Музыкальные характеристики




П. Чайковский

Опера «Евгений Онегин»

С юности Чайковский страстно любил театр. Театр при­тягивал и пленял воображение композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и сложный внутренний мир героев и тем самым воздейство­вать на сердца людей. Неудивительно, что опера стала его любимейшим жанром. Для своих произведений Чайков­ский стремился выбирать сюжеты, в которых, по его словам, должны действовать «настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я». Художественным идеалом для компози­тора было создание «интимной, но сильной драмы». Таким сочинением стал «Евгений Онегин».

Сюжет для оперы Чайковскому подсказала известная певица Е. А. Лавровская. В письме к Модесту Ильичу (брату) ком­позитор рассказывал: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разго­вор зашел о сюжетах для оперы... Лизавета Андреевна мол­чала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне ди­кой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об Онегине, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда ре­шился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел со­вершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина».

В составлении либретто принимал участие его друг, ли­тератор К. С. Шиловский.

В своем романе в стихах Пушкин создал многогранный портрет современной ему эпохи, ее нравов и обычаев; Бе­линский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией рус­ской жизни». Но композитора в первую очередь привлека­ла лирическая драма героев — и именно она заняла цент­ральное место в опере, которую автор назвал «лирическими сценами.

Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны. Сохранив в ос­новном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в обли­ке Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторжен­ность чувств и искренность души. Чайковскому дорого душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объеди­няет общими интонациями. Музыкальные образы персона­жей, как и их судьбы, непрерывно развиваются на протяже­нии всего произведения. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен разного характера, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.

Музыкальный язык оперы тесно связан с характерны­ми особенностями русского лирического романса. Важной чертой оперного стиля Чайковского является своеобразный диалог голоса и оркестра, состоящий в частых переходах темы из вокальной партии в оркестр, который «досказыва­ет» речь героев. Типичным является и прием «рождения» вокальной мелодии из инструментальной темы.

В исполнении оперы композитор стремился достичь наи­большей искренности и простоты, поэтому постановка «Ев­гения Онегина» была по желанию автора осуществлена си­лами студентов Московской консерватории. Премьера со­стоялась 17 марта 1879 года под руководством Н. Г. Рубин­штейна.

В опере семь картин (три действия).

Краткое содержание

Картина первая. Усадьба Лариных. Из дома доносится пение сес­тер — Татьяны и Ольги. В саду Ларина и няня Филиппьевна варят варенье и вспоминают свою молодость. С разукрашенным снопом при­ходят крестьяне поздравить барыню с окончанием жатвы.

Приезжают гости. Владимир Ленский, юный поэт, влюбленный в Ольгу, представляет своего соседа и друга Онегина. Татьяна глубоко взвол­нована новым знакомством, она видит в Онегине воплощение своих меч­таний о счастье и любви.

Картина вторая. Комната Татьяны. Взволнованная встречей с Оне­гиным, она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Няня начинает бесхитростный рассказ, но Татьяна не слушает ее, погло­щенная своими мыслями. Оставшись одна, она пишет письмо Онегину, в котором признается ему в любви.

Наступает утро. Вдали слышится наигрыш пастушеской свирели. Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду девушки собирают ягоды. Вбегает Татьяна. Она взволнована в ожидании встречи с Онегиным. Появляется Онегин. На признание Татьяны он отвечает с холодной откровенностью: он не склонен к семейной жизни, его речь сдержанна, учтива и завершается нравоучением, которое потрясенная девушка выслушивает молча.

Картина четвертая. Зима. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Гости от души веселятся; француз Трике посвящает Татьяне поздравительные куплеты собственного сочинения. Онегин, которого привез на бал Ленский, раздражен провинциальными лицами, нарядами, сплетнями и пересудами. Он сердится на Ленского и, решая ему ото­мстить, начинает ухаживать за Ольгой, приглашая на вальс, а затем и на мазурку. Ленский оскорблен: он вызывает Онегина на дуэль. Гости без­успешно пытаются их помирить.

Картина пятая. Зимнее утро. У мельницы назначена дуэль. Лен­ский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Мысли Ленского про­никнуты тяжелыми предчувствиями.

Появляется Онегин со своим слугой-секундантом. Бывшие друзья, понимая нелепость ссоры, полны нерешительности, но, ни один из них не делает первого шага к примирению. Противники становятся к барьеру и по знаку секундантов начинают сходиться. Раздается выстрел: Лен­ский убит. Онегин в ужасе охватывает голову руками.

Картина шестая. Блестящий бал в Петербурге. Среди гостей — вернувшийся из дальних странствий Онегин, так и не сумевший рассе­ять свою скуку. В зале появляется князь Гремин, дальний родственник Онегина, с супругой. В величавой великосветской даме Евгений с изум­лением узнает Татьяну. Князь рассказывает ему о своем счастье и пред­ставляет Онегина жене. Татьяна, научившись «властвовать собой», с че­стью выдерживает испытание, искусно скрывая свое волнение, а затем под предлогом усталости покидает бал. В сердце Онегина вспыхивает страстная любовь к Татьяне.

Картина седьмая. Дом Греминых. Татьяна в смятении читает пись­мо Онегина. Неожиданно входит Онегин. Он умоляет Татьяну ответить на его чувство. С глубокой болью она вспоминает их первую встречу, когда «счастье было так возможно, так близко», и признается, что по-прежнему любит его. Но мольбы Онегина напрасны: Татьяна остается верна своему супружескому долгу и покидает Онегина, навек простившись со своей любовью.

Музыкальные характеристики

Картина первая. Опера начинается с небольшого оркест­рового вступления. Его задумчивая нежная тема, изложен­ная в виде нисходящей секвенции, является первой музы­кальной характеристикой Татьяны, темой ее девичьих грез. Она будет иметь большое значение в музыкальном разви­тии первой и второй картин, а также появится в заключи­тельной сцене.

Продолжая элегическое настроение вступления, дуэт Татьяны (сопрано) и Ольги (контральто) «Слыхали ль вы» передает обаяние пушкинской эпохи и написан в характере бытового романса начала XIX века. Его музыка полна заду­шевной мечтательности.

Затем дуэт переходит в квартет: к голосам девушек присоединяются Ларина и няня, вспоминающие «давно про­шедшие года». Ярким контрастом звучат сочиненные в народной манере песни и пляска крестьян. Сначала кресть­яне поют медленную, печальную, в характере протяжной «Болят мои скоры ноженьки» (начинается за сценой); она сменяется веселой, удалой плясовой «Уж как по мосту, мо­сточку».

Различны и характеры сестер: если Татьяна любит меч­тать под звуки песен (в оркестре появляется ее тема из вступ­ления), то Ольга от души веселится, повторяя плясовой на­пев: Ария Ольги «Я не способна к грусти томной» — музы­кальный портрет, полный детской радости, простодушия и шаловливости, с которой она подшучивает над задумчиво­стью Татьяны и ее романтическими вздохами.

Приезд Ленского и Онегина продолжает экспозицию главных действующих лиц оперы. Квартет Татьяны, Ольги, Ленского и Онегина на мгновение останавливает развитие событий и передает душевное состояние каждого из героев, несходство их взглядов и характеров.

Образ юного поэта ярче всего раскрывается в ариозо Ленского (тенор) «Я люблю вас». Его гибкая взволнован­ная мелодия — тема любви Ленского — звучит светло и восторженно, она полна счастливых надежд. Ариозо имеет трехчастную форму с динамической реп­ризой.

Ариозо Онегина «Мой дядя самых честных правил» выдержано в ритме менуэта и создает облик скучающего светского человека, надменно-учтивого и равнодушного. Первая картина завершается взволнованно звучащей в ор­кестре темой Татьяны.

Картина вторая наиболее полно раскрывает образ глав­ной героини. Картина имеет трехчастную композицию: диалоги с няней обрамляют центральный раздел — сцену письма.

Оркестровое вступление начинается с выразитель­ного мотива — «вздоха» Татьяны, предсказывающего ее пе­чальную судьбу.

Сцена письма, с которой Чайковский начал сочинять оперу, раскрывает всю глубину переживаний героини, тай­ники ее души. Сцена представляет собой монолог, состо­ящий из четырех эпизодов с кодой, и начинается с оркестро­вого вступления, построенного на теме любви.

 

Начиная с третьей картины, драматическое развитие сю­жета оперы строится на столкновении, «жизненном поедин­ке» (по определению Б. Асафьева) Татьяны, Ленского и Оне­гина. Как и вторая картина, она имеет трехчастное строение.

Сцена свидания Татьяны и Онегина обрамлена хором «Девицы, красавицы». Нежная пасторальная музыка, ее изящ­ная вальсовость оттеняют глубину переживаний Татьяны.

 

Ария Онегина (баритон) «Когда бы жизнь домашним кругом» — учтивое наставление Татья­не — звучит уверенно и неторопливо, в ровном размерен­ном ритме.

Картина четвертая начинается с оркестрового вступле­ния, напоминающего о драме Татьяны: нежная мелодия «Кто ты, мой ангел ли хранитель» сменяется тревожным звуча­нием отрывистых аккордов. Бал открывает веселый без­заботный вальс, на фоне которого слышится хор гостей, радующихся празднику.

 

Появление Трике с поздравительными куплетами (Для куплетов Трике Чайковский использовал популярную песен­ку модного в 30-е годы XIX века в России французского композитора А. де Боплана) пре­рывает начавшуюся было ссору. Бал продолжает блестящая, по-провинциальному «размашистая» мазурка. Но затем она сменяется печальной лирической мелодией (ми минор), предвосхищающей тему арии Ленского из пятой картины; на ее фоне вновь вспыхивает ссора Ленского и Онегина.

 

Финал четвертой картины начинается с ариозо Ленского «В вашем доме»; как светлое воспоминание о невозврат­но ушедшем счастье, звучат начальные фразы, построенные на измененной теме любви Ленского.

Вызов на дуэль и все­общее смятение завершают картину.

 

Картина пятая — первая кульминация оперы и тра­гическая развязка драмы Ленского. Оркестровое вступле­ние открывается мрачными, напряженными аккордами, предвосхищающими исход поединка. С пронзительной об­реченностью у виолончелей в ми миноре звучит тема арии Ленского «Что день грядущий мне готовит?» Наиболее полно раскрываются здесь красота душевного мира юно­го поэта, его сожаление о несбывшихся надеждах, трепет­ная любовь к Ольге и предчувствие гибели. Ария Лен­ского начинается выразительным речитативным вступ­лением. Главная тема арии — изумительная по красоте лири­ческая мелодия — интонационно родственна темам Татья­ны.

Эта ария — одна из ли­рических вершин оперы.

 

Сцена поединка начинается с дуэта «Враги», который построен в форме канона: мелодия Онегина вторит партии Ленского, что передает общие чувства скорби, сожаления и предвещает неотвратимый трагический исход.

Как прощание с героем, картину завершает траурное проведение в оркестре темы предсмертной арии Ленского.

 

Картина шестая начинается блестящим парадным по­лонезом. Монолог Онегина «И здесь мне скучно» вводит в дальнейшее развитие событий.

Появление Татьяны на балу сопровождается спокойной и благородной лирической темой вальса, который создает новый облик героини — приветливо-сдер­жанной и величаво-прекрасной княгини Греминой.

Ария Гремина (бас) дополняет эту характеристику Татьяны и вместе с тем обрисовывает благородный облик князя.

В момент представления Онегина Татьяне в оркестре горячо и взволнованно звучит тема любви Татьяны.

В ариозо Онегина «Увы, сомненья нет» решительно изме­няется его образ; в его сердце вспыхивает страстная любовь к Татьяне. Его музыкальная речь становится горячей, поры­вистой и строится на теме Татьяны «Пускай погибну я».

 

Картина седьмая — вторая драматическая кульмина­ция оперы. В оркестровом вступлении печальная элегиче­ская тема выражает скорбные мысли Татьяны. Во время монолога Татьяны, читающей письмо Онегина, в оркестре, как воспоминание о юности, звучит тема ее девичьих грез. Размышления Татьяны прерывает бурное появление Онеги­на. Их сцена-диалог — последнее объяснение героев, пол­ное эмоциональных контрастов; оно передает сложную борьбу их чувств, стремление к счастью и невозможность его дости­жения. Ариозные эпизоды — высказывания Татьяны и Оне­гина — сменяют друг друга. В музыкальном развитии сце­ны краткой выразительной остановкой становится дуэт-элегия «Счастье было так возможно, так близко», лириче­ская мелодия которого близка темам Татьяны и Ленского.

Последнее обращение Онегина к Татьяне «О, не гони! меня ты любишь!», полное мольбы и страсти, завершая оперу, под­черкивает трагическую обреченность чувств и судеб героев.

 

О вечной жизни и красоте музыки Чайковского замеча­тельно сказал уже в XX веке Д. Д. Шостакович: «Нет ни одного русского композитора конца XIX или первой поло­вины XX столетия, который не был бы обязан той или иной стороной своего творчества Петру Ильичу Чайковскому... Подобно Пушкину он вошел в самую основу основ русского национального сознания. Без Чайковского мы не можем жить в дни нашей национальной скорби, имя его сопро­вождает нас и в дни побед, и в годины величайшего творче­ского подъема русского национального духа...»

       
   


Вопросы и задания

 

1.Почему опера стала излюбленным жанром для Чайковского? Какие сюжеты привлекали к себе композитора?

2. Расскажите историю создания оперы «Евгений Онегин».

3. В каком жанре написана опера? Какова ее тема?

4. Изложите содержание оперы по картинам.

5. Расскажите о главных героях; как они охарактеризованы в му­зыке?

6. В чем состоят особенности музыкального языка оперы?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: