Тема урока: «Рассказ «Старуха Изергиль.Особенности композиции. Легенда о Ларре. История жизни старухи Изергиль.»
Цели урока: текстуальное изучение рассказа, выяснение особенностей композиции, темы и идеи рассказа; совершенствование навыка характеристики литературных героев.
Задачи урока: знать текст произведения, объективно оценивать поступки героев, давать характеристику литературным героям.
Ход урока.
Запись темы,усвоение цели и задач урока.
Прочитайте и запомните теоретический материал, законспектируйте.
История создания рассказа.
В 1801 г. Г. путешествовал по Бессарабии (ныне Молдавия).Впечатления и переживания Г.,его мысли о роли человека в мире,о его нравственном долге перед собой и окружающими легли в основу рассказа. Рассказ был написан в 1894 г.,а напечатан в 1895 в Самарской газете. Сам Г. до конца своей жизни считал «Старуху Изергиль», (далее –СИ), своим лучшим произведением: «Видно, ничего я не напишу так стройно и красиво, как «СИ». Местные жители, описанные Горьким, пропитаны воздухом свободы и смелости, как и сам молодой автор. Герои Г.или против людей, но не ради себя, а ради людей, как Данко, или против них, как Ларра.
Жанр
С И – просветительский рассказ – притча, в основе которого просветительская мысль автора: как жить на свете. Прозаическая форма легко сочетается с краткостью сюжета и малым количеством действующих лиц.
Композиция и конфликт.
Тип композиции – рассказ в рассказе.Молодой путешественник (в нем легко угадать автора) рассказывает о том, что ему поведала СИ. Произведение состоит из 3 частей: Легеда о Ларре, история жизни С И,легенда о Данко. Особенности в противопоставлении каждой части по смыслу. При этом все 3 части связаны сквозной мыслью: в чем смысл человеческой жизни?
|
Главный конфликт – конфликт человека и общества. В рассказе есть ответ на вопрос: человек служит людям или самому себе? Каждый из героев отвечает на этот вопрос по- своем у.
Беседа по тексту.
1 Где происходит действие?
2 Назовите главных героев рассказа.
3 Что значит в переводе имя Ларра?
4 Расскажите историю девушки и орла.
5 В чем проявляется дерзость Ларры по отношению к людям племени?
6 Какое наказание вынесли старейшины племени Ларре?
7 Что происходит с вечно свободным и вечно живым Ларрой?
8 В чем урок нравственности «Легенды о Ларре»?
История жизни старухи Изергиль.
1 Где и с кем жила Изергиль в юные годы?
2 Почему казнили гуцула и рыбака?
3 Как Изергиль оказалась в гареме турка и чем закончилась эта история?
4 Жизнь Изергиль в женском монастыре.
5 Изергиль в Кракове.Какие перемены произошли?
6 Какие черты характера Изергиль проявились в истории с Аркадеком?
7 На что потрачена большая жизнь героини?
8 Ларра и старуха Изергиль. Что разнит и объединяет этих людей?
Закрепление изученного.
Выполните тестовые задания.
В каком году написан рассказ «Старуха Изергиль»?
А 1894; Б 1904; В 1914;
От чьего лица ведется рассказ?
А от Ларры; Б от лица повествователя; В от лица Данко.
В чем особенность композиции?
А рассказ в рассказе; Б рассказ в повести; В повесть в повести.
Сколько частей в произведении?
А 5; Б 4; В 3.
Кто из героев считает, что «человек сам себе судьба»?
А Автор; Б старуха Изергиль; В Ларра.
|
Где рассказчик знакомится со старухой Изергиль?
А в Бессарабии? Б в Крыму; В На Кавказе.
Кто украл девушку из племени?
А волк; Б человек из соседнего племени; В орел.
Кто был отцом Ларры?
А коршун; Б сокол; В орёл.
Что произошло с украденной девушкой?
А через 20 лет вернулась в племя вместе с сыном; Б сбежала от орла; В её убил орел; Г её судьба осталась неизвестной.
Что означает имя Ларра?
А сильный; Б гордый; В отверженный.
За что старейшины решили наказать Ларру?
А он убивал скот; Б был злым и безобразным; В убил девушку.
На какую кару был обречен Ларра?
А его никто не мог полюбить; Б его убили; В он был вечно свободен и бессмертен.
Что происходит с Ларрой в финале?
А он бросился со скалы; Б люди простили его; В превратился в тень.
Что общего у Ларры и старухи Изергиль?
А оба думают только о себе; Б самопожертвование; В забота о близких.
Почему Изергиль отвергла любовь Аркадэка?
А она его не любила; Б Аркадэк был беден; В ей не нужна была любовь из жалости.
Какова тема 1,2 части рассказа?
А размышления о любви; Б размышления о смысле жизни; В размышления о жизни старухи Изергиль.
Дом. задание. Пересказать легенду о Данко. Дать характеристику герою.
РЕБЯТА,ПРИВЕТ! ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ, СИДИТЕ ДОМА! ЧИТАЙТЕ! ОТПРАВЛЯЙТЕ ЗАДАНИЯ НА ПОЧТУ.
.
Задачи урока: уметь активно пользоваться деепричастиями и деепричастными оборо-
тами в устной и письменной речи, владеть пунктуационными навыками.
Ход урока
1 Запишите тему урока. Изучите цели и задачи урока.
2 Повторите теоретический материал.
Деепричастие- это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Обособляются: