МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
II Внутривузовская
научно-практическая конференция
ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ
И СПОРТА
Сборник студенческих статей
Уфа, 2019
В сборник включены статьи студентов факультета физической культуры. Сборник подготовлен кафедрой Теории и методики физической культуры и спорта БГПУ им.М.Акмуллы
Материалы публикуются в авторский редакции.
© кафедра ТиМФКиС, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
СЕКЦИЯ 1. Ахметов Данис Дамирович Занятия в секции «ОФП и основы туризма» как способ формирования здорового образа жизни школьников младших классов………………… | |
Ахметов Данис Дамирович Физкультурно-оздоровительные технологии в образовательном процессе …………………………………………………………………….. | |
Баландина Виалетта.Александровна Йога для дошкольников …………………………………………………… | |
Буравов Сергей Константинович Воспитание общей выносливости у военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации ……………………………………………………. | |
Буравов Сергей Константинович Исторический анализ и современное состояние воспитания общей выносливости у военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации ………………………………………………………………….. | |
Валеев Айдар Уралович Совершенствование техники нападения у занимающихся 15-16 лет в секции по футболу …………………………………………………………. | |
Гусамова Карина Дамировна Особенности построения тактической подготовки спортсменов 14-15 лет во все стилевом каратэ ………………………………………………... | |
Желтов Олег Викторович Воспитание здорового образа жизни обучающихся в современной школе ……………………………………………………………………….. | |
Зарипов Радмир Ильгизович The main setbacks to improvementinphysical development of students …… | |
Зарубина Екатерина Организация лечебной физкультуры при сердечнососудистых заболеваниях для студентов высших образовательных учреждений ….. | |
Идрисова Лена Фатиховна Внутригрупповой анализ показателей физической подготовленности хоккеистов в возрасте 7-8 лет …………………………………………….. | |
Идрисова Лена Фатиховна Выявление наиболее эффективных средств и методов повышения уровня физической подготовленности хоккеистов в возрасте 7-8 лет … | |
Исмагилов Эрик Маратович Особенности совершенствование техники ударов у детей 12-13 лет в секции по рукопашному бою …………………………………………….. | |
Казакова Валентина Александровна Мониторинг функционального состояния школьников участвующих в проекте «Здоровое поколение - сильный регион» ……………………… | |
Каримов Артур Халилевич Воспитание силовых способностей у тяжелоатлетов 14-15лет, занимающихся в секции …………………………………………………... | |
Кархалева Юлия Михайловна. Совершенствование тактической подготовленности студенток занимающихся в секции по лапте ………………………………………… | |
Кархалева Юлия Михайловна Обоснование эффективности разработанной методики совершенствования тактической подготовленности у девочек 14-15 лет в секции по лапте ………………………………………………………….. | |
Килюшева Мария Евгеньевна Комплектование женских акробатических пар ………………………….. | |
Кузякин Максим Андреевич Популяризация физкультуры и спорта у студентов …………………….. | |
Малкова Дарья Владимировна Особенности специальной физической подготовки юных фигуристов.. | |
Нигматуллина Ляйсан Айрасовна Анализ учебной программы по физическому воспитанию в младшем школьном возрасте ………………………………………………………… | |
Нигматуллина Ляйсан Айрасовна Физиологические особенности детей младшего школьного возраста …. | |
Нигматуллина Ляйсан Айрасовна Физическое воспитание как средство физического развития детей младшего школьного возраста ……………………………………………. | |
Панькин Андрей Михайлович Выявление наиболее эффективных атакующих действий в соревновательной деятельности пятиборцев 16-17 лет в фехтовании на шпагах ………………………………………………………………………. | |
Радышевцева Анастасия Дмитриевна Адаптивная физическая культура для детей с нарушением зрения ……. | |
Сальников Вадим Борисович Физкультурное образование: современные тенденции развития ………. | |
Фаттахов Нияз Гаязович Повышение уровня здоровья средствами физической культуры у студентов, относящихся к специальной медицинской группе в высших учебных заведениях ……………………………………………………….. | |
Фаттахов Руслан Амирахметович Воспитание выносливости у легкоатлетов ………………………………. | |
Хаматнурова Элина Артуровна Выявление уровня владения техникой нападающего удара у волейболистов 15-16 лет …………………………………………………... | |
Чистова Елена Евгеньевна Исследование тактического мышления на уроках физической культуры по волейболу у детей старшего школьного возраста ……….. | |
Шафикова Ильзина Амировна Методика обучения легкоатлетическим упражнениям в общеобразовательной школе ……………………………………………… | |
Яварова Гузель Суфияровна Воспитание гибкости у гимнасток 10-12 лет ……………………………. |
Ахметов Данис Дамирович,
студент 2 курса Факультета физической культуры
Е-mail: danis_akhmetov@mail.ru
Данилов Евгений Викторович
научный руководитель, доктор биол. наук, доцент БГПУ им.М.Акмуллы
Занятия в секции «ОФП и основы туризма» как способ формированияздорового образа жизни школьников младших классов
Состояние здоровья среднестатистического российского школьника трудно назвать хорошим. Причин много. Среди прочих могут быть названы продолжающаяся интенсификация умственного труда школьника в ущерб развитию его физических качеств, распространённость в подростковой среде вредных привычек, компьютеризация жизни. Бороться с последствиями неправильного образа жизни – скорее, медицинская процедура, поэтому в нашей магистерской диссертации в целом и в данной статье в частности упор будет сделан на педагогическую, больше профилактическую сторону вопроса. А именно на формирование здорового образа жизни школьников младших классов посредством занятий в секции «ОФП и основы туризма» в качестве внеурочной деятельности.
Прежде чем начинать исследовать вопрос формирования здорового образа жизни, нам необходимо дать определения понятиям «здоровье» и «здоровый образ жизни». По Уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». «Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья».
Надо отметить, что вопросы формирования здорового образа жизни средствами туризма изучаются современными педагогами. Показателен опыт педагогов, приобщающих детей к здоровому образу жизни, занимающихся здоровьесбережением подрастающего поколения.
В статье Кашина Бориса Валерьевича «Формирование здорового образа жизни школьников в урочной и неурочной деятельности средствами туризма» автор, учитель физической культуры одной из школ города Кирова, делится опытом разработки и внедрения в жизнь целого комплекса туристских дисциплин в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности. Целью образования в области физической культуры автор статьи видит формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережливом отношении к своему здоровью, пропаганде идей здорового образа жизни. Автор говорит, что для достижения этих целей, для формирования здорового образа жизни в их школе используется туристская деятельность.
Автор статьи «Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)» Галан Т.Г. утверждает: «В настоящее время многие исследователи в области педагогики сходятся к единому мнению, что в рамках реализации здоровьесберегающих технологий одним из основных направлений работы общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья учащихся иформированию здорового образа жизни должна выступать внеурочная деятельность. Здоровьесберегающая педагогическая технология – систематический метод планирования, применения и оценки всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования с повышением резервов здоровья участников педагогического взаимодействия. Педагогические технологии можно считать здоровьесберегающими, если в процессе их применения не наблюдается снижение показателей, характеристик, функциональных резервов здоровья (соматического, физического, нравственного, социального, психического, психологического)». Общая физическая подготовка и туризм – составная часть физического воспитания. Физическое воспитание – вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека.
Как часть единого механизма под названием «физическое воспитание», секция «ОФП и основы туризма» имеет свою специфику приобщения младших школьников к здоровому образу жизни. На занятиях воспитанники изучают двигательные действия, необходимые для освоения основных командных игр: футбола, баскетбола, хоккея. Их обучают основам лыжной, коньковой подготовки. Воспитанники осваивают основы туризма: их учат правильно собирать-разбирать палатки, обустраивать туристический лагерь, готовить пищу в походных условиях и т.д. В процессе осваивания дисциплины с воспитанниками проводятся тематические беседы по профилактике вредных привычек, осуществляются просмотры фильмов о здоровом образе жизни, проводятся анкетирования, чтобы выявить уровень сформированности здорового образа жизни.
Проверить гипотезу о том, сформируется ли здоровый образ жизни у младших школьников в процессе освоения ими образовательной программы секции «ОФП и основы туризма»,– цель написания нашей магистерской диссертации. Критериями оценки, положенными в основу идентификации сформированности здорового образа жизни, будут анкетирование, всевозможные тестирования, частота обращений воспитанников секции за медицинской помощью в школьный медпункт, участие их в общественной жизни школы и города.
Подводя итог, нам бы хотелось отметить следующее. На основе выводов, сделанных по итогам освоения воспитанниками образовательной программы «Общая физическая подготовка и основы туризма», данных анкетирования, результатов наблюдения нами будет сделан анализ сформированности здорового образа жизни младших школьников. В случае если результат будет положительным, мы разработаем методические рекомендации по формированию здорового образа жизни младших школьников н