группу случайной очередностью движений.

Обязательно включать в программу подвижные игры с правилами, с целью развития координации движений и произвольной регуляции собственной деятельности. Можно использовать такие игры, как: «Зайчики Солар», «Солнце, дождь и ветер», «Снежный ком», «Постройтесь по росту!». Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению в роли успешного ведущего, развивает настойчивость. Стремление к успеху развивает мотивационные качества и вместе с тем учит принимать неудачу без агрессии и обиды.

2. «Сказкотерапия - это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование познания эмоций у младших школьников». Можно применять на занятиях с детьми сказки на тему добра, милосердия и гуманности. Педагог Р.М. Гришина предлагает методическую разработку сказки «Звездная страна». Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. На основе фантазийных образов дети понимают чувства и переживания главных героев, а также осознают, как найти выход из конфликтной ситуации. Таким образом, сказкотерапия - это процесс воспитания внутреннего ребенка, его гармоничного мироощущения, что становится основой для созидательных действий по отношению к себе, близким, окружающему миру.

После прочтения сказки необходимо проанализировать с детьми поступки положительных и отрицательных героев. Для этого можно применять метод беседы.

3. «Беседа - это вопросно-ответный метод обучения, применяемый с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления уже полученных знаний». Беседа формирует умение быть сдержанными и доброжелательными, приучает ребят работать в коллективе. В качестве обобщения материала и выделения ключевых моментов, беседа может проводиться с детьми сразу после прочтения сказки. Для этого ребятам задается ряд вопросов: о чем эта удивительная история? Чему учит эта сказка? Как вы оцениваете поступок отрицательного героя? Почему? Пригодится ли вам эта история в жизни? Чем?

Беседа также может проводиться на определенные (намеченные педагогом заранее) актуальные темы. С целью развития у учеников эмоциональной притязательности, отзывчивости важно обсуждать такие понятия как «Дружба», «Взаимоотношения», «Конфликт». Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить - ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Детям необходимо дать возможность понять, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки.

4. «Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции». Функциональные упражнения «Послушай тишину», «Летняя ночь», «Звуки» учат детей различать звуки на улице за окном, способствуют снятию сильного эмоционального или физического напряжения у детей.

5. «Упражнения - это прием планомерно организованного выполнения воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности». На занятиях с младшими школьниками важно способствовать наилучшему пониманию детьми своих эмоциональных состояний и эмоций других людей. Применение таких упражнений, как: упражнение «За что меня любит мама», упражнение «Радость и грусть», упражнение «Зеркало», рисование на тему «Сегодня я вот такой», упражнение «Все мы» развивают у детей умение правильно выражать свои чувства, управлять своими эмоциями. С помощью таких упражнений у детей повысится уровень стабильности эмоциональной регуляции, уменьшится психическое напряжение, тревога.

Занятия с детьми в сенсорной комнате можно выделить как средства развития у учеников саморефлексии. В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов - пузырьковой колонны, аква-лампы, ребенок расслабляется, успокаивается, у него нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Структура занятий в сенсорной комнате предполагает использование упражнений для релаксации, дыхательных упражнений, беседы и сказкотерапию, ароматерапию и музыкотерапию.

После проведения основных игр с детьми необходимо оказать успокаивающее и расслабляющее воздействие на их эмоциональное состояние. С этой целью можно использовать различные релаксационные упражнения или психодинамические медитации с музыкальным сопровождением.

6. Релаксации и психодинамические медитации, как вспомогательный прием, проводятся с целью расслабления и снятия мышечного напряжения. Такие релаксации, как: «Лучики», «Кораблик», «Ковер - самолет», «Чудесная ночь» помогают ребятам снять физическое и мышечное напряжение после активной двигательной деятельности. Педагог подробно объясняет детям соответствующие инструкции, и помогает эмоциональному расслаблению - создавая спокойную, умиротворенную атмосферу.

Для достижения наилучших результатов занятия по развитию эмоционально-волевой сферы следует проводить с учащимися как в индивидуальной, так и в групповой формах, поскольку они оказывают на детей различное воздействие и педагогу психологу необходимо отмечать как достижения всей группы в целом, так и индивидуальные ресурсы каждого ученика.

Таким образом, мы предполагаем, что использование вышеизложенных методов и приемов сформируют у детей эмоционально - мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и они приобретут навыки, умения и опыт необходимый для адекватного поведения в обществе. При целенаправленном комплексном воздействии у них сформируются такие волевые качества как: ответственность, упорство, настойчивость, решительность, повысится самооценка.





Читайте также:
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.015 с.