ГЛАВА 3. Разработка программы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни в СПБПУ




 

На сегодняшний день существует объективная необходимость целенаправленного формирования у молодых людей образа жизни, подчиненного принципам заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих, отказа от вредных привычек и профилактике различных социальных девиаций.

Решить данную проблему в системе высшего профессионального образования возможно на основе комплексного подхода, ориентированного на воспитание и развитие личности при грамотном воздействии на все сферы ее сознания - познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентационную и деятельностную. Важно, чтобы в итоге такого воздействия у личности сформировалась новая компетенция - ответственность за свое здоровье и здоровье других людей.

Проблемы, обусловившие необходимость разработки программы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся и сотрудников академии:

¾ Ухудшение экологической обстановки, убыстряющийся темп жизни - основные факторы, влияющие на здоровье студентов и сотрудников вуза.

¾ Возрастающие учебные нагрузки, стрессовые ситуации, сказывающиеся на здоровье студентов.

¾ Наличие заболеваний с наследственной предрасположенностью у студентов, преподавателей и сотрудников вуза.

¾ Недостаточность знаний основ гигиены, правильного питания, о вреде и последствиях алкоголизма, табакокурения, наркомании.

Цель программы: определение и оптимизация путей и условий для улучшения здоровья участников образовательного процесса, развитие и внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательного учреждения.

Задачи программы:

¾ создание условий для охраны здоровья и полноценного питания студентов;

¾ формирование ценностного отношения к состоянию здоровья студентов и профессорско-преподавательского персонала;

¾ разработка и проведение мероприятий по здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения с использованием современных информационных технологий;

¾ развитие физкультуры и спорта в вузе, в том числе улучшение материально-технического состояния спортивной базы;

¾ разработка, внедрение и совершенствование деятельности вуза по оздоровлению профессорско-преподавательского персонала, вовлечению педагогов в занятия физкультурой и спортом;

¾ разработка и проведение профилактических и пропагандистских мероприятий, способствующих отказу от вредных привычек среди студентов и педагогов;

¾ внедрение в деятельность вуза комплекса мероприятий, направленных на поддержку молодежных инициатив по формированию и пропаганде здорового образа жизни среди студентов и преподавателей.

Основные направления деятельности в рамках данной программы и перечень мероприятий по их реализации:

. Диагностика заболеваний и факторов риска, мониторинг состояния здоровья учащихся и сотрудников университета:

· ежегодный профилактический медицинский осмотр всех учащихся (охват 100%), с распределением их по группам здоровья и разработкой индивидуальных программ оздоровления и реабилитации - обеспечивается специализированной поликлиникой академии (отделение общеврачебной практики),

· распределение студентов по группам для занятий физической культурой в зависимости от состояния здоровья и в соответствии с их индивидуальной программой оздоровления и реабилитации,

· диспансеризация преподавателей и сотрудников академии (охват 100%) с разработкой индивидуальных программ оздоровления и реабилитации - обеспечивается специализированной поликлиникой академии (отделение общеврачебной практики),

· создание комиссии по контролю состояния здоровья учащихся,

· создание и регулярное ведение электронной базы данных состояния здоровья учащихся академии,

· систематическое анкетирование учащихся и сотрудников академии с целью выявления и оценки распространённости факторов риска различных заболеваний и вредных привычек, анализ полученных данных, с последующей коррекцией профилактических мероприятий.

. Комплексные оздоровительные мероприятия:

· создание условий для выполнения индивидуальных программ оздоровления и реабилитации, составленных в результате профилактических осмотров учащихся и диспансеризации преподавателей и сотрудников университета,

· разработка инновационных профилактических и оздоровительных методов,

· выполнение плана санаторно-курортного лечения сотрудников и учащихся университета,

· оздоровительная работа путём направления учащихся в молодёжные спортивно-оздоровительные лагери, санатории и профилактории с ежегодным увеличением количества участников этой подпрограммы и, при наличии возможности, объёма финансирования этого направления работы,

· санация полости рта в условиях стоматологической поликлиники академии с разработкой индивидуальных программ оздоровления и реабилитации (охват - 100% учащихся и сотрудников),

· аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда с привлечением внешней аттестующей организации, разработка и выполнение комплекса мероприятий по устранению (уменьшению неблагоприятного воздействия) вредных производственных факторов по результатам проводимой аттестации, проведение сертификации рабочих мест,

· проведение научных исследований в области профилактики заболеваний и выявления факторов риска их развития

. Духовно-нравственное воспитание учащихся

· выполнение перспективного и ежегодного планов воспитательной работы среди учащихся университета,

· контроль наличия и выполнения кафедральных и индивидуальных планов по воспитательной работе преподавателей с учащимися,

· расширение вовлечённости учащихся во внеаудиторную воспитательную работу с учётом их индивидуальных интересов и способностей,

· построение воспитательной работы на основе позитивного личного примера преподавателей и студентов старших курсов,

· поддержание вузовских традиций ведения здорового образа жизни,

· мероприятия по гражданско-нравственному воспитанию учащихся,

· проведение «Дня донора» 2 раза в год под девизом «Подари каплю жизни»,

· работа студенческого отряда «Нештатное аварийно-спасательное формирование «Спасатель».

. Мероприятия по формированию здорового образа жизни и отказу от вредных привычек

· проведение регулярных (6-7 раз в год) межвузовских студенческих конференций «Здоровье студентов: проблемы и пути решения»,

· публикации в академических печатных изданиях (многотиражная газета «Политехник»),

· создание страницы и форума по формированию здорового образа жизни на веб-сайте университета,

· участие в реализации городской целевой программы «Санкт-Петербург - территория здорового образа жизни»,

· участие в общественном движении «Женское здоровье» в вопросах профилактики и ранней диагностики заболеваний молочной железы,

· систематическое участие в городском и областном конкурсах социальной рекламы по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения, а также по пропаганде здорового образа жизни и активной социальной позиции (номинации «Видеоролик», «Наружная реклама», «Печатная реклама» и др.),

· чтение лекций по современным методам лечения никотиновой зависимости для врачей и студентов.

. Пропаганда здорового образа жизни среди населения Северо-Западного региона и студентов Петербургских вузов:

· работа в рамках областных и городских антинаркотических программ, а также в составе антинаркотической комиссии города Санкт-Петербург,

· работа межвузовского студенческого центра «Основы здоровья человека»,

· участие в создании и реализации городской целевой программы «Санкт-Петербург - территория здорового образа жизни»,

· проведение тренингов по проведению антинаркотической работы для студентов и преподавателей петербургских вузов,

· проведение регулярных (6-7 раз в год) межвузовских студенческих конференций «Здоровье студентов: проблемы и пути решения»;

· создание и деятельность межвузовского клуба здорового питания «Нутрициолог»,

· подготовка и тиражирование методического пособия для студентов тверских вузов «Основы здоровья человека»,

· подготовка, тиражирование и раздача первокурсникам тверских вузов газеты «Здоровое питание»,

· проведение в академии межвузовских студенческих конференций по здоровому питанию (включающие песенные конкурсы, конкурсов на лучшее блюдо, дегустацию здоровой пищи и др.),

· анкетирование учащихся и сотрудников вузов Санкт-Петербурга с целью выявления и оценки распространённости факторов риска различных заболеваний и вредных привычек, анализ полученных данных, с последующей коррекцией профилактических мероприятий,

· антидопинговая пропаганда,

· обучение учителей общеобразовательных учреждений и других специалистов немедицинского профиля по программе «Школа общественного здоровья» (совместно с департаментом образования Тверской области),

· чтение лекций для населения (в т.ч. с выездами в районы области) по профилактике социально значимых заболеваний преподавателями и учащимися университета,

· выступления в средствах массовой информации и подготовка видеороликов по профилактике важнейших заболеваний.

 

 


Заключение

 

В заключении отметим, что все поставленные задачи и цели были полностью выполнены. Курсовая работа была посвящена довольно актуальному для современного этапа развития российского общества вопросу о пропаганде здорового образа жизни среди молодого населения.

Стоит отметить, что сейчас правительство выделяет большое количество средств и проводит различные акции, чтобы привить и закрепить в обществе понятие здорового образа жизни. Яркими примерами вмешательства правительства в «здоровье» нации является вступление в силу федерального закона «Об ограничении курения табака» и федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», направленного на обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту.

Отметим так же пропаганду здорового образа жизни Министерством спорта, которое создало проект, в рамках которого было проведено две всероссийских акции: «Зарядка с чемпионом», «Я выбираю спорт!» и всероссийский конкурс «Займись спортом». Все акции проводились с целью формирования навыков ведения здорового образа жизни и систематических занятий физической культурой и спортом среди граждан Российской Федерации. А целью конкурса было определить лучший проект по пропаганде спортивного, здорового образ жизни среди молодежи.

В СПБПУ активно осуществляется деятельность по формированию ЗОЖ среди студентов. Примером может послужить то, что наш ВУЗ стал лучшим среди вузов Петербурга по организации физкультурно-спортивной работы среди студентов. Многочисленные спортивные соревнования и марафоны, открытие спортивных площадок, ремонт тренажерных залов в общежитиях, различные акции в «день отказа от курения» - все это стимулирует студентов вести здоровый образ жизни.

Так же мной было проведено анонимное анкетирование среди студентов старших курсов. По результатам, которого было выявлено, что пропаганда ЗОЖ в СПБПУ привела к тому, что большинство студентов, курящих и употребляющих на первом курсе алкоголь и наркотики, стали вести здоровый образ жизни.


Список использованной литературы

 

1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 3. - С. 29-3

. Барчуков И. С. Физическая культура. - М., 2003. - 255 с.

. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1999 г.

. Васильев В.Н. «Утомление и восстановление сил»; М., 1994.

. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. - 2010. - № 11.

. Гончарук С. В.: Активный образ жизни и здоровье студента. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011

. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. - 2010. - № 7. - С. 33-38. Здоровье учащихся.

. Гритченко, Н.В. Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры / Н.В.Гритченко. - М.: Медицина, 1972. - 272 с.

. Дик, Н. Ф.: Как прожить долгую и здоровую жизнь. - Ростов н/Д: Феникс, 2010

. Дичев, Т. Осторожно дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. - 2009. - № 10. - С. 19-21. О влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей и подростков.

. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. - М., 2002. - 340 с.

. Козлова, В. Рациональная пирамида / В. Козлова // Будь здоров. - 2010. - № 8. - С. 5-10. Диетология, здоровое питание.

. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 1983г.

. Лисицин Ю.П., Полунин И.В. Здоровый образ жизни ребенка. - М., 1984. - 380 с.

. Маркова В. Здоровый образ жизни студентов М., 1998 г.

. Поздняков, А. На зарядку становись! / А. Поздняков // Труд. - 2010. - № 128. - С. 4. 2011 год - год спорта и здорового образа жизни.

. Положение молодёжи в России: аналитический доклад// М.: Издательский комплекс «Машмир», 2005. - 168 с.

. Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. - 2007. - №2. - С.41-47.

19. Новости Политехнического [Электронный ресурс]// Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет. - Режим доступа: <https://www.spbstu.ru/>

. Пропагандистские проекты Минспорта России [Электронный ресурс]// Здоровый образ жизни. - Режим доступа: <https://rfsport.info/>

. Здоровье [Электронный ресурс]// Здоровый образ жизни, ЗОЖ. - Режим доступа: <https://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh/>

. История проекта социальной рекламы ВСЕ РАВНО?! [Электронный ресурс]// ВСЕ РАВНО?!. - Режим доступа: <https://vse-ravno.net/>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: