Цель и задачи исследования.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить роль и значение антиномизма как метода репрезентации содержания религиозного сознания в философской теории.
Задачи диссертационного исследования:
1. Рассмотреть корреляцию между религиозным сознанием и отрицательной диалектикой в философии для того, чтобы определить факторы обращения религиозного сознания к отрицательной диалектике.
2. Провести дистинкцию религиозной философии и теологии в качестве предпосылки анализа сочинений русских религиозных философов в аспекте рациональных репрезентаций религиозного сознания.
3. Определить специфику понятия «антиномия» как ключевого понятия в религиозно-философских системах П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева.
4. Исследовать сущность православного богословского апофатизма как способа репрезентации религиозного сознания, который наиболее близок к антиномизму.
5. Выявить особенности западноевропейского философско-теологического апофатизма и его влияние на русскую религиозную философию первой половины ХХ в.
6. Определить специфику антиномической репрезентации религиозного сознания у каждого из указанных русских религиозных философов в отдельности.
7. Установить роль антиномизма в конструировании философских систем П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева.
8. Определить отношение русских религиозных философов к антиномизму П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева как к философскому методу и как к способу выражения содержания религиозных верований (православного христианства) в философских текстах.
9. В качестве условия для рассмотрения проблематики философии религии в русской религиозной философии определить характер корреляции между философией религии и религиозной философией.
10. Продемонстрировать представленность философии религии в русской религиозной философии первой половины ХХ в.
11. Определить содержательное решение проблем философии религии в антиномическом дискурсе П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева.
12. Продемонстрировать эвристические возможности антиномической репрезентации религиозных феноменов в решении ряда проблем, возникающих в современных теоретических исследованиях религии.
Научная новизна исследования.
1. Показана роль антиномического метода в философском исследовании таких феноменов религиозного сознания, как соотношение рационального и иррационального, веры и разума, конечного и бесконечного, трансцендентного и имманентного, сущности и сущего, «неслиянность и нераздельность», «соединение несоединимого», «постижимость непостижимого».
2. Определено, что русская религиозная философия первой половины ХХ в. является не просто философией, имеющей религиозный характер, а философией, активно позиционирующей себя в качестве религиозной в ситуации кризиса христианской духовности, с одной стороны, и всплеска мистицизма и богоискательства в эпоху бурного развития научного знания, с другой стороны, – ситуации, которую не смогло адекватно осмыслить академическое богословие Русской Православной Церкви.
3. Выявлено, что в русской религиозной философии (у П.А.Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А. Ф. Лосева) «классическое» кантовское понятие антиномии получает развитие и трансформируется в сторону онтологизации: антиномия провозглашается объективной характеристикой отношения человека к сверхъестественному.
4. Установлено, что репрезентация религиозного сознания в восточнохристианском богословии отражает противоречивое единство мистического и рационально-дискурсивного и формирует предпосылки для антиномической репрезентации содержания религиозного сознания.
5. Раскрыта специфика апофатизма в западнохристианской традиции («апофатизм сущности») и причины его «перемещения» из официальной теологии Католической Церкви в спекулятивную мистику.
6. Показано как русские религиозные философы, критически переосмыслив апофатизм западноевропейской спекулятивной мистики, выработали метод, выражающий единство рационального и интуитивного в трансцендировании.
7. Выявлены особенности антиномической репрезентации религиозного сознания в философских произведениях П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева. Показано, что у П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова антиномии выступают основанием для начала анализа религиозного сознания, но при этом демонстрируют ограниченность человеческого разума в понимании сверхъестественного. В философии С.Л. Франка используется понятие «антиномистический монодуализм», дающее возможность в содержании религиозного сознания репрезентировать Абсолют. У А.Ф. Лосева содержание религиозного сознания представлено в диалектической системе сконструированных принципов универсального христианского мировоззрения.
8. Отмечено, что у русских религиозных философов антиномизм – это способ выражения православного вероучения в философской теории всеединства, не православной, а неоплатонической по своему генезису.
9. Проанализировано соотношение философии религии и религиозной философии в трудах П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева. Философия религии здесь выступает как развёрнутая теория религии, в которой решены такие проблемы, как: определение сущности религии, уточнение гносеологических функций религии, установление корреляции индивидуального религиозного опыта и конфессиональной традиции, выявление специфики языка религии.
10. Выявлены и продемонстрированы на примерах решения некоторых социокультурных проблем, связанных с феноменами современной религиозной ситуации, возможности антиномической репрезентации религиозных феноменов для теоретических исследований религии.