предмет и задачи патопсихологии.соотношение патопсихологии со смежными областями знаний.Вклад Бехтерева,Зейгарник,мясищева в развитие патопсихологии.




Шпоргалки к вопросам.

Проблема межполушарной асимметрии головного мозга и межполушарного взаимодействия. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных в современном естествознании. В настоящее время она разрабатывается разными нейронаука-ми: нейроанатомией, нейрофизиологией, нейробиологией и др. Весьма продуктивно она изучается и нейропсихологией. Локальные поражения мозга в качестве основной модели для нейропсихологических исследований открывают уникальные возможности изучения данной проблемы на человеке. Все возрастающее число публикаций, посвященных оценке функций левого и правого полушарий мозга у человека, их роли в различных видах психической деятельности, свидетельствует о широком научном интересе к этому направлению исследований. В настоящее время можно считать установленными несколько основных положений, касающихся межполушарной асимметрии мозга.

1. Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество видов (Т.А.Доброхотова, Н.Н.Брагина, 1977; Н.Н.Брагина, ТАДоброхотова, 1981; «Нейропсихологический анализ...», 1986 и др.). К моторной асимметрии относятся ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и другие виды. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная; другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной асимметрией изучены пока недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» – асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных). 2. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной). Для точной характеристики степени выраженности той или иной асимметрии некоторые авторы пользуются такими показателями, как коэффициент асимметрии. Поэтому парциальные характеристики асимметрии должны быть дополнены количественными данными (Т.А.Доброхотова, Н.Н.Брагина, 1994; Е.Д.Хомская и др., 1997).

3. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях (Э.Г.Симерницкая, 1985 и др.), основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Это подтверждается показателями биоэлектрической активности мозга, а также экспериментально-психологическими данными, в частности, полученными с помощью методики дихотического прослушивания. Раньше других проявляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных, позже – в ассоциативных (префронтальных и задне-теменно-височных) зонах коры головного мозга. Имеются данные о снижении ЭЭГ-показателей асимметрии в старческом возрасте. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга.

В целом проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в отечественной нейропсихологии разрабатывается с тех же теоретических позиций, что и другие проблемы, и прежде всего–с позиции теории системной динамической мозговой организации (или локализации) высших психических функций. Знания о специфике работы левого и правого полушарий мозга и закономерностях их взаимодействия, полученные с помощью экспериментальных и клинических исследований, подтверждают справедливость основного положения этой теории, согласно которому в осуществлении любой психической функции – как относительно элементарной, так и сложной – принимает участие весь мозг в целом (и левое, и правое полушария), однако разные мозговые структуры и разные полушария выполняют различную роль в ее обеспечении. В этом дифференцированном участии разных мозговых образований и разных полушарий в реализации психических функций и состоит системный характер мозговой организации психической деятельности. Ни одно из полушарий не может рассматриваться как доминирующее по отношению к какой бы то ни было психической деятельности или функции в целом. Каждое полушарие доминирует лишь по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, который оно вносит в общую мозговую организацию любой психической деятельности.

2)принципы построения нейропсихологических методов методов, как универсального инструмента анализа высших психических функций человека.

Основные принципы построения нейропсихологических диагностических ме- тодик: 1. функциональная проба - преимущественная направленность конкретной методики на исследование определенного психического процесса или определенного звена этого психического процесса; 2. провокация - нацеленность нейропсихологических методик в первую очередь на выяв- ление нарушенных звеньев ПФ; 3. перекрестный контроль - исследование любой ПФ с помощью набора методик, резуль- таты которых дополняют друг друга; 4. обязательный анализ не только конечного результата деятельности, но и процесса вы- полнения задания в его различных составляющих - нейродинамических, мотивацион- ных, регуляторных, операциональных; 14 5. сочетание качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой степени выраженности симптомов; 6. принцип обучения - в ходе выполнения определённой методики нейропсихолог фик- сирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в ана- логичных заданиях; 7. принцип сопоставления данных, полученных при нейропсихологическом обследова- нии, с данными анамнеза, объективных клинических исследований; 8. учёт возрастных и преморбидных особенностей обследуемого. Известный английский невролог Н. Head (1926) одним из первых предложил боль- шой набор методик для выявления расстройств речи, гнозиса, праксиса, ориентировки в пространстве и др. Многие из этих проб включил в своё обследование А.Р. Лурия (пробы на называние изображений предметов, отчуждение смысла слов и пространственные со- отношения – «часы» и др.). Head посвятил обширный труд изучению локализации функ- ций и клинико-психологическому описанию афазий; он впервые описал семантическую афазию, которая впоследствии была детально изучена А.Р. Лурией. Работы Н. Head со- держат большой обзор и анализ исследований афазий, агнозий и апраксий; при этом автор пользовался работами S. Henschen, который обобщил данные за почти пятидесятилетний период клинических наблюдений более 1300 случаев афазий. К. Goldstein на протяжении более 30 лет изучал проблемы локализации функций мозга (методом клинико-психологоанатомических сопоставлений) и разработал ряд мето- дик, которые до сих пор используются в пато- и нейропсихологии для анализа нарушений мышления, - например «классификацию», модифицированную впоследствии Л. С. Вы- готским. Основные теоретические и методологические принципы нейропсихологической диа- гностики, многоаспектное изложение методических подходов к тонической диагностике нарушений ВПФ были изложены А. Р. Лурией в монографии «Высшие корковые функции человека». [7] А. Р. Лурия рассматривал методы исследования ВПФ при локальных пора- жениях мозга как инструмент синдромного анализа; в своей монографии он приводит раз- вернутое и теоретически обоснованное описание возможных (и необходимых) методиче- ских подходов для решения конкретных задач топической диагностики нарушений ВПФ: • двигательных функций, • слухо-моторной координации, • высших кожно-кинестетических функций, • зрительных функций, • мнестических процессов, • речи (устной и письменной), • счетных операций и мышления.

3) роль левого и правого полушарий в мозговой организации психической деятельности.

Следует знать, что оба полушария не являются простыми дубликатами друг друга в отношении функции использования слов. Оба полушария мозга являются сходными в том, что каждое обеспечивает процессы, относящиеся к словам, но они не сходны в том смысле, что только левая половина принимает участие в использовании слов для речи, а правая половина — в "других процессах, в которых используются слова". Мозг по функции речи является функционально двойным.

В отношении функции речи полушария отличаются тем, что правое полушарие является полушарием, от которого зависит автоматическое использование слов, а левое полушарие — это полушарие, где автоматическое использование слов сливается с их произвольным использованием (т. е. использованием, которое находится под контролем коры головного мозга и является внутренне мотивированным, свободно выбранным, волевым). Или другими словами, правое полушарие — это такая половина мозга, которая обеспечивает автоматическое использование слов, а левое полушарие — и автоматическое, и мотивированное использование слов. Утверждается, что левая половина мозга позволяет говорить, правая — воспринимать предложения.

Уточним, что мы понимаем под речью. Говорить — это не значит просто произносить слова. Произнесение некоторого количества слов еще не образует речь. Говорить — значит формулировать предложения. Формулировать предложение и воспринимать его — это вещи совершенно разные. Когда мы воспринимаем предложение, процесс его понимания идет полностью автоматически, и если мы слушаем, даже не задумываясь слишком глубоко, мы не можем не воспринять это предложение. Человек, который говорит какое-то предложение, восстанавливает слова в мозгу воспринимающего и восстанавливает их в определенном порядке — восстанавливает именно это предложение.

При этом речь основывается на нервных процессах, относящихся к очень специфическому движению артикуляционной системы. Но это не значит, что обязательно имеет место действительное сокращение артикуляционных мышц. Это означает, что в левом полушарии при наличии внутренней речи возникает легкое возбуждение высших нервных артикуляционных процессов, которые тогда сильно возбуждаются, когда слова действительно произносятся. Также автоматическая активация артикуляторных движений требуется для понимания слов в правой половине мозга (как, например, происходит в процессе восприятия слов, которые произносят другие люди), что предполагает также существование легкого возбуждения.

Показано, что в правом полушарии слова декодируются путем переработки слуховых паттернов (паттерн — конфигурация или группировка частей или элементов с соответствующей структурой, — прим. мое), в то время как левое полушарие осуществляет категориальное восприятие и выявление фонетических признаков.

Нельзя сказать, что язык латерализован (латерализация — процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или другой стороной мозга, — прим. мое) только в левом полушарии. Хотя и показано, что фонетический (звуковые средства языка, — прим. мое) и синтаксический (соединение слов в словосочетания и предложения, — прим. мое) анализ связан с левым полушарием, обширные лексические структуры есть и в правом полушарии.

Утверждается, что левое полушарие обеспечивает врожденные, высокоспециализированные лингвистические механизмы, парадигматические (парадигма — набор определенных правил или факторов, уровней, — прим. мое) функции которых заключаются в фонетическом и синтаксическом декодировании и анализе. Правое полушарие, со своей стороны, дает ограниченную лингвистическую компетенцию (владение базовыми, абстрактными правилами языка, — прим. мое), которая может потребоваться для более общих (нелингвистических) целей когнитивного аппарата (т. е. на уровне психических явлений, мысленных представлений, убеждений, стремлений и т. п. — прим. мое), через повторное представление опыта и формирование ассоциаций.

Выводы

. По результатам проведенной работы можно сделать следующие частные выводы о различиях функций левого и правого полушарий:
— только левая половина мозга принимает участие в использовании слов для речи (см. словарик);
— левое полушарие — это полушарие, где автоматическое использование слов сливается с их произвольным использованием;
— речевой запрос/ответ характеризуется наличием ряда языковых факторов, к которым относятся мотив, содержание, система объективных языковых единиц, контекст и подтекст;
— включение выполняемого вербального задания (сообщения) в иной контекст меняет пути или поток нервных импульсов в центральной нервной системе, и она начинает осуществляться с опорой на иные системы совместно работающих зон, т. е. меняется не только психологическая структура той или иной операции, но и ее мозговая организация;
— слово, чтобы стать сильным (значимым) стимулом, должно иметь соответствующие фонетическую, морфологическую и семантическую структуры;
— речь имеет определенную структуру со словом-стимулом в предложении или фразе, определяющим реакцию на него также словом, и сопровождается различными психофизиологическими факторами;
— функции больших полушарий в отношении речевых сигналов специализированы. Доминантное по речи полушарие (левое) обеспечивает выделение и классификацию звуков речи в единые классы — фонемы (см. словарик), и уровень языковых обобщений, связанный со статистической (основанной на связи между звуком и значением, прим. мое) организацией языка. Недоминантное (правое) полушарие обеспечивает опознание интонационно-голосовых характеристик речи;
— левое полушарие обеспечивает врожденные, высокоспециализированные лингвистические механизмы, функции которых заключаются в фонетическом и синтаксическом декодировании и анализе. Правое полушарие обеспечивает ограниченную лингвистическую компетенцию (владение базовыми, абстрактными правилами языка), которая может потребоваться для более общих (нелингвистических) целей когнитивного аппарата;
— эмоциональные состояния регулируются преимущественно структурами левого доминантного полушария, а эмоциональная экспрессия в моторной и сенсорной части — структурами правого недоминантного полушария.

 

4) Проблемы восстановительной работы и исследований в клинической психологии и нейропсихологии.

В 50-е годы XX века развитие нейропсихологии в значительной степени было связано с состоянием неврологической и нейрохирургической службы. Возникла необходимость дополнить методы неврологии новыми приемами исследования, позволяющими получить значительно большую информацию о нарушенных функциях мозга. Как известно, неврология, изучая главным образом сравнительно элементарные сенсорные и моторные функции, располагает методами топической (или локальной) диагностики поражений преимущественно «чувствительных» и «двигательных» зон мозга (включая и кору больших полушарий). Однако эти зоны составляют лишь незначительную часть коры головного мозга. Огромные области коры мозга (почти две трети ее – вторичные и третичные поля) с точки зрения классической неврологии являются «немыми», так как их поражение не приводит к каким бы то ни было нарушениям чувствительности, рефлекторной сферы, мышечного тонуса и самих движений (мышечной силы различных двигательных органов). Однако при поражении этих областей мозга возникают сложные дефекты в виде нарушений высших психических функций (речи, разных форм восприятия, памяти, мышления и др.). Анализ этих нарушений экспериментально-психологическими методами и стал основой нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга. Нейропсихологические методы исследования, разработанные А.Р.Лурия, оказались адекватными и для изучения мозговых заболеваний, сопровождающихся локальной симптоматикой – менингоэнцефалита, эпилепсии различной этиологии, инфекционных, паразитарных заболеваний мозга и многих других.

Находят свое применение нейропсихологические методы и в стерео-таксической клинике. Так, исследование больных с подкорковыми диски-незиями до и после стереотаксических операций показало большую перспективность использования нейропсихологических методов для контроля за эффективностью операций и выбора оптимальной хирургической тактики (определения структур, подлежащих деструкции).

предмет и задачи патопсихологии.соотношение патопсихологии со смежными областями знаний.Вклад Бехтерева,Зейгарник,мясищева в развитие патопсихологии.

Патопсихологии изучает закономерности нарушений психической деятельности в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме.

Патопсихология – раздел, который исследует психические нарушения с помощью экспериментальных методов.

Психопатология – раздел клинической психиатрии, который посвящен описанию психических симптомов и синдромов (беседа и наблюдение).

По своим целям и решаемым практическим задачам патопсихология направлена на оказание конкретной практической помощи клиницистам, занимающимся проблемами нарушений психики при разнообразных психических расстройствах.

Патопсихология, как и любая другая отрасль психологии, изучая психику, имеет и свою собственную специфику, так как ее предметом является не просто психика, а психика, нарушенная тем или иным психическим расстройством. Наиболее полно и точно определение предмета патопсихологии дала Б. В. Зейгарник: «Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга».

Патопсихология, рассматривая нарушения психики, дает квалификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии, используя общий для всех отраслей психологии категориальный аппарат. Патопсихология, являясь отраслью психологии, использует весь арсенал методов, накопленных психологической наукой, и среди них эксперимент занимает ведущее место. В силу специфики предмета и решаемых ею практических задач, можно сказать, что патопсихология является экспериментальной наукой. В патопсихологии накоплен большой опыт экспериментального исследования психики больных, и этот опыт является весьма полезным для психопатологии.

Современный системный подход к исследованию психических расстройств требует их всестороннего рассмотрения, поэтому данные клинического анализа должны быть дополнены данными патопсихологического исследования. Поэтому в последнее время все четче проявляется тенденция к сближению практики исследования нарушений психики в психологии и психопатологии: клиницисты все активнее используют психологические экспериментальные методы исследования, а в патопсихологии (и клинической психологии в целом) существенная роль отводится описательному подходу.

Преемником И. М. Сеченова на этом пути стал В. М. Бехтерев, психиатр по образованию, родоначальник материалистически ориентированной экспериментальной психологии и основоположник патопсихологического направления в России. Как представитель рефлекторной концепции он считал единственно научным объективный метод исследования психической деятельности, требующий по возможности охватывать всю совокупность фактов внешнего проявления невропсихики и сопутствующих условий. Чтобы размежеваться с интроспекционизмом, В. М. Бехтерев отказался от употребления психологической терминологии. Понятийный аппарат развиваемой им теории создает впечатление, будто школа В. М. Бехтерева занималась исключительно физиологией.* Однако постановка исследований была направлена главным образом на анализ выполнения экспериментальных задач, а не на особенности нейродинамики. "Объективная психология" В. М. Бехтерева порывала с традиционным функционализмом и предлагала экспериментально исследовать различные виды деятельности: как больным производится отождествление впечатлений, определение несообразностей в рисунках и рассказах, сочетание словесных символов и внешних впечатлений, восполнение слогов и слов при пропуске их в тексте, определение сходства и различия между объектами, образование вывода из двух посылок и др.

Но в ходе борьбы с субъективно-идеалистической психологией В. М. Бехтерев, не овладевший диалектическим материализмом, пришел к созданию "рефлексологии", в которой механически расщепил реальную деятельность: абсолютизировал ее внешние проявления и игнорировал психический образ. Из деятельности выхолащивался ее мотивационный компонент, позволяющий видеть в человеке субъекта деятельности. Предмет патопсихологии как науки, изучающей «закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме (Б.В.Зейгарник). Отличие предмета патопсихологии от предмета психопатологии. История развития патопсихологии. Роль идей В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова, Л.С.Выготского в становлении патопсихологии. Вклад Б.В.Зейгарник, В.Н.Мясищева, С.Я.Рубинштейн в развитие патопсихологии. Соотношение патопсихологии с другими смежными дисциплинами. Роль патопсихологического исследования в изучении психических болезней. Патопсихологический эксперимент как моделирование различных видов психической деятельности. Особенности построения патопсихологического исследования (напр., обязательный качественный анализ нарушений, а не только количественный, и т.д.). Патопсихологические синдромы и их характеристика.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: