Реформы в области образования и цензуры в царствование Александра II.




Реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование. Основные даты этих реформ:

· 18 июня 1863 – принят «Университетский устав».

· 14 июля 1864 – принято «Положение о народных училищах».

· 18 ноября 1864 – принят «Устав гимназий и прогимназий».

Реформирование начальной школы

18 июля 1864 было принято «Положение о народных училищах». Главная особенность этого положения заключалась в отмене государственной и церковной монополии на образование. После реформы системы образования начальные школы могли открывать также общественные учреждения и частные лица. Срок обучения в начальной школе не превышал 3-х лет.

Начальные школы теперь были следующих типов:

· Воскресные.

· Церковноприходские.

· Земские.

· Частные.

· Государственные.

Реформирование средней школы 19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.

Особенности и виды гимназий в России после реформы 1864 года

Тип гимназии Что преподавали Что давало окончание

Реальные Естественные науки. Обучение в технических ВУЗах

Классические Гуманитарные науки. Поступление в университеты. Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы. Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи. Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить. В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели Реформирование высшего образования 18 июня 1863 был принят Университетский устав. Реформа образования при Александре 2 фактически началась в этом году с этого документа, в 1864 году продолжилась. Главное в новом уставе – университетам была возвращена автономия. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана. Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование: · Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей. · Утверждали программу обучения. · Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины. · Решали все финансовые вопросы.

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

1. Сделать образование доступным для всех.

2. Устранить монополию на образование.

3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

«Частные» школы в итоге появились, но они не прижились и в скором времени исчезли

окончательно. Что касается остальных целей, то на бумаге они были достигнуты, а в реальности – нет. Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса). Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения., высшее образование поэтому тоже было недоступным. – полная самостоятельность университетов. Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров. Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня стало можно называть либералами.

Деятельность Александра II в отношении цензуры была менее последовательна, но не менее продуктивна. Цезурный устав 1826 г. фактически перестал действовать уже в декабре 1855 г. с закрытием Высшего цензурного комитета. Практически свободно в обществе обращались издания А.И. Герцена «Полярная звезда» и «Колокол». Открыто обсуждались в прессе крестьянская и другие реформы. Резко возросло число периодических изданий. В 1865 г. утверждены «Временные правила» для цензуры. По этому закону научные издания вообще не подлежали цензуре, от предварительной цензуры освобождались периодические издания при условии внесения залога. Однако формально «Временные правила» действовали как уточнение Устава 1826 г., что создавало путаницу и оставляло за властями право в любой момент обрушиться на неугодное издание.

Так или иначе, деятельность правительства Александра II в области просвещения и цензуры принесла колоссальную пользу российскому обществу. Самым лучшим доказательством тому является необычайный расцвет отечественной культуры в пореформенный период. Достаточно вспомнить имена С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Д.И. Менделеева, А.С. Попова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.

Реформа цензуры 1865 года.. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Цензура была передана из министерства народного просвещения в министерство внутренних дел, где для нее было образовано особое «главное управление по делам печати». Затем (1865) был дан закон о печати, имевший в виду предоставить отечественной печати возможные облегчения. По этому закону цензура сохранилась лишь для брошюр и небольших сочинений. Толстые книги (свыше 160 страниц оригинальные, свыше 320 страниц переводные) могли выходить в свет без цензуры. Издатели книг отвечали перед судом, если в книгах заключалось что-либо противозаконное. Журналы и газеты могли выходить без цензуры с особого разрешения власти. Если в таких бесцензурных журналах и газетах появлялось что-либо «вредное» или противозаконное, то изданию объявлялось «предостережение». После третьего предостережения издание запрещалось.

Печать отзывалась на каждое правительственное начинание, обсуждала все реформы, оценивала их последствия, приветствовала созданный реформами новый общественный строй, основанный на демократическом бессословном начале.

Таким образом создались крайние, «радикальные», направления в политических и социальных вопросах и образовалась «отрицательная» литература. Представителями ее были журналы «Современник» и «Русское Слово» в России и «Колокол» за границей. («Современник», во главе с публицистами Чернышевским и Добролюбовым, имел характер политический; «Русское Слово», с Писаревым во главе, занималось проповедью нигилизма. Что же касается до лондонского «Колокола», то его издатель, эмигрант А.И. Герцен, в конце 50-х годов главной целью своей считал добиться освобождения крестьян и свободы печати в России; влияние «Колокола» в эти годы было очень велико.) Развитие радикальной журналистики доставляло правительству много неудовольствий и опасений. Уже в начале 60-х годов было признано необходимым ограничить свободу журнальной печати.

Когда же 4 апреля 1866 г. революционер Каракозов выстрелил в государя у ворот Летнего сада, то власти усилили цензурные строгости и навсегда закрыли «Современник» и «Русское Слово».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: