В XVIII веке была создана классическая механика – основа экспериментально-математического естествознания. В развитии классической науки можно выделить два этапа:
- Этап механического естествознания (XVII – первая треть XIX вв.) и две ступени, связанные с первой глобальной научной революцией:
- Доньютоновская (Коперник, Бруно, Галилей);
- Ньютоновская – И. Ньютон (1643-1727).
- Этап зарождения и формирования эволюционных идей, подорвавших основы классической науки (первая треть XIX – до конца XIX вв.).
Основные характеристики классической науки:
- Механическая картина мира, в основе которой – системно обоснованная Ньютоном классическая механика как исторически первая научная теория. Интерпретация любых предметов как механических систем, подчиняющихся требованиям статичности и неизменности основных своих характеристик. Для таких систем целое всегда равно сумме его частей (например, часовой механизм).
- Субъект познания рассматривается как наблюдатель, способный описать объект сам по себе, без привнесения своих субъективных параметров. Классическая наука основывается на принципиальной элиминации (исключении) субъекта познания (и всего, что связано с субъективно-личностными аспектами, условиями и средствами познавательной деятельности) из совокупной системы знания.
- «Жесткий детерминизм» механическое понимание причинности – установка на однозначное описание событий и явлений. «Лапласовский детерминизм» - зная начальные параметры мира и закон их изменения можно дать однозначный ответ о его состоянии в любой определенный момент времени. Признание динамических закономерностей.
- Случайность и вероятностные факторы раз и навсегда «выброшены» из этого мира и оцениваются как результаты неполности знания и субъективных проявлений, привнесённых в содержание.
- Критерием истины признается механико-математический метод получения знания. Методы механики принимаются за универсальные научные методы, способные разрешить все проблемы, связанные с познанием природы (общества, человека). Любые явления можно разложить до простейших, далее неразличимых «элементов». Познав каждый из них и способы связи между ними, мы исчерпаем задачу познания. Критериями истины становятся внешнее оправдание – эксперимент, и внутреннее совершенство – логический вывод из общих посылок.
Второй этап развития классической науки: зарождение и формирование эволюционных идей (первая треть XIX – до конца XIX вв.).
|
«Подрыв» механической картины мира, появление работ раскрывающих процессы эволюции природы, в биологии: Ж.Б. Ламарк (1744-1829) – в изменяющихся условиях окружающей среды видел движущуюся силу эволюции органического мира. И.Р. Дарвин (1809-1892) – в работе «Происхождение видов» раскрыл длительную эволюцию органического мира и движущие факторы эволюции (естественный отбор в борьбе за существование, наследственность и изменчивость). В геологии: И. Лайель (1797-1875) разработал учение о неизменном и непрерывном изменении Земной поверхности под влиянием геологических условий.
Появление работ, раскрывающих всеобщие связи природы. Открытие клеточного строения растительного (М.Я. Шлейден) и животного (Т. Шванн) миров (1839 г.) доказало связь, единство всего органического мира. Открытие закона сохранения и превращения энергии (40-е XIX в.) Ю. Майером (1814-1878) и Д. Джоулем (1818-1889). Открытие периодического закона химических элементов (1869 г.) Д.И. Менделеевым (1834-1907).
|
«Подрыв» механической картины мира со стороны самой физики. Создание электромагнитной картины мира М. Фарадеем (1791-1867) и Д. Максвеллом (1831-1879). Механический подход к таким явлениям как свет, электричество, магнетизм не увенчался успехом. В конце XIX века стало формироваться убеждение, что основные законы мироздания – это законы электродинамики.
Становление науки как профессиональной деятельности
Наука как профессиональная деятельность начинает формироваться в крупнейших странах Европы в период бурного подъема естествознания в XVII в. Ф. Бэкон – у истоков науки как профессиональной деятельности. Описал идеально организованный коллектив ученых («Дом Соломона») в «Новой Атлантиде». Среди членов этого сообщества существует разделение труда. Создание первых академий в Европе, сообществ исследователей-специалистов (со второй половины XVII в.). Утверждение науки как профессии, требующей специального образования, имеющей свою структуру и организацию. На рубеже XVIII – XIX вв. – формирование технических наук, которые стали связующим звеном между естествознанием и производством. Создание предпосылок для развития гуманитарных наук.
Формирование дисциплинарно организованной науки как системы научных знаний об основных сферах реальности: природе, обществе, человеческом духе. Четыре блока дисциплинарно организованной науки: математика, естествознание, технические дисциплины, социально-гуманитарные науки.