Здание Сената в Московском Кремле (1776-1787)




Строительство здания Сената связано с административными реформами 1790-х, когда Сенат был разделен на департаменты, и 2 из них – ведающий правами дворян и судебный были переведены в Москву.

Необычный треугольный план здания диктуется формой участка, заключенного между кремлевской стеной, петровским Арсеналом и Чудовым монастырем (не сохр). Треугольное в плане здание Сената разделено внутри 2-мя симметричными корпусами на 3 двора: в центре – главный 5-угольный двор с купольным залом-ротондой высотой=27 м (это – композиционный центр здания), по бокам – 2 одинаковых служебных треугольных двора. По центральной оси, напротив главного зала, - овальный въездной вестибюль, также перекрытый куполом, обращенный к петровскому Арсеналу.

10255, 10260, 10265 – вестибюль Сената – перекличка куполов

На фасаде, обращенном к Арсеналу, центр выделен 4-колонным ионическим портиком.

10270, 10280

Сенат – общественное здание, поэтому архитектура его простая и строгая. 1й этаж – рустованный цоколь, другие 2 этажа объединены колоннами и пилястрами большого ордера (пилястры тосканские или дорические?). Строгая желто-белая раскраска. Углы срезаны и отмечены ризалитами.?Мотив триумфальной арки.

10310, 10320, 10330, 10340, 10360 – вид с внутреннего парадного двора на ротонду купольного зала с ее тосканской (или дорической) колоннадой.

10380, 10390 – интерьер купольного зала

Насколько величественно и строго решены фасады Сената, настолько пышно и нарядно отделан интерьер его главного Екатерининского зала – этого «русского Пантеона» с кессонированным куполом (диаметр – 24,7 м, высота – 27 м), величественной коринфской колоннадой и лентой рельефов, прославляющих царствование Екатерины.

10395 – купол Сената хорошо виден из-за кремлевской стены

10410 – план здания Московского университета

Первое здание Московского университета на Моховой было построено (на территории бывшей усадьбы П. И. Репнина) на углу Моховой и Никитской в 1782-1793 архитектором Казаковым.

Значительно пострадавшее при пожаре 1812 г., здание было восстановлено в 1810-е гг. по проекту арх. Д.Жилярди, а вскоре было решено расширить территорию университета за счет участков на другой стороне Никитской улицы, где в 1830-е гг. возводится новый университетский корпус и церковь св. Татианы (арх. Е.Д.Тюрин).

Илл. 10430, 10440 – здание Казакова, акварель 1798, сделанная сыном архитектора.

Илл. 10450 – здание Жилярди, с акварели А. Я. Афанасьева, 1829.

Илл 10470 – современный вид

Однако, планировка (объемно-пространственная композиция) здания осталась неизменной со времен Казакова. Композиция спланирована по образцу городской дворянской усадьбы - «покоем» - с главным зданием в глубине двора-курдонера и боковыми флигелями, вынесенными на красную линию улицы. Центр был выделен круглым (или полукруглым – по-другому, более позднему, варианту проекта) залом, увенчанным куполом – «пантеон российской науки».

В 1810-х Жилярди, сохранив общую объемно-пространственную композицию и внутреннюю планировку, существенно изменил обработку главного фасада и отделку интерьеров. Он укрупнил все архитектурные формы и подчеркнул гладь стен. 8-колонный ионический портик Казакова в центре фасада Жилярди заменил портиком дорическим, изменил портики на фасадах боковых корпусов. Центральная часть здания была несколько приподнята и завершена пологим куполом, значительно большего размера, чем находящийся под ним актовый зал. Актовый зал сохранил от Казакова свободно стоящую ионическую колоннаду, огибающую его полуциркульную сторону и несущую хоры, но купольное перекрытие и отделка принадлежат уже Жилярди.

Илл. 10510, 10530, 10550, 10570 – здание Благородного (Дворянского собрания)

Выходит на 3 магистрали – Моховую, Дмитровку и Георгиевский переулок. Дом московского главнокомандующего В. М. Долгорукого-Крымского, построенный в середине 18 века, а в 1784 приобретенный Московским благородным обществом для клуба Дворянского собрания. В 1785-1786, 1793-1802 перестроен Казаковым. В 1793-1802 Казаков присоединил к дому Долгорукова соседний дом, выходивший в Георгиевский переулок, обработав угол в виде ротонды с пилястрами.

Здание пострадало при пожаре Москвы 1812 и было восстановлено в 1814, а позднее существенно перестроено в 1896 и 1903-1908.

Илл. 10590, 10594 – В 1785-1786 Казаков создал здесь свой знаменитый Колонный зал, использовав площадь внутреннего двора старого здания. Это один из красивейших залов классической Москвы, подобный торжественным перистилям палладианских вилл и дворцов. Размеры 24,8 на 39,5. Выразительность этого торжественного и строгого интерьера основана на выразительности великолепного коринфского ордера. Деревянные в своей основе колонны (10 колонн по длинной стороне и 6 – по короткой) отделаны белым искусственным мрамором. В распалубках зеркального свода помещены полуциркульные окна. Благодаря обильному свету (окна, люстры, зеркала) создавалось впечатление свободно стоящей под открытым небом колоннады.

При восстановлении зала после пожара не была возобновлена живопись потолка и, вероятно, были уничтожены пилястры на стенах, соответствовавшие колоннам.

Жилые дома Казакова

Казаков много сделал для утверждения в Москве нового классицистического типа городского жилого дома. И в общественных, и в частных жилых зданиях Казакова утверждается принцип усадебной композиции.

В творчестве Казакова мы встречаем 2 типа городской усадьбы.

Первый – основной жилой дом и флигели расположены на одной оси по красной линии улицы.

Илл. 10610, 10620, 10630, 10632 – дом Демидова в Гороховом переулке.

Дом отставного бригадира И. И. Демидова в Гороховом переулке Басманной части Москвы, строился в 1789-1791. Основной жилой дом и флигели расположены по красной линии улицы, а служебные и хозяйственные помещения – за домом, в глубине участка. Планировка Г-образная.

Сейчас здание занимает Институт геодезии и картографии (с 1867 – Константиновский межевой институт).

Илл. 10640 – Главный дом 3-этажный. 1-й этаж трактован как рустованный цоколь, в центре которого был сквозной арочный проезд во двор для карет (сейчас закрыт). Выше расположен 6-колонный портик коринфского ордера, объединяющий 2 и 3-й этажи. Стены по сторонам от портика практически лишены декора – только лепные розетки (но детали очень изящны!).

Илл. 10694, 696, 698 – интерьеры

В доме Демидова частично сохранились первоначальные интерьеры, оформленные Казаковым. Это часть парадной анфилады, расположенной во втором этаже – круглый Столовый зал (диаметром 7,2 м), украшенный парными пилястрами, 2 гостиные – Голубая и Малиновая (названные по цвету штофа, которым обиты стены) и парадная спальня. Интерьеры отделаны великолепной золоченой резьбой, выполненной мастерской Споля, которая покрывает двери, рамы зеркал, панели стен, подзеркальные столики и другую мебель. Она и дала название интерьерам, известным как Золотые комнаты Демидова.

Илл. 10710, 730, 750 - Потолки украшены лепниной и росписью с изображением венков из садовых цветов (парадная спальня).

Илл. 10810, 10820, 10822, 10830 – дом Губина на Петровке, 25

Имеет аналогичную планировку - основной жилой дом и флигели расположены на одной оси по красной линии улицы. Тоже 3-этажный главный дом с 6-колонным портиком и 2-этажные боковые флигели. Но боковые части главного дома решены иначе – они понижены, в их оформлении использован мотив триумфальной арки и изящные рельефы.

Илл. 10832, 10834 – в настоящее время здание принадлежит Московскому музею современного искусства, здесь тоже сохранился целый ряд интерьеров.

Дом Талызина - ныне музей архитектуры.

Второй тип городской усадьбы у Казакова – усадебная композиция с двором-курдонером, когда на красную линию улицы вынесены только флигели, а главный усадебный дом располагается в глубине двора.

Илл. 10840, 844, 846, 10850, 10860 - дом Барышникова на Мясницкой, 42, строительство 1793-1802

Здание имеет П-образную форму, центральная часть украшена коринфским портиком, сохранилась отделка интерьеров.

С легкой руки Казакова для московской усадьбы с конца 18 века обязателен ордерный портик!

Сейчас здесь находится редакция АИФ.

Храмы-ротонды Казакова

Казаков использовал мотив ротонды везде – от парадных залов жилых домов до храмов.

Илл 10910, 10930 – церковь св. Филиппа митрополита (1777-1788)

 

Церковь построена на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа при перенесении их из Соловецкого монастыря в Москву. Казаков пристроил церковь-ротонду к более ранним трапезной и колокольне 1750—1752 годов. Это была первая церковь-ротонда у Казакова.

Здание храма представляет собой массивный 2-этажный цилиндрический объем с прямоугольной алтарной апсидой. С севера и юга расположены легкие 4-колонные ионические портики-входы.

Церковь увенчана куполом на цилиндрическом барабане и изящным бельведером в виде сквозной ионической колоннады – некоторое несоответствие.

Илл. 10950, 10960, 10970 – план, интерьер.

Внутри церкви с одной стороны (с запада) расположено полукольцо из 4-х больших ионических колонн, а с другой (с востока) - полукольцо из малых колонн и пилястр коринфского ордера. Такая сложность устройства внутреннего пространства, равно как и чрезмерное изобилие декора в интерьере уже не встречаются в более поздних постройках Казакова. Лепной декор храма близок декору круглого зала Сената

Илл 11010, 11020, 11030 – церковь Вознесения на Гороховом поле (1788-1793)

2-ярусная церковь-ротонда, в нижнем ярусе окруженная ионической колоннадой. Ротонда перекрыта куполом, прорезанным окнами-люкарнами и увенчанным изящным фонарем. К храму примыкает трапезная и 3-ярусная колокольня со шпилем.

11060 – все детали проработаны с величайшим изяществом.

11210 – Голицынская больница (1796-1801)

Наиболее полно принципы высокого классицизма воплотились в здании Голицынской больницы с церковью св благоверного царевича Димитрия.

11230, 11250 – построена на средства, завещанные князем Димитрием Голицыным (1721-1793), русского дипломата, бывшего русским послом в Париже, а затем в Вене. Голицын был известен как благотворитель, меценат и покровитель изящных искусств.

Князь Дмитрий Михайлович, в продолжение 30 лет, стяжал себе в Вене любовь всеобщую. Милостивый ко всем бедным вообще, он особенно покровительствовал ученым и художникам и, содействуя их занятиям, вниманием, словом, делом, доставлял обществу полезные плоды трудов их, а себе высокое нравственное наслаждение, к которому доступны одни люди доброжелательные.

Был почетным членом АХ в Венеции и в Вене.

Т как детей князь Голицын не имел, то завещал значительные средства для устройства в Москве больницы. С 1751 Димитрий Голицын был женат на светлейшей княжне Екатерине Кантемир (1720-1761).

Дмитрий Михайлович пережил супругу более чем на 30 лет. В память о единственной любимой он завещал построить в Москве больницу для бедных, Голицынскую больницу (в начале XX века она вошла в состав Первой Градской больницы).

Илл. 11270, 11290, 11310 - Голицынская больница (1796-1801)

Здание больницы имеет П-образный план (по образцу городской усадьбы) с флигелями, вынесенными на красную линию улицы и главным зданием в глубине двора-курдонера. Линия фасада сильно растянута, весь ансамбль раскрыт навстречу улице. И сам главный 3-этажный корпус имеет большую протяженность, в центре его находится главная архитектурная доминанта ансамбля - церковь-ротонда, увенчанная куполом. Центр отмечен величественным и мощным 6-колонным тосканским портиком, поднятым на уровень 2-го этажа. Фасады здания отличаются крайней простотой – только горизонтальные тяги подчеркивают протяженность гладких стен.

Илл. 11330, 11350, 11360, 11370, 11410 – план, интерьер, разрез

Самая красивая из ротондальных церквей Казакова.

В интерьере – 2 кольца колонн – внутреннее кольцо составляют большие ионические колонны розового искусственного мрамора, внешнее кольцо – меньшие по размеру коринфские колонны серого искусственного мрамора. Стены украшены росписями в технике гризайля.

Илл 11370, 11410 - Храм перекрыт кессонированным куполом диаметром 17 м, состоящим из 2-х оболочек, с окном-окулюсом, напоминающим купол римского Пантеона.

Церковь всегда считалась образцовой, а ансамбль в целом намечает черты дальнейшего развития русской архитектуры в XIX веке.

Левое и правое крыло – мужское и женское отделения, позади – сад.

Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774—1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА). Оставил 12 гравированных альбомов «фасадических планов» Москвы – с лучшими постройками Москвы до пожара 1812.

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.

 

Список литературы

 

А.Н. Спащанский «Турецкий стиль» в русском искусстве второй половины XVIII века

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»

https://www.history-gatchina.ru/article/turkey.htm

https://ricolor.org/rz/turzia/tr/cul/4/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: