Диагностика развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет




Идут дни и месяцы, ваш ребенок уже начал (или скоро начнет) ходить, уже появляются осмысленные звуки и, может быть, фразы. Общаться с ним становится все интереснее и интереснее, так как появляется возможность играть с ним, учить чему-либо (естественно, пока еще только в игре). Вы, вместе с ребенком, начинаете знаком­ство с окружающим миром. Идти по этой дороге можно пока только вместе, и мы желаем вам счастливого пути!

Читайте, пробуйте, думайте, ребенок сам подскажет вам верные шаги.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Задания с кубиками

Предложите ребенку 10 кубиков с гранью в восемь сантиметров. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно, затем попросите ребенка построить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других) или лестницу (пять горизонтальных рядов кубиков, стоящих друг на друге, каждый следующий яд на один кубик короче предыдущего, первый ряд из яти).

Выясните максимальные способности ребенка. Если необходимо, покажите, как построить нужную модель.

Нормативы:

в 15 месяцев – строит башню из двух кубиков, держит два кубика в одной руке;

в 18 месяцев – строит башню из трёх-четырёх кубиков;

в 2 года - строит башню из восьми кубиков, строит после показа поезд без трубы;

в 2,5 года — строит башню из восьми кубиков, строит после показа поезд, добавляет трубу;

в 3 года - строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, строит после показа мост.

Задания с соотнесением предметов

Предложите ребенку по вашему выбору задания, для выполнения которых требуется учет размера предметов (выстраивание пирамиды, складывание разных по размеру чашечек, матрешек и прочих предметоводин в другой и т. п.).

Покажите ребенку собранную модель, а затем попроси­те его сделать такую же. Можно разрушить на глазах ребенка эту модель и попросить его сделать такую же (это сложнее). Постарайтесь воздержаться несколько минут от подсказки и наблюдать за самостоятельной работой ребен­ка и за сопровождающей ее речью.

Нормативы:

В год — снимает кольца с пирамидки-игрушки;

в 15 месяцев — пытается нанизывать кольца пирамидки;

в 18 месяцев — собирает пирамидку без учета размера колец;

в 2 года — вкладывает один объект в другой, затруд­няется, если видит перед собой больше двух объектов;

в 2,5 года - хорошо вкладывает друг в друга цилинд­ры и чашки, работая, как правило, мето­дом проб и ошибок, может вложить две матрешки одна в другую;

 

в 3 года - легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер, пытается строить вертикальные модели, понимает ошибки, при помощи взрослого может вложить четыре матрешки одна в другую, собира­ет пирамидку с учетом размера колец.

Задания с предметами быта

Нормативы:

в 15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

в 18 месяцев - снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2—3 стра­ницы, указывает на картинки, ест само­стоятельно густую пищу ложкой; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте;

в 2 года — запускает волчок, вставляет ключ в за­мочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кор­мит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу (каждую страницу отдель­но), сам надевает носки, туфли, штаниш­ки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий;

в 2,5 года — подражает большому количеству дейст­вий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязанно и последова­тельно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.); самостоятель­но одевается, но не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

в 3 года — подражает большому количеству дей­ствий взрослых с предметами быта, в игре исполняет роль, одевается самостоя­тельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрос­лого.

Оценка внимания:

Ребенку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30 — 40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Для этого ребенка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.

Нормативы:

в 3 года — находит пять-шесть изображений из 10.

Оценка памяти

Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: стать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.

Нормативы:

в 18 месяцев — выполняет три-четыре действия;

в 2,5 года — выполняет четыре-пять действий;

в 3,5 года — выполняет пять-шесть действий.

2. Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома,
что он кушал на завтрак, во что любит играть, а также
назвать свои имя и фамилию и повторить фразы:

Сегодня на улице много грязи и луж;

Его зовут Ваней, он учится в школе;

Шура услышала свисток и увидела поезд;

Летом в лесу было много грибов и ягод,

а затем повторить:

4—7—1; 3—8—6; 2—5—9 и 3—4—1—7; 6—1—5-8; 7—2—9—6.

Нормативы:

в 2,5 года — называет свои имя, фамилию, частично отвечает на вопросы;

в 3 года — хорошо отвечает на вопросы, повторяет простую фразу из шести-семи слов и три цифры.

РЕЧЕВАЯ СФЕРА

Называние объектов

Покажите ребенку несколько простых объектов: буты­лочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?»

Нормативы:

в 18 месяцев — называет один объект;

в 2 года — называет два—пять объектов;

в 2,5 года — называет все объекты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: