ПАМЯТКА ПОДГОТОВКИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА
(наиболее типичные ситуации, но не описывающие всего их многообразия)
Определить какое НОВОЕ ЗНАНИЕ должно быть изучено на этом уроке
![]() ![]() | Алгоритм | ![]() | ![]() ![]() | Своя оценка |
Пример: Знаки препинания в сложном предложении | Пример: Порядок сложения дробей | Пример: Причины выхода растений на сушу | Пример: понятие экосистемы | Пример: мое отношение к действиям Петра I |
Продумать ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ для постановки ПРОБЛЕМЫурока.
С затруднением · Вот вам задание! (например, по новой теме – невыполнимое без новых знаний, еще отсутствующих у учеников) · Не получается выполнить? · В чем затруднение? Каких знаний не хватает? (добиться осознания нехватки знаний и формулирования этого) · Следовательно, какова цель нашего урока? Что нам сегодня надо узнать, чему научиться? (добиться формулирования ПРОБЛЕМЫурока в виде темы или цели) | С удивлением · Вот вам один факт/или мнение/или предположение (обозначение в одном углу доски) · Вот вам другой факт/или мнение/ или факт, опровергающий предположение (обозначение в другом углу доски) · Сравните имеющиеся у нас два факта/или мнения/ или предположение и факт – совпадают они или противоречат друг другу? Что вас удивляет? (добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать удивление) · Удивляет? Какой у вас возникает вопрос? (получить от учеников их формулировку ПРОБЛЕМЫурока в виде вопроса) |
Запишем на доску ПРОБЛЕМУ нашего урока (в виде темы, цели или вопроса) |
3.Спланировать (по необходимости):
(Наличие этих этапов и их порядок внутри урока зависят от темы и выбора учителя)
3.1.Выдвижение ВЕРСИЙ: (…)
3.2. Проведение АКТУАЛИЗАЦИИ: Что мы уже знаем по этой проблеме? - диалог в виде мозгового штурма или выполнение ряда заданий по изученному материалу | 3.3. Составление ПЛАНА: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? - диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации |
Спроектировать ПОИСК РЕШЕНИЯ проблемы (открытие нового знания) учениками.
1. Сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут придти сами. (Примечания: а) вывод может отличаться от учебника, б) на уроке ученики могут придти к неожиданному для учителя, но тоже верному выводу)
2. Выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.
Наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание: Например, материал для наблюдения в учебниках русского языка – увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. | Работа с текстом (в т.ч. с таблицей, схемой, рисунком с подписями), из которого можно логически вывести - признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п. Например, тексты учебников истории, где закономерности не перечислены, а даны в подтексте. |
3. Простроить диалог по поиску решения проблемы на основе наблюдения ситуации или осмысления текста
Подводящий Цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). | Побуждающий Ряд вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества). |
4. Составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5. Запланировать ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Например, вопрос: «так как же мы решили проблему?»