ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА




ЭТЮД. Предлагаемые обстоятельства. Если бы. Сценический образ.

1. Завязка действия в этюде. Пример

Театральные этюды имеют свои правила и композицию. Этюд длится, как правило, около 3-х минут, однако в зависимости от сюжета эта цифра может варьироваться от тридцати секунд до пяти минут. Композиция этюда (для примера возьмем этюд «В маникюрном салоне») такова:

• Экспозиция. В нашем случае: стоит стол, два стула (настоящие, поскольку беспредметное изображение сидения на стуле требует серьезной физической подготовки), на одном сидит маникюрша, читает журнал.

• Завязка. К примеру: в зал входит дама-клиентка, садится за столик… Далее в зависимости от замысла будет показываться отношение героев к происходящему и друг к другу и т. п., что существенного отношения к композиции этюда не имеет. Начинается сеанс маникюра.

• Развитие событий. Работница салона обслуживает клиентку, попутно ведя разговор с воображаемой подругой за стенкой, время от времени убегает «поговорить с ней» за кулисы. Клиентку такая ситуация раздражает.

• Кульминация. Маникюрша в очередной раз убегает за кулисы, клиентка встает и, не заплатив деньги, покидает помещение. Можно предварительно захватить с собой пару лаков.

• Развязка. Работница возвращается на место и видит, что клиентка испарилась.

Часто в этюдах кульминация может совпадать с развязкой. Например, в вышеупомянутом этюде развитием событий могут послужить подозрительные скрипы откуда-то сверху во время сеанса, кульминация может быть абсурдной: скажем, на девушек падает люстра. Разумеется, что в таком случае она является одновременно развязкой. Главное правило кульминации – она должна в корне изменить происходящее, отношение героев и т. д., т. е. кульминация должна быть главным событием этюда.

Театральный этюд — это совокупность упражнений (простейших действий), связанных между собой по смыслу. Этюд состоит из:

 

1. Завязки (знакомство с персонажем, местом и условиями)

2. События

3. Основной части (преодоление препятствий при помощи актерских приспособлений)

4. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда)

5. Развязки (исход, разрешение ситуации).

Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Так, в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский» завязкой является встреча Гамлета (главного героя трагедии) с призраком, и последовавшее за нею решение отомстить вероломному королю за убийство своего отца.

2. "Если бы" Предлагаемые обстоятельства и сценический образ.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Итак «если бы» начинает творчество, а продолжают его «Предлагаемые обстоятельства». Одно без других не может существовать и получать необходимую возбудительную силу.

 

«если бы» дает толчок дремлющему воображению, а «предлагаемые обстоятельства» делают обоснованным само «если бы». Они вместе и порознь помогают созданию внутреннего сдвига.

 

Истина страстей, правдоподобные чувствования в предлагаемых обстоятельствах-вот чего требует наш ум от драматурга, режиссера, актера, только обстоятельства для нас будут «предлагаемые». Что же такое «предлагаемые обстоятельства?»

 

Это фабула драматическою произведения, эпоха, место и время действия, события, обстановка, взаимоотношения действующих лиц и т.д. Можно проводить практические занятия, ставя перед собой задачу, научить студентов, конкретно, детально создавать «предлагаемые обстоятельства» и в зависимости от них-логику и последовательность действий.

 

Упражнения:

 

1. Студентам даются «предлагаемые обстоятельства». Например: вы сегодня вечером остались в доме одна. Ваши родители ушли в гости, они придут очень поздно. Вы рады этому обстоятельству. Через три дня день рождения вашей матери. Вы решили сделать ей сюрприз, т.е. сами хотите сшить модное, красивое платье. Вы это делаете тайно от нее. Еще хотите позвонить по телефону своим подружкам, что вы будете делать? Соберитесь с мыслями, подумайте и начинайте действовать.

 

2. Сегодня вечером у вас решающая встреча с любимой девушкой. Вы хотите сделать ей предложение. Как она это будет на это реагировать. Что вы ей будете говорить? Какой свой костюм вы оденете, что вы ей хотите подарить? Действуйте.

 

Студент в присутствии всей группы дает другому студенту «предлагаемые обстоятельства», затем тот начинает действовать. Или другой вариант, т.е. студент, дает другому «предлагаемые обстоятельства» не в слух, а тайно от всех присутствующих, группа же студентов, наблюдая за действиями, должна по проделанным логическим действиям определить данные «предлагаемые обстоятельства»., Такие упражнения всегда вызывают большой интерес.

 

Давая подобные упражнения, надо следить, чтобы студенты давали «предлагаемые обстоятельства» конкретные и детальные, а их исполнители строили бы свои действия логично и последовательно. Очень важно, чтобы студенты сами делали разбор проделанных упражнений, давали оценку работе своих однокурсников.

Константин Сергеевич подчеркивал важность того момента, когда актер осознает, что он действительно творит, когда на сцене воссоздается кусочек подлинной жизни. В такие моменты актеру радостно, приятно действовать, у него легко и тепло на душе. Очень важно, уловив в себе это верное состояние, не упустить его, всеми возможными средствами его поддерживать. И Станиславский утверждал, что большую помощь в том, чтобы найти правильную линию действий, актеру могут оказать предлагаемые обстоятельства и «если бы».

 

Я хочу напомнить установки Константина Сергеевича по разделу системы: предлагаемые обстоятельства и «если бы», чтобы иметь возможность подробно остановиться на занятии, проводимом им в период изучения студийцами данного раздела программы.

 

Станиславский указывал: «если бы» всегда начинает творчество, предлагаемые обстоятельства развивают его. Друг без друга они не могут существовать и давать необходимую возбудительную силу актеру. Но функции их несколько различ-

 

ны; «если бы» дает толчок дремлющему воображению, служит рычагом для артиста, переводя его из реальности в мир, созданный творческим воображением драматурга, помогает актеру дополнить его собственным художественным вымыслом. Предлагаемые же обстоятельства служат обоснованию самого «если бы», способствуют мгновенной внутренней перестройке актера — тому «сдвигу», благодаря которому становится возможным сценическое творчество.

 

Константин Сергеевич говорил, что через «если бы» нормально, естественно, органически, само собой создаются внутренние и внешние действия.

 

Секрет воздействия «если бы» Станиславский видел в том, что благодаря ему не происходит никакого насилия над сознанием актера. Артисту не приходится заставлять себя всерьез поверить в то, что он попал в новую обстановку. С помощью «если бы» лишь вносится предложение: что было бы, если бы я оказался в тех или иных обстоятельствах? То есть ставится на разрешение вопрос, на который актер и старается ответить. Но по свойству артистической природы он отвечает не устно, а посредством действий.

 

Под предлагаемыми обстоятельствами Станиславский понимал прежде всего фабулу пьесы, описанные в ней факты, события, взаимоотношения действующих лиц, эпоху, время и место действия, актерское и режиссерское видение произведения.

 

Прежде всего, будущий актер должен сосредоточиться на всех предлагаемых обстоятельствах, взятых из пьесы, из ее режиссерского решения, из собственного плана роли. Представить себя в данных предлагаемых обстоятельствах поможет магическое «если бы». Оно же возбудит потребность действовать. А следствием верно найденных продуктивных, целесообразных действий будут верные чувствования, то есть будет пробуждено подсознательное творчество артиста.

 

Как видим, предлагаемые обстоятельства в этом сложном процессе играют важную роль. И общий результат будет во многом зависеть от того, насколько данные предлагаемые обстоятельства точны, логичны, последовательны; насколько яркие и конкретные детали в них присутствуют, то есть насколько они жизненны.

 

СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ - в широком смысле эстетич. категория, особая специфич. форма отражения действительности средствами театр. иск-ва. В узком смысле под С. о. понимают конкретное содержание отражаемого явления действительности, воссозданную драматургом, режиссёром, актёрами, художником картину жизни, выведенный ими характер, персонаж. Как и всякий художеств. образ, С. о. отличается чувств. конкретностью, доступностью для непосредств. восприятия, прямым воздействием на чувства человека. В С. о. раскрываются природа явлений, существенные черты и закономерности, лежащие в их основе. Способом обобщения при создании реалистич. С. о. является типизация. При типизации отдельный персонаж, явление и т. д. выступает как представитель большого ряда лиц, явлений одного и того же рода. В одной ситуации запечатлено множество сходных положеий; в одной конкретной личности суммированы мн. человеческие характеры. В то же время художеств. воссоздание типического в жизни требует индивидуализации, оберегающей художника от схематизма, дидактики. В С. о. неразрывно соединены объективное и субъективное, т. е. явления самой жизни, характеры, конфликты, обстоятельства, духовный мир человека - всё то, что существует независимо от художника, и переживания, размышления самого художника, его отношение к изображаемым явлениям, особое их видение.

В понятие С. о. входят: 1) образ всего спектакля, идейно-худ ожеств. целостность к-рого, взаимодействие всех его компонентов (актёрская игра, изобразительное решение, музыка и т. д.) определяются режиссёрским замыслом и его воплощением. Режиссёр-постановщик осуществляет функцию синтеза творч. усилий всех участников спектакля, объединяет их в цельном художеств. образе спектакля (см. Театр. * Режиссёрское искусство), 2) образ-характер, создаваемый актёром (см. Характер сценический, Искусство актера).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: