Методы социальной профилактики правонарушений подростков




Метод – это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы – способы познания действительности.

Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «Как это делается?». Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на «рабочих полях», а чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбрать профилактические методы, обеспечивающие:

1.выработку нравственного сознания;

2.формирование навыков и привычек позитивного поведения;

3.воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям;

4.социальное оздоровление микросреды.

Однако надо иметь в виду, что перевоспитание личности правонарушителя несовершеннолетнего возраста, выработка положительных навыков и привычек, волевых усилий связаны с различными, особыми сферами психологической деятельности, опираются на определенные физиологические факторы, специфика которых не может не учитываться при выборе методов профилактики.

Когда становятся известны субъективные представления, цели и намерения подростка, совершившего правонарушение, поняты и оценены мотивы, убеждения, ценности личности, можно приступать к комплексной разработке программы воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя.

Воздействие на несовершеннолетних подростков осуществляется тесно связанным между собой общими, индивидуальными и специальными профилактиками правонарушения.

1. Общими являются меры не предназначены исключительно для профилактики правонарушений, но объективно содействующие их предупреждению или сокращению:

· Улучшение условий учебы, отдыха несовершеннолетних;

· Повышение образовательного и культурного уровня подростков;

·Совершенствование воспитательной и культурно – массовой работы среди несовершеннолетних.

2.Индивидуальные меры предназначены для воздействия на лиц склонных к нарушению правопорядка:

· Улучшение воспитательной работы;

·Повышение уровня социального контроля за поведением несовершеннолетних – правонарушителей.

3.Специальные меры предназначены исключительно для профилактики каждой разновидности правонарушений:

· Дисциплинарные;

· Административные;

· Гражданские;

· Уголовные

и направлены непосредственно на факторы влияющие, на сокращение правонарушений, проступков и преступлений [10, с.234].

При выборе методов индивидуального профилактического воздействия, следует осуществлять, с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.

· К числу важнейших методических приемов стимулирования можно отнести: одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благодарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершили без особой затраты сил и времени.

· Приемы метода торможения выражаются в виде порицания, предупреждения, т. е. повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую форму общественного требования к поведению человека, в которой одновременно дается и осуждение того, что сделано неправильно, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предупреждение на будущее в целях предотвращения возможного повторения поступка. Однако и само поведение несовершеннолетнего нельзя рассматривать вне связи с формированием привычки тормозить себя. Торможение необходимо каждому индивиду повседневно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привычку, выражаться в каждом физическом и психическом движении, в особенности проявляться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организации.

Для достижения этих целей можно применять следующие формы нейтрализации отрицательного влияния на подростков:

• беседы с несовершеннолетними, допускающими отклонения в поведении, вовлечение их в секции, клубы, детские и молодежные общественные объединения (например, в туристские организации);

• встречи с учителями, кураторами, мастерами групп производственного обучения того учебного заведения, которое посещает подросток или по каким-либо причинам перестал посещать;

• посещение несовершеннолетних по месту их жительства;

• обсуждение поведения подростка в отделе по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

• обсуждение поведения подростка на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• объявление официального предостережения правонарушителям;

• наложение штрафа на родителей, уклоняющихся от воспитания детей;

• доставление в органы внутренних дел лиц, совершающих правонарушения и оказывающих отрицательное влияние на подростков;

• при наличии законных оснований решение вопроса о наложении на взрослых правонарушителей административного надзора;

А так же, целенаправленная работа по перевоспитанию отдельных трудных подростков, осуществляемая в школе: назначение общественных воспитателей, шефов, наставников для проведения с несовершеннолетними правонарушителями индивидуальной профилактической и воспитательной работы, привлечение к ней мастеров спорта, спортсменов-разрядников, тренеров, студентов и представителей творческой интеллигенции, представителей религиозных конфессий, бывших осужденных, положительно характеризующихся после освобождения. Ну и конечно, не менее важен воспитательно – профилактический эффект повседневного человеческого общения в коллективе сверстников [23, с.134].

На этих этапах применяются как индивидуальные, так и групповые формы работы. В качестве групповых форм работы в первую очередь следует отметить организацию правовой подготовки несовершеннолетних, проведение которой вменяется в обязанность команды, состоящей в идеале из социальных педагогов, учителей, психологов, сотрудников правоохранительных органов, специалистов по социальной работе, медиков, все эти специалисты являются единым целым в социальной работе с подростками – правонарушителями в общеобразовательном учреждении. При этом главное внимание уделяется развитию у подростков чувства ответственности перед обществом, а также их социальному обучению.

В работе с данной категорией клиентов, специалисту социальной работы в общеобразовательной школе очень важно учитывать личные особенности подростка, его интересы, желания и правонарушение, совершенное данным подростком, поэтому существует характеристика методов работы группами несовершеннолетних правонарушителей:

1. Подростки – правонарушители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоисты, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные дела, используя присущее им упорство в достижение поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство их социальной неполноценности.

2. Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающими представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Социальная работа заключается в изменении привычных форм поведения, высказывание доверия к ним, одобрения их достижений, вырабатывании умения не только подчиняться, но и командовать.

3. У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их асоциальные поступки. Социальная работа с ними выражается в ритмичной и напряженной трудовой деятельности, учебе, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.

4. К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков. У представителей этой группы – случайные правонарушения. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У них важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести их к включению в полезную трудовую деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании и учебе.

5. С несовершеннолетними пятой группы, присваивающими чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманность их действий по отношению к пострадавшему и сформировав правильное содержание понятия «честность» как важной личной гражданской черты. А так же следует предпринять все возможные меры по ликвидации педагогической запущенности такого школьника.

6. Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над непра­вильной формой его осуществления [10, с.214].

Поэтому необходима разъяснительная работа по вскрытию проти­воправности таких действий. Требуется также, чтобы под­росток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удов­летворить указанные выше потребности, за счет учебы и культурно-массовых мероприятий в школе.

При профилактике противоправного поведения у подростков – правонарушителей в общеобразовательной школе, к сожалению, существуют проблемы эффективности предлагаемых выше методов, например:

· Потенциал досуга в социальном, нравственно и творческом развитии не используется в полной мере, доминирует праздное времяпрепровождение у несовершеннолетних подростков;

· В общеобразовательном учреждении существует неразвитость спортивных и культурно массовых мероприятий и кружков;

· Дефицит специально подготовленных кадров и недостаток средств.

В последствии, социальная профилактика несовершеннолетними и работа подростков – правонарушителей, при данных проблемах, не будет достаточна эффективна.

Таким образом, методы являются частью социальной работы, которые включают в себя определенный свод правил, позволяющий осуществить социальную работу, разумно действовать и эффективно управлять данным процессом.

Чтобы правильно подобрать нужную методику в работе с подростками – правонарушителями в общеобразовательной школе, необходимо узнать цели и намерения подростка, а так же личные особенности характера, какое правонарушение он совершил, после чего можно приступать к разработке воспитательно-профилактической программы для несовершеннолетнего правонарушителя.

Например, при индивидуальной профилактике могут применяться методы стимулирования торможения, где к методам стимулирования относятся: одобрение, похвала, доверие, поощрение, благодарность, награда и т.п. поощряются лишь те действия несовершеннолетнего, которые требовали от него воли и трудолюбия. В противоположном случае действуют методы торможения, выражающиеся в виде порицания, предупреждения, что является предотвращением возможного повторения проступка.

Чтобы достичь наилучшего эффекта, необходимо проводить беседы с несовершеннолетним, вовлекать его в секции, кружки, общественные объединения; организовывать встречи с учителями; посещать подростков по их месту жительства; наложение штрафов на родителей, уклоняющихся от воспитания детей и т.д.

В качестве групповой форм работы необходимо привлечь сотрудников правоохранительных органов, социальных педагогов, специалистов социальной работы, учителей, психологов, т.к. все эти специалисты являются единым целым в социальной работе с подростками – правонарушителями в общеобразовательном учреждении. При этом у несовершеннолетнего преступника развивается чувство ответственности перед обществом.

При профилактике противоправного поведения в общеобразовательной школе, чаще всего можно столкнуться с разного рода проблемами: не привлеченность подростков к спортивной и культурной деятельности, отсутствие или недостаток культурно – массовых и спортивных мероприятий и секций, дефицит специалистов и недостаток финансовых средств, тем самым ослабляется эффективность профилактической работы с подростковыми правонарушениями.

Ведь на протяжении всего периода обучения и социально профилактических работ в школе, необходимо ориентировать подростков на одобряемое поведение в обществе.

 

 

Заключение

Подростки с противоправными нарушениями являются объектами социальной работы, на их поведение влияет большое количество факторов и в первую очередь такие институты как: семья, школа и неформальные группы, подростки. Им свойственно поведение, не соотносящееся с представлениями общества о социальных нормах, т.к. в подростковом возрасте наблюдается относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации.

Наиболее часто встречающиеся правонарушения в подростковом возрасте – алкоголизм, наркомания, агрессивное поведение, суицидное поведение, психические расстройства, противоправное, криминальное поведение. Можно утверждать, что подростки с противоправным поведением являются одной из клиентских групп в социальной работе.

Социальная работа - это очень сложный механизм, где объектами социальной работы являются различные группы населения, попавшие в трудную жизненную ситуацию, одними из таких и являются подростки с противоправным поведением.

Социальная работа общеобразовательной школы направлена на то, чтобы уменьшить количество правонарушений, совершаемые подростками-учащимися школы; обеспечить условиями формирования социально-позитивной направленности подростков. Деятельность специалиста социальной работе в общеобразовательной школы и его коллег, в работе с подростками – правонарушителями делится на три основных аспекта: социальный, педагогический и психологический аспекты.

Данные аспекты позволяют наиболее эффективно специалисту социальной работы добиться желаемого результата, т.к. именно они формируют у подростка социально-позитивные чувства, благоприятствующие учебе, труду, общению, на основе личностно.

Такой вид социальной работы в общеобразовательной школе, является основным и наиболее эффективным направлением в работе с подростками – правонарушителями.

А чтобы заранее предотвратить противоправное поведение подростков, нужно проводить социальную профилактику подростковых правонарушений в общеобразовательной школе, т.к. профилактика в этой сфере является неотъемлемым атрибутом современного общества.

Целью профилактики является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения несовершеннолетних подростков.

Социальная работа в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы должна выполнить следующий ряд задач: формирование законопослушного поведение подростков; устранение причин и условий совершения правонарушений, которые способствуют развитию подростков и подготовке их к сознательной жизни в быстро изменяющихся жизненных ситуациях.

Вся работа специалиста социальной работы выстроена по определенной технологии. Социальная же технология существует лишь в рамках социума и ее суть – построение человеческих отношений в любой его сфере. Социальная технология разделяется на базовые и частные, где базовые – направлены на гармонию индивидуального, личного и общественного; на развитие творческих способностей и активности. Частные направлены на социальной конструирование, урегулирование отношений и операций, оптимизацию социального взаимодействия на разных уровнях.

Социальная технология закреплена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Можно утверждать, что профилактика как технология является неотъемлемым элементом в социальной работе с подростками - правонарушителями в общеобразовательной школе. Так же частью социальной работы являются методы, без которых не возможно добиться поставленной цели, т.к. они являются средствами социальной профилактики социальной работы в школе с подростками правонарушителями.

Методы являются частью социальной работы, которые включают в себя определенный свод правил, позволяющий осуществить социальную работу, разумно действовать и эффективно управлять данным процессом.

Чтобы правильно подобрать нужную методику в работе с подростками – правонарушителями в общеобразовательной школе, необходимо узнать цели и намерения подростка, а так же личные особенности характера, какое правонарушение он совершил, после чего можно приступать к разработке воспитательно-профилактической программы для несовершеннолетнего правонарушителя.

При профилактике противоправного поведения в общеобразовательной школе, чаще всего можно столкнуться с разного рода проблемами: не привлеченность подростков к спортивной и культурной деятельности, отсутствие или недостаток культурно – массовых и спортивных мероприятий и секций, дефицит специалистов и недостаток финансовых средств, тем самым ослабляется эффективность профилактической работы с подростковыми правонарушениями.

Социально профилактическая работа школы в первую очередь должна ориентировать подростков на одобряемое поведение в обществе, а именно привлечение к общественной деятельности, уяснение границ между нельзя и можно, а главное чтобы подростки могли осознанно избрать свой путь.ю избегая противоправных действий.

 

 

Список используемой литературы

1. Алексеева, Л. С. Социальная реабилитация подростков [Текст] / Л. С. Алексеева // Социол. исслед. - 2003. – №4. - 124 с.

2. Бакаев, А. А. система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст]: учеб. Пособие. – М.: Логос, 2004. – 218 с.

3. Башкатов, И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних [Текст] / под ред. С. А. Беличевой. Тюмень.: ТГУ, 1995. - 226 с.

4. Бочаров, В. Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В. Г.Бочаров. -.М.: Педагогическое общество России, 2001. - 77 с.

5. Бюллер, Ш. Психология ребенка [Текст] / Ш. Бюллер. – М.: Издательский центр «Академия»; Раритет. - 1998. - 108 с.

6. Выгодский, А. С. Педагогика подростков [Текст] / А. С. Выгодский. – М.: Научный мир, 2000. – 52 с.

7. Гуров, В. Н. Социальна работа [Текст] / В. Н. Гуров. – СПб: Питер, 1999. – 101 с.

8. Гурьянова, М. Н. Система социальной помощи [Текст] / М. Н. Гурьянова. – М.: «Союз», 1993. – 75 с.

9. Гурьянова, М. Н. Социальная работа [Текст] / М. Н. Гурьянова. – М.: «Союз», 1995. - 84 с.

10. Данилова, З.А. Девиантное поведение в молодежной среде [Текст] / З.А. Данилова; Рос. акад. Наук, Сиб. отд-ние; Байкальский ин-т природопользования. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – 236 с.

11. Дернова - Ярмоленко, А. Подготовка родителей к воспитанию детей [Текст] / А. Дернова-Ярмоленко. – М.: ГАСБУ, 2000. - 94 с.

12. Елькин, И О. Профилактика зависимого поведения подростков [Текст] / И. О. Елькин. – М.: Генезис, 2004. - 75 с.

13. Загвязинский, Н. И. Профилактика девиантного поведения [Текст] / Н. И. Загвязинский. – М.: Дашков и К, 2002. - 95 с.

14. Зайцев, И. Н. Девиантное поведение [Текст] / И. Н. Зайцев. – М.,2006. - 100 с.

15. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А. Клейберг. – М.: Изд. центр «Сфера», 2004. – 191 с.

16. Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст] / И. С. Кон. – СПб.: Питер, 2008. – 198 с.

17. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков [Текст] / В. Т. Кондрашенко. – М.: Наука, 2004. - 254 с.

18. Краковский, А. П. О подростках [Текст] / А. П. Краковский. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 340 с.

19. Курбатов, В. И. Социальная работа [Текст] / В. И. Курбатов. – М.: Дело, 1999. - 180 с.

20. Личко, А. Е. Дети и подростки [Текст] / А. Е. Личко. – М.: Аспект Пресс, 2007. - 175 с.

21. Миньковский, Т. М. Педагогика школьного возраста [Текст] / Т. М. Миньковский. – М.: «Союз», 1997. - 98 с.

22. Ноздрев, А. Н. Девиантное поведение детей и подростков и пути их решения [Текст] / А. Н. Ноздрев. – СПб.: Речь, 2009. - 163 с.

23. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева; отв. ред. П.Д. Павленок. – М: ИНФРА-М, 2007. – 185 с.

24. Педагогический словарь [Текст] / под ред. А. П. Алексеева [и др]. – М.: Проспект, 2003. -573 с.

25. Перешеина, Н. В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений [Текст] / Н. В. Перешеина. – СПб.: Питер, 2008. - 260 с.

26. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. А. Л. Протасова. – М.: Вече, АСТ, 2005. - 165 с.

27. Старцева - Тарасова, В. И. Социальная работа общеобразовательной школы как средство профилактики правонарушений подростков [Текст] / В. И. Старцева – Тарасова. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. - 198 с.

28. Столяренко, И. Н. Социальная работа в общеобразовательном учреждении [Текст] / И. Н. Столяренко. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 205 с.

29. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу [Текст] / С. В. Тетерский. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. – 353 с.

30. Тетерский, С. В. Педагогика школьных каникул [Текст] / С. В. Тетерский. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 320 с.

31. Технология социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

32. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / П. А. Шептенко. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 70 с.

33. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста [Текст] / Э. Шпрангер. – М.: «Союз», 1984. – 264 с.

34. Элькомин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности школьников [Текст] / Д. Б. Элькомин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 166 с.

35. Яркина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Яркина. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1996. – 40 с.

36. Ястреб, И. И. Профилактика девиантного поведения [Текст] / И. И. Ястреб. – Челябинск, ЧГАКИ, 2009. – 107 с.

37. Федеральный Закон от 10.12.1995 г. №195 – ФЗ (ред. От 23.07.08.) «Об основах социального обслуживания населения»

38. Федеральный Закон от 24.06.1999 г. №120 – ФЗ (ред. От 13.10.09.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»

39. Федеральный Закон от 24.07.1998 г. №124 – ФЗ (ред. От 17.12.09.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: