В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулированию рынка труда. Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости.
Государство также предоставляет безработным гражданам определенные гарантии. Они сводятся к следующим мерам: бесплатная профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдельных категорий граждан, в частности инвалидов.
Современное государственное регулирование рынка труда включает комплекс экономических, административных законодательных, организационных и иных мер.
Одним из важных направлений регулирования рынка труда является зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы. Эта зависимость в экономический науке выражается посредством кривой Филлипса.
Английский экономист О. Филлипс, используя эмпирические данные по Англии за 1861—1957 гг., вывел нелинейную зависимость между уровнем безработицы и заработной платой. Чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен. И наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы и выше темп роста цен.
Ip, %
0 2 4 6 8 Lue,%
Рис. 1 Кривая Филлипса
Ip – среднегодовой темп роста цен;
Lue – уровень безработицы, %.
Кривая Филлипса использовалась в кейнсианской теории инфляции, в которой связь между уровнем занятости и инфляцией устанавливалась через динамику заработной платы. Вместе с тем в последнее время закономерности кривой Филлипса не всегда срабатывали. Это заставило многих экономистов утверждать, что кривая Филлипса не является надежным регулятором в экономике.
Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.
Подавляющее большинство промышленно развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики занятости провозглашают активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Подразумевается, что государство создает условия и, привлекая в той или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.
B развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступают работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например ассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:
· развитие людских ресурсов для труда;
· обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
· создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
· поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному творческому труду;
· обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
· предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
· поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
· сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной программы содействия занятости населения;
· координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно - структурную политик, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
· координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
· обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
· международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
В соответствии с утвержденной Правительством России Федеральной целевой программой содействия занятости населения, основными задачами государственной политики на рынке труда являются следующие три направления:
· формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения организаций работниками через экономическую стабилизацию;
· повышение качества и конкурентоспособности работников;
· развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы занятости.
Механизм государственного регулирования занятости населения осуществляется через органы исполнительной власти путем составления и реализации федеральной и региональных программ обеспечения занятости.
Успешное функционирование рынка труда во многом зависит от эффективной работы системы государственной службы занятости. В Российской Федерации общее руководство государственной службы занятости возложено на Министерство труда и занятости РФ. Оно осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров, демографической, молодежной и миграционной политики. В его систему входят соответствующие министерства республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) по труду и занятости местных органов власти и управления.
Проведение активной государственной политики занятости населения Российской Федерации осуществляется путем подготовки и реализации федеральной и региональных программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.
Специальным органом трудоустройства в России является Федеральная государственная служба занятости.
Основные направления деятельности государственной службы занятости в России:
· анализ, прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу и информация о состоянии рынка труда;
· ведение учета свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
· профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдельных категорий граждан, в частности инвалидов.
· информирование обращающихся в службу занятости граждан и работодателей о возможности получения работы и обеспечении рабочей силой;
· оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы;
· организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости и других учебных центрах;
· оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобожденным работникам и другим категориям населения, в обеспечении регистрации безработных;
· оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также предоставление им стипендии на весь период обучения;
· выдача гражданам пособий по безработице и приостановление их выплаты;
· установление надбавок к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.
Для финансирования мероприятий, связанных с обеспечением занятости, создается государственный фонд занятости населения. Этот фонд образуется за счет обязательных отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов граждан и организаций. Средствами этого фонда распоряжается служба занятости. Государственный фонд занятости относится к внебюджетным социальным фондам.
Допускается возможность оказания платных услуг в содействии занятости граждан. Такое право предоставляется негосударственным организациям на основе лицензии, выдаваемой местной администрацией.
Одним из направлений государственного регулирования рынка труда является организация общественных работ. Под общественными работами понимаются общественные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную значимость. Их организуют местные органы власти по предложению службы занятости.
Общественные работы позволяют смягчить социально-экономические последствия безработицы, создать условия для временной занятости безработных, получить гражданам, зарегистрированным в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, временный заработок, вовлечь в активную трудовую деятельность молодежь, а также лиц, имеющих длительный перерыв в работе. Виды и объем общественных работ определяются местными органами власти. К общественным работам обычно относятся озеленение территорий, подсобные работы в строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения, ирригационные работы, отдельные работы по строительству дорог, водопроводных и канализационных коммуникаций, некоторые виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений. Общественные работы оплачиваются. Оплата труда производится за фактически выполненный объем работ. За гражданами, участвующими в общественных работах, сохраняется право на получение пособия по безработице. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.
Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В соответствии с действующим законодательством, государство гарантирует гражданам Российской Федерации:
· свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
· охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;
· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
Гражданам, получившим статус безработного, государство гарантирует:
· бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по на-, правлению органов службы занятости;
· обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
· компенсацию в соответствии с законодательством Российской федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
· бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
· возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Наиболее перспективным направлением государственной социальной поддержки лиц, оставшихся без работы, считается систематическое профессиональное обучение населения, что является составной частью активной политики занятости. Проведение широкого круга учебных мероприятий способствует улучшению качества работников и развитию конкурентоспособности неработающего населения путем повышения их квалификации, переподготовки и обучения новым профессиям, исходя из ситуации на рынке труда.
Забайкальский край
14.6 %
Камчатский край
8.6 %
Пермский край
7.5 %
Чукотский автономный округ
4.1 %
Еврейская автономная область
9.9 %
Сахалинская область
7.6 %
Магаданская область
6,0 %
Амурская область
4.2 %
Хабаровский край
8,0 %
Приморский край
7.8 %