Спроектировать ПОИСК РЕШЕНИЯ проблемы (открытие нового знания) учениками.




ПАМЯТКА ПОДГОТОВКИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА

(наиболее типичные ситуации, но не описывающие всего их многообразия)

 

Определить какое НОВОЕ ЗНАНИЕ должно быть изучено на этом уроке

Правило. Алгоритм Закономерность. Понятие. Своя оценка
Пример: Знаки препинания в сложном предложении Пример: Порядок сложения дробей Пример: Причины выхода растений на сушу Пример: понятие экосистемы Пример: мое отношение к действиям Петра I

 

Продумать ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ для постановки ПРОБЛЕМЫурока.

С затруднением · Вот вам задание! (например, по новой теме – невыполнимое без новых знаний, еще отсутствующих у учеников) · Не получается выполнить? · В чем затруднение? Каких знаний не хватает? (добиться осознания нехватки знаний и формулирования этого) · Следовательно, какова цель нашего урока? Что нам сегодня надо узнать, чему научиться? (добиться формулирования ПРОБЛЕМЫурока в виде темы или цели) С удивлением · Вот вам один факт/или мнение/или предположение (обозначение в одном углу доски) · Вот вам другой факт/или мнение/ или факт, опровергающий предположение (обозначение в другом углу доски) · Сравните имеющиеся у нас два факта/или мнения/ или предположение и факт – совпадают они или противоречат друг другу? Что вас удивляет? (добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать удивление) · Удивляет? Какой у вас возникает вопрос? (получить от учеников их формулировку ПРОБЛЕМЫурока в виде вопроса)
Запишем на доску ПРОБЛЕМУ нашего урока (в виде темы, цели или вопроса)

 

3.Спланировать (по необходимости):

(Наличие этих этапов и их порядок внутри урока зависят от темы и выбора учителя)

3.1.Выдвижение ВЕРСИЙ: (…)

3.2. Проведение АКТУАЛИЗАЦИИ: Что мы уже знаем по этой проблеме? - диалог в виде мозгового штурма или выполнение ряда заданий по изученному материалу 3.3. Составление ПЛАНА: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? - диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации

 

Спроектировать ПОИСК РЕШЕНИЯ проблемы (открытие нового знания) учениками.

1. Сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут придти сами. (Примечания: а) вывод может отличаться от учебника, б) на уроке ученики могут придти к неожиданному для учителя, но тоже верному выводу)

2. Выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

Наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание: Например, материал для наблюдения в учебниках русского языка – увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику.   Работа с текстом (в т.ч. с таблицей, схемой, рисунком с подписями), из которого можно логически вывести - признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п. Например, тексты учебников истории, где закономерности не перечислены, а даны в подтексте.  

3. Простроить диалог по поиску решения проблемы на основе наблюдения ситуации или осмысления текста

Подводящий Цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). Побуждающий Ряд вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

4. Составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

 

5. Запланировать ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Например, вопрос: «так как же мы решили проблему?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: