Глава 2. Основные направления деятельности МВФ и ВБ




 

Учреждения, входящие в ВБ — Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) — предоставляют кредиты по низким процентным ставкам, в виде грантов странам или под нулевой процент, имеющим такой доступ на невыгодных условиях или не имеющим доступа к международным рынкам капитала. ВБ не считает важным получение прибыли.

МБРР имеет высокий кредитный рейтинг, позволяющий ему брать в других банках средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Связанные с этой деятельностью, операционные расходы, ВБ оплачивает самостоятельно, не привлекая для этого другие финансовые источники.

«Группа Всемирного банка один раз в три года подписывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка. Документ помогает соединить программы банка, как по выдаче кредитов, так и консультационных и аналитических услуг, с поставленными целями развития каждого государства. Стратегия содержит программы и проекты, максимально влияющие на проблемы бедности и способствующие сбалансированному социально-экономическому развитию»[7].

В США в 1944 году были созданы МВФ и ВБ в Бреттон Вудсе. Их целью являлось понижение развитие международной торговли и нищеты в мире. МВФ обязан выдавать краткосрочные кредиты странам, у которых происходили временные проблемы с платежами. ВБ предоставлять кредиты для решения структурирования экономики.

МВФ и ВБ выполняют решающую роль в процессе экономической глобализации. ВБ и МВФ открывают развивающиеся страны для западных инвесторов с их спекулятивными интересами. Экономическая выгода движет МВФ и ВБ, поэтому, они поддерживают различные авторитарные и диктаторские режимы.

ВБ способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, предоставляя техническую и финансовую поддержку, в том числе с тем чтобы помочь странам реформировать определенные сектора или осуществить конкретные проекты — например, такие как строительство школ и объектов здравоохранения, водо- и энергоснабжение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды. Содействие Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. Квалификации сотрудников Всемирного банка охватывают более широкий круг дисциплин, чем квалификации сотрудников МВФ.

МВФ и ВБ сотрудничают в разнообразных областях, особенно в деле сокращения бедности в странах с низким доходом, облегчении бремени задолженности беднейших стран, а также оценки финансового сектора стран. Обе организации проводят совместные совещания два раза в год. В рамках так называемой «программы структурной перестройки» МВФ и ВБ определяют жесткие условия для предоставления займов развивающимся странам, включая дерегулирование, либерализацию и приватизацию. Эти меры укрепляют позиции транснационального капитала, но ухудшают положение большинства населения стран третьего мира. «Устранение социального и экологического регулирования со стороны государства (которое может «отпугнуть» инвесторов) и урезание общественных расходов приводят к недоступности медицинского обеспечения и образования, резкому падению уровня жизни, уменьшению рабочих мест, росту безработицы и ограничению прав профсоюзов»[8].

Вместе с тем программы структурной перестройки еще и не эффективна. Они лишь усугубили проблему бедности в большинстве стран, которые их проводили, вызвав страдания миллионов людей и широкомасштабное загрязнение окружающей среды. С восьмидесятых годов структурная перестройка способствовала созданию системы вывоза богатств из развивающихся стран, которые заплатили богатым индустриальным державам северного полушария сумму, более, чем в пять раз превышающую размер полученных кредитов.

Главной целью этой программы является создание благоприятных условий для притока иностранного спекулятивного капитала, который не задействован в создании каких бы то не было ценностей. Он всего лишь использует отсутствие социального и экологического регулирования, овладевает контролем над рынками и, случается, разрушает целые отрасли промышленности. Таким образом, рекомендации МВФ и ВБ преимущественно не ведут к обещанному экономическому росту. Единственное, что остается после них — это огромный долг, а для сдерживания его роста в будущем отдельные страны обязаны платить значительные суммы как минимум для погашения процентов. Доводы в пользу иностранных инвестиций звучат неискренне и неубедительно. Сейчас приблизительно 40 тысяч членов мировой финансовой олигархии контролируют 80% мировой торговли. Имущество 200 самых богатых людей мира превышает доход 41% населения земли. Более 250 миллионов детей вынуждены работать в самых нечеловеческих условиях ради жалкого прозябания. Около 17 миллионов детей умирают ежегодно от легко излечимых болезней. Отчаянное положение современного мира не является чем-то естественным — это просто логическое следствие существования системы, в которой единственной уважаемой ценностью является увеличение прибыли богатых мира сего.

МВФ и ВБ являются причиной голода и гражданских войн. Главной задачей было поддержание низких цен на рабочую силу и обеспечение потока дешевого сырья на Запад. Другой задачей было экономическое разорение тех стран, которые представляли потенциальную политическую опасность для семи наиболее богатых стран, определяющих решения МВФ и ВБ и контролирующих 40% голосов. Таким образом, обеспечение выплаты странами их долгов становилось последней задачей МВФ и ВБ[9].

Решения во ВБ и МВФ принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций. В ВБ и МВФ определение голосов устанавливается уровнем финансового вклада страны. Например, США имеют примерно 17% голосов, а Большая семерка в целом – 45%. Голос США всегда был наиболее влиятельным, из-за уровня своего вклада. Развивающиеся страны посредством финансируемых ими стратегий и программ оказывают огромное воздействие на общество и экономику Третьего Мира, поэтому, располагают незначительной властью внутри этих институтов. Кроме того, президент ВБ традиционно – американец, а президент МВФ – европеец. Что касается КНР, МВФ и ВБ начали проталкивать здесь программы структурных преобразований еще в 1992 году. Они разработали модель «шоковой терапии», которая означала либерализацию цен, снятие барьеров для импорта и введение свободной конвертируемости национальной валюты в течение очень короткого периода. Их целью было быстрое внедрение рыночных отношений в КНР. При этом МВФ и ВБ не интересовало, как реформы отразятся на работоспособности предприятий и на жизненном уровне населения. МВФ и ВБ не было дела и до всепоглощающей коррупции. Рост экспорта сырья из КНР не принес больших прибылей экономике в целом, но зато позволил обогатиться коррумпированным государственным чиновникам. Они незаконно торговали разрешениями на экспорт, а новые собственники предприятий попросту выкачивали ресурсы из КНР, пользуясь дешевизной их добычи в КНР. Полученные деньги растрачивались или переправлялись на счета в западных банках. В экономике инфляция, возникшая в результате реформ, на практике означает, что богатство попросту перераспределяется, т.е. перетекает из рук рабочих в руки владельцев корпораций. После того, как высокая инфляция была на какое-то время остановлена, укрепившийся рубль также служил в основном интересам российских состоятельных классов, потребляющих дорогие импортные продукты, и иностранных финансовых спекулянтов, вкладывавших деньги в российский финансовый рынок до тех пор, пока темпы роста в западной экономике были не очень высоки. Эту стабилизацию финансировали с помощью займов, а также за счет сокращения затрат на социальные нужды и невыплаты зарплат – в 2008 году 20% невыплат приходилось на сферы, финансируемые из государственного бюджета. Иностранные инвестиции в страны были настолько рискованны, что только финансовые спекулянты были заинтересованы в них, а отток капитала из КНР был всегда выше уровня внешних заимствований. Получается, что КНР финансировала мир, а не наоборот. Но этот пузырь неизбежно должен был лопнуть, что и произошло в 2008 году во время экономического кризиса. Вопреки утверждениям МВФ государственные заимствования с целью укрепления рубля привели не к созданию необходимого уровня инвестиций в экономику, а как раз к созданию пузыря. Спекулятивные инвестиции покинули КНР в одночасье, снова парализовав экономику.

В настоящий момент программы структурных преобразований продолжают реализовываться, и конца этому пока не видно. Последние реформы заключаются в принятии нового Кодекса законов о труде, поддержанного фракцией «Единство» и предполагающего увеличение рабочей недели до 56 часов, произвольные увольнения рабочих и упразднение коллективных договоров. Уже начали повышаться цены на железнодорожные билеты в обход антимонопольного законодательства, планируется выселение из домов людей, которые не могут оплачивать даже символические ставки квартплаты. Был упразднен Госкомитет по охране природы, - это объясняется необходимостью сокращения затрат на охрану окружающей среды, как того требует МВФ. В то же время ВБ соглашается выделить 200 миллионов долларов в качестве кредита на реструктуризацию угольного и лесного комплексов, в которых теперь нет независимой экологической экспертизы.

Ситуация в мировой экономике, несмотря на первые признаки восстановления, продолжает оставаться нестабильной. Наибольшую озабоченность в 2011 г. вызывают риски, связанные со снижением устойчивости государственных финансов, волатильностью на развивающихся финансовых рынках, социально-экономическими проблемами, вызванными ростом уровня безработицы в мире. Кроме того, несогласованные меры по выходу из финансового кризиса, принимаемые отдельными странами, несут в себе угрозы региональной фрагментации мировой экономики и расширения спекуляций на разнице в национальных нормах финансового регулирования.

С целью противостояния данным рискам деятельность МФИ с 2010 г. сосредоточена на международной координации мер экономической политики, проводимых отдельными странами. Ключевыми объектами международной экономической координации станут национальные «стратегии выхода из кризиса» и системы финансового регулирования и надзора.

Ключевая роль в части координации «стратегий выхода» была закреплена за МВФ. Начиная с 2010 г. Фонд осуществлял сбор информации о предполагаемых изменениях в фискальной и монетарной политике, а также в сфере поддержки финансового сектора стран Группы двадцати, анализировать соответствие отдельных мер задачам устойчивого и сбалансированного роста мировой экономики.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: