Целевые комплексные программы




ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»

 

Факультет природопользования и строительства

Кафедра землеустройства

Специальность Земельный кадастр

Форма обучения заочная

 

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

 

студенту ___ курса ____группы _________________________________________

 

Тема: Прогнозирование и планирование использования земель

 

Вариант 11

 

 

Введение

1. Методологические подходы в системе методологии директивного планирования: сущность, содержание, задачи.

2. Система показателей стратегического планирования: современная классификация, содержание каждой группы.

3. Понятие схемы, проекты, рабочего проекта в землеустройстве. Состав проектной документации.

4. Задачи и показатели стратегического планирования НТП.

5. Федеральные и региональные целевые комплексные программы, разрабатываемые в РФ, общая характеристика.

Заключение

Библиография

 

Дата выдачи задания: «10 » марта 2016 г.

Руководитель: к.э.н., доцент Кутлияров А.Н._________

(подпись)

Задание принял к исполнению _____________________

(подпись)


Введение
4.4.1. Директивное планирование

Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.
Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника - государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.
В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим - макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.
Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.
Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе:
Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту. (Если верить оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономику приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. См. Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics. N.Y., 1987, p. 422).
Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.
Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.
Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

Немаловажное значение в системе государственного регулирования экономики имеет планирование. Под государственным регулированием экономики понимают целенаправленную деятельность соответствующих органов власти, которые посредством различных способов, приемов и методов способствуют достижению поставленной цели и решению важнейших экономических и социальных задач на каждом из временных этапов развития [8, с.37]. Поэтому планирование можно рассматривать как процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения [2, с.7]. На практике оно реализуется посредством разработки планов, которые тесно связаны и взаимодействуют с прогнозами. Отличительной чертой плана является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.

Наукой и практикой разработаны различные формы планирования, из которых наибольшее распространение получили директивное, индикативное и стратегическое. Эти формы планирования выделяются по различным классификационным признакам: директивное и индикативное - по степени участия высших органов в разработке планов, стратегическое (перспективное) - по степени учета факторов внешней среды.

Директивное планирование, т.е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач [2, с.10]. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно - распорядительных документов - законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляется практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям. Цели и задачи директивного планирования, как правило, состоят в осуществлении на практике политической воли высшего руководства страны.

Нацеленность директивного планирования на решение важнейших народнохозяйственных задач, возможность концентрации, маневрирования ресурсами в больших масштабах, наличие соответствующей методологической базы, организационно-правовые основы обусловили относительно широкое его применение в отдельных государствах и, особенно, в странах социалистической направленности. Например, в бывшем СССР содержание и уровень директивного планирования зависели от конкретно складывающейся ситуации и менялись с течение времени: в тридцатые годы - это индустриализация страны; позже в связи с усложнением международной обстановке - развитие оборонных отраслей; в послевоенное время - восстановление разрушенного народного хозяйства, освоение космического пространства и т.д.

Перечисленные выше преимущества данной формы планирования и определенные положительные результаты при ее применении позволяют ряду экономистов считать ее жизненно важным и наиболее эффективным инструментом управления народным хозяйством. В то же время необходимо отметить определенную ограниченность масштабов применения и ряд недостатков, свойственных директивному планированию. Прежде всего, органы государственного управления не всегда могут обеспечить эффективное развитие экономики по многим причинам объективного и субъективного характера. К объективным причинам обычно относят форс-мажорные обстоятельства, различные внешние отклонения (нарушение сроков при поставке материалов, энергии и др.), колебания в функционировании бюджетно-кредитной системы и т.д. К субъективным причинам относят резкое снижение мотивации органов управления и трудовых коллективов к принятию напряженных планов, поскольку оценка их деятельности осуществляется в зависимости от выполнения и перевыполнения установленного задания.

Вывод: таким образом, можно сказать, что с одной стороны директивное планирование является эффективным инструментом управления, так как оно используется в государствах с рыночной экономикой. Например, при осуществлении отдельных стратегических программ, таких как, ускоренное создание космической техники в США, проектирование и производство современных типов гражданских воздушных судов группой государств Западной Европы. Однако, несмотря на это, недостатки данной формы обусловили отказ от массового применения директивного планирования в большинстве странах с рыночной экономикой.

Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления и его центральным звеном в относительно стабильных условиях внешней среды.

К сожалению, в экономической литературе при освещении проблемы стратегического менеджмента, стратегическому планированию как целостному элементу не уделяется должного внимания. Кроме того, в большинстве случаев вообще не рассматриваются вопросы формирования плана и его показателей как конкретных ориентиров предполагаемой деятельности, которые очень важны на предвидимый период (он может быть разным в зависимости от степени нестабильности внешней среды). Также отдельные ученые включают элемент стратегического планирования в этап реализации стратегии, забывая при этом о том, что планирование носит характер предвидения, а реализация ¾ это уже воплощение предвидимых результатов в реальность.

Стратегическое планирование заключается в выборе средств, заданий и целей. Идеалы, как правило, задаются сверху, или, как это чаще всего бывает на практике, не формулируются вообще. С этих позиций стратегическое планирование во многом совпадает с долгосрочным планированием, хотя между ними существует существенная разница.
Стратегическое планирование является характерным для преактивной ориентации, когда в поле зрения есть более длительный период, чем тот, который охватывается планом. В этом случае преактивисты смотрят дальше, чем реактивисты и инактивисты.

Стратегическое планирование – это перспективное планирование. Оно намечает долгосрочные направления деятельности. Практически осуществляется составлением долгосрочных (10-15 и более лет) и среднесрочных (3-5 лет) планов, прогнозов.

Современное рыночное стратегическое планирование, основанное на маркетинговом подходе к организации производства, должно отличаться от традиционного долгосрочного планирования, много лет применявшегося на наших предприятиях. Это – планирование с совершенно другим подходом, в отличие от традиционного планирования. При разработке традиционных долгосрочных планов обычно анализируется сложившаяся тенденция изменения экономических показателей, выявленная на основе анализа данных за ряд предшествующих лет. Затем путем экстраполяции (переноса) этих тенденций производится оценка на будущее. Другими словами, если за последние пять лет наблюдался рост показателей, то на перспективу необходимо запланировать дальнейший рост с такой же интенсивностью. От прошлого шли к будущему, отталкиваясь от достигнутого. В системе стратегического рыночного планирования отсутствует предположение о том, что будущее обязательно лучше, и, кроме того, меняется исходный принцип планирования: от прошлого к настоящему. Стратегическое рыночное планирование можно представить как последовательность ряда этапов.

Для разработки стратегии развития необходим анализ экономического положения предприятия, целью которого является выявление факторов, влияющих на развитие, и определение места предприятия на рынке. Влияющие факторы подразделяют на внешние и внутренние. К внутренним относятся существующая на предприятии структура управления, организационная структура. К внешним – наличие ресурсов на рынках труда и материалов, динамика цен на материалы, электроэнергию и труд, число потребителей и их структура, их потребности, величина спроса на продукцию предприятия.

При стратегическом планировании предприятие сначала формирует глобальную цель, например, вывод предприятия из убыточных в рентабельные, завоевание международного рынка, расширение существующей доли на национальном рынке. Затем глобальная цель разбивается на совокупность подцелей, для реализации которых вырабатываются собственные стратегии: повышение конкурентоспособности продукции предприятия, увеличение и разнообразие объема реализации услуг, снижение затрат, внедрение новых технологий и т.д.

Центральной проблемой стратегического планирования является разработка технологической стратегии. Все остальные виды стратегий так или иначе связаны с технологической, дополняют ее. Технологическую стратегию составляют: анализ сложившегося научно-технического уровня производства, разработка конкретных решений в области технологического развития. Задача технологической стратегии состоит в создании новых видов продукции, услуг, способных принести предприятию необходимую прибыль.

Сначала оценивается тот уровень спроса, который позволяет достичь желаемой прибыли. Для этого проводятся маркетинговые исследования. После этого рассчитываются ожидаемые результаты деятельности предприятия в рамках существующего рынка потребителей, действующей номенклатуры услуг и организации управления на предприятии. Затем проводится количественная оценка между требуемыми и ожидаемыми результатами и формируются возможные пути заполнения стратегического разрыва, определяются варианты решения проблем. Стратегическое планирование реализуется через долгосрочные и средне-срочные планы. Долгосрочные и среднесрочные планы отражают следующие направления:

— создание новых подразделений и производственных мощностей,
— капитальные вложения,
— потребности в финансовых средствах,
— исследования и разработки,
— увеличение доли рынка,
— повышение конкурентоспособности продукции,
— проект баланса доходов и расходов.

 

Виды стратегического прогнозирования


Процесс и результаты прогностической деятельности могут использо­ваться в двух важнейших направлениях: теоретико-познавательном и управленческом. Теоретико-познавательное значение стратегического про­гнозирования состоит в изучении и совершенствовании методологии и методики работы по составлению прогнозов, выявлении тенденций, проявившихся в развитии национальной экономики и в системе социальных отношений, факторов, способствующих возникновению и их существова­нию, возможных изменений этих факторов, а соответственно и самих тенденций. Управленческий аспект стратегического прогнозирования — использование прогнозов экономического и социального развития общества для создания необходимых предпосылок, обеспечивающих повышение научного уровня подготавливаемых управленческих решений.

^ По масштабу прогнозирования выделяют: а) макроэкономические (раз­витие национальной экономики в целом) и структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы; б) прогнозы развития отдельных комплексов национальной экономики (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной и социальной инфраструктуры, финансово-кредитного и т.д.); в) прогнозы отраслевые и региональные;
г) прогнозы деятельности хозяйствующих субъектов и их ассоциаций,
а также отдельных производств и продуктов.

^ По времени и характеру решаемых проблем прогнозы подразделяются на: а) стратегические и тактические; б) оперативные; в) краткосрочные;
г) среднесрочные; д) долгосрочные и е) дальнесрочные. Стратегические прогнозы имеют своей целью предвидение важнейших характеристик (параметров) формирования управляемых объектов в среднесрочной и далее перспективах. Оперативные предназначены для выявления возможностей по решению конкретных проблем стратегических прогнозов в текущей деятельности и краткосрочных перспективах. Оперативный прогноз имеет период упреждения до одного месяца; краткосрочный — от 1 месяца до 1 года; среднесрочный — от года до пяти лет; долгосрочный — от 5 до 15 20 лет; дальнесрочный — свыше 15 20 лет.

Деление прогнозов в зависимости от характера исследуемых объектов связано с различными аспектами воспроизводственного процесса. По этому признаку выделяют следующие виды прогнозов: развитие экономических, социальных и внутриполитических отношений; социально-экономических предпосылок и последствий НТП; динамики развития национальной экономики (ее темпов, факторов и структуры); воспроизводства населения, состояние рынка труда, подготовки кадров; экономического использования природных ресурсов и состояния природной среды; уровня и качества жизни населения, доходов и цен; развитие финансово-кредитных отноше­ний; воспроизводства основного капитала и объема инвестиций в него; внешнеэкономических связей, международных отношений.

^ По функциональному признаку (направлениям прогнозирования) прогнозы подразделяются на два типа: поисковые и нормативные. Поисковый прогноз основан на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем и отвлекается от условий (факторов), способных изменить эти тенденции. Нормативный прогноз в отличие от поискового разрабатывается на базе заранее определенных целей.

Его задача состоит в том, чтобы определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве целей. В то время как поисковый прогноз при определении будущего состоянии объекта прогнозирования отталкивается от его прош­лого и настоящего, нормативный прогноз разрабатывается в обратном порядке: от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям и изменениям в свете поставленной цели.


Содержание современного подхода
к определению стратегических целей


Проблемы, связанные с недостатками исторической концепции максими­зации прибыли в краткосрочном периоде, без сомнения, разрешены. Однако они еще более усложняются по мере повышения статуса фирмы как социального института. В ответ на грубые общественные нарушения, царившие в эпоху «грабительского империализма», в деловой среде растет чувство ответственности перед обществом вообще и работниками компании, в частности. Поэтому Фрэнк Абрамс1 утверждал, что фирма обязана «под­держивать справедливый и работоспособный баланс между требованиями различных прямо заинтересованных групп — держателей акций, работ­ников, покупателей и публики вообще».

Хотя, как будет показано, слова «ответственность» и «цель» не являются синонимами, они происходят из одной и той же «теории целей заинтересо­ванных групп». Данная теория утверждает, что цели фирмы должны вытекать из баланса различных несовместимых целей «заинтересованных групп»: менеджеров, рабочих, акционеров, поставщиков, продавцов. Фирма несет ответственность перед ними и должна строить свои цели так, чтобы удовлетворить каждую из групп. Прибыль, представляющая собой результат инвестиций акционеров, является одной из составляющих системы целей, однако она вовсе не обязательно занимает основное место в ее структуре.

Другим структурным изменением фирмы стало увеличение ее размеров и усложнение деятельности. В результате появляется децентрализованная прибыль и уменьшается ответственность менеджеров, что привело
к появлению в США в 1920-х годах доктрины политики центра и децентра­лизованного контроля над операциями подразделений. В итоге право принимать решения оказалось широко распределенным по всей фирме. Поэтому сегодня процесс принятия решения состоит из множества решений, принимаемых на нижних этажах управленческой структуры, основанных на ограниченной информации и потенциально конфликтующих друг с другом. В некотором роде это оказало свое влияние на решение о необходимости управления фирмой из центра. Эти изменения самым существенным образом повлияли не только на экономическую концепцию максимизации прибыли, но и поставили под сомнение справедливость микроэкономической теории в части объяснения поведения фирмы. Появилась «управленческая» точка зрения, в которой микроэкономическая теория подвергается всесторонней критике. Стали предлагаться другие объяснения поведения фирмы, однако вплоть до 1960-х годов практического руководства по принятию деловых решений так и не появилось. Важный шаг на этом пути был сделан Р.Сайертом и Дж.Марчем, авторами работы «Теория поведения фирмы». Как и «управленцы», они выступали за то, что «организации не имеют целей, цели имеют только люди». Поэтому цели компании на самом деле являются плодом переговоров о целях отдельных ее участников. Данное утверждение согласуется с основными положениями теории заинтересован­ных групп с тем лишь отличием, что ее сторонники считали разрешение конфликтных ситуаций функцией высшего руководства компании; Р.Сайерт и Дж.Марч же утверждают, что согласие достигается в переговорах участников, которые возобновляются, если принятые решения нарушаются в связи с изменениями в структуре власти и во внешней среде.

Особое значение теории Р.Сайерта и Дж.Марча заключается в том, что они впервые объединили экономическую и управленческую теории, включив в рассмотрение процесса принятия решений экономические и социальные переменные. И.Ансофф дополнил данную теорию, рассматривая в качестве основного фактора построения целей власть.1

Проектная документация

 

Справка

Перечень проектной документации обычно приводится в разделе «Состав проектной документации» (шифр раздела - «СП»). Данный раздел чаще всего находится в томе №0.

 

Положение устанавливает, что проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна включать в себя 12 разделов:

· Раздел 1 "Пояснительная записка"

· Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка"

· Раздел 3 "Архитектурные решения"

· Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения

· Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений"

· подраздел "Система электроснабжения";

· подраздел "Система водоснабжения";

· подраздел "Система водоотведения";

· подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети";

· подраздел "Сети связи";

· подраздел "Система газоснабжения";

· подраздел "Технологические решения".

· Раздел 6 "Проект организации строительства"

· Раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства"

· Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды"

· Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности"

· Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов"

· Раздел 10(1) "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов"

· Раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства"

· Раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами"

 

Проектная документация на линейные объекты капитального строительства и требования к содержанию этих разделов состоит из 10 разделов:

· Раздел 1 "Пояснительная записка"

· Раздел 2 "Проект полосы отвода"

· Раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения"

· Раздел 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта

· Раздел 5 "Проект организации строительства

· Раздел 6 "Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта

· Раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды"

· Раздел 8 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

· Раздел 9 "Смета на строительство"

· Раздел 10 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами"

 

Состав проектной документации на проведение капитального ремонта объектов определяется на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания выполняемых работ. (см. Градостроительный кодекс ст.48 п.12.1)

 

В случае необходимости по инициативе заказчика проектная документации разрабатывается применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов. (см. Градостроительный кодекс ст.48 п.12.2). Это указывается в в задании на проектирование.

Проектная документация на отдельные этапы строительства разрабатывается в объемах, необходимых для осуществления каждого этапа строительства. Она должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным Положением для объектов капитального строительства.

 

Справка:

Под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.

4.2 В процессе стратегического пла­нирования используется целая система показателей, характеризу­ющих научно-технический прогресс и используемых в его регули­ровании. Они отражают те или иные характеристики НТП. По­следнее определяется в зависимости от того, какой подход избран для исследования сферы НИОКР. Скажем, подход к исследова­нию науки как подсистемы народного хозяйства делает целесооб­разным разделение показателей на характеристики входа, выхода и состояния сферы НИОКР.

Характеристиками входа являются показатели оценки поступа­ющих ресурсов всех видов:

- текущие затраты на НИОКР;

- приросты численности научных кадров;

- капитальные вложения и др.

- Состояние сферы НИОКР (оценка накопленного научно-тех­нического потенциала) оценивается с помощью следующих пока­зателей:

- численность научных кадров;

- численность занятых в сфере НИОКР;

- стоимость основных фондов;

- количество академических и отраслевых научных организа­ций и др.

Выход сферы НИОКР определяют показатели оценки результа­тов, поступающих из науки в другие подразделения. К таковым могут быть отнесены:

- число изобретений и открытий;

- экономический эффект от внедрения НИОКР;

- число научных публикаций и работ и т.п.
Государственная статистика, характеризующая НТП, оперирует следующим показателями:

- число научных публикаций, патентов, авторских свидетельств как характеристики научно-технического задела;

- доля прогрессивных материалов и видов энергии, использованных в производстве, как отражение позитивных сдвигов в структуре предметов труда;

- доля выбытия основных производственных фондов (процент обновления оборудования) как отражение сдвигов в возрастной структуре средств труда;

- численность научных работников, специалистов с высшим и средним специальным образованием как показатель уровня ква­лификации работников;

- обновление номенклатурных позиций выпускаемой продук­ции, объем продукции высшей категории качества.

Данные государственной статистики не позволяют непосредст­венно оценить и сопоставить технический уровень отраслей народного хозяйства и темпы НТП. Необходимо ориентирующее начало - система показателей НТП.

К показателям, характеризующим НТП, предъявляются опре­деленные требования. Во-первых, система показателей должна быть открытой, т.е. допускать изменение, пополнение, развитие. Во-вторых, она должна быть комплексной, т.е. обеспечивающей описание внутрисистемных и межсистемных взаимодействий про­цессов НТП, а также характеристик его интегрального результата. В-третьих, система показателей НТП должна быть динамичной, т.е. обеспечивающей рассмотрение процесса в развитии под влия­нием внутренних и внешних воздействий. И, в-четвертых, она дол­жна обладать оптимизационными свойствами, позволяющими от­ражать важнейшие факторы технического и организационного совершенствования производства.

Более того, система показателей должна обновляться и ме­тодически совершенствоваться. Необходимо насыщать ее ком­плексными общесистемными показателями, отражающими структурные и объемные сдвиги в общественном производстве; уточнять результативные показатели, отражающие конечный эф­фект и полные затраты производства; дополнять систему ха­рактеристиками нового хозяйственного механизма (учетная став­ка кредита, курс акции, валютный курс и т.п.); согласовывать показатели, пригодные к агрегированию (суммированию в оди­наковых единицах, сопоставлению в однородной структуре); сме­щать состав показателей в сторону сущностных характеристик, отражающих соответствие НТП сложившейся концепции про­гресса. Тем самым будет обеспечиваться способность системы адекватно отражать влияние НТП на социально-экономическую динамику общества.

Естественно, что отход от централизованного управления эко­номикой значительно снизил стимулирование научно-технического развития со стороны государства. Однако потенциальные возмож­ности государственного регулирования научно-технического прогресса далеко не исчерпаны и прежде всего в части стратеги­ческого выбора приоритетных направлений развития науки и техники. Современный этап развития нуждается именно в обос­нованном стратегическом планировании НТП. Регулирование научно-технического прогресса невозможно вне представлений о перспективах и проблемах научно-технического развития и вне научно-техни­ческой стратегии. Другими словами, стратегическое планирование в сфере науки следует рассматривать как кредо новой системы регулирования научно-техническим развитием.

Научно-техническая стратегия позволяет придать научно-тех­нической политике устойчивость, сохраняя главные стратегиче­ские курсы по достижению поставленных научно-технических целей развития страны, с одной стороны, а с другой - должна допускать определенную гибкость и обеспечивать способность изменить на­правления развития науки и техники в связи с изменившимися внешними условиями. В основе выработки страте­гических планов должны лежать долгосрочные прогнозы всех воз­можных будущих ситуаций научно-технического развития, в кото­рых может оказаться страна.

Традиционный набор методов управления НТП включает мето­ды прямого воздействия на хозяйствующих субъектов через разно­образные программы научно-технического развития, субсидии, льготные кредиты, а также методы косвенного стимулирования технического развития производства на основе различных налого­вых и кредитных льгот. Среди них наиболее распространенными являются ускоренная амортизация, освобождение расходов на НИОКР и инвестиций в приоритетные направления НТП от на­логообложения.

Основной формой осуществления научно-технической страте­гии в странах рыночной экономики являются целевые программы решения важнейших научно-технических проблем. Их роль заключается в концентрации научно-технических, материальных и фи­нансовых средств на наиболее перспективных направлениях НТП, прогрессивных видах производства и решении на этой основе важ­нейших социально-экономических задач.

Под целевой научно-технической программой понимается ад­ресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, включающий в себя широкий перечень научно-ис­следовательских, организационно-хозяйственных, социально-эко­номических и других мероприятий, направленных на эффектив­ное решение научно-технической проблемы.

В целевых научно-технических программах, как правило, пре­дусматриваются следующие моменты:

- оптимизация сроков осуществления научно-технической раз­работки;

- обеспечение научно-технических работ необходимыми трудо­выми, финансовыми и материальными ресурсами;

- возможность подготовки производства к практическому ис­пользованию результатов исследований;

- организация финансирования работ через одну структуру;

- организация единого управления стадиями научно-производст­венного цикла и действенного контроля за выполнением всего ком­плекса мероприятий, направленных на достижение конечной цели.

Таким образом, целая научно-техническая программа должна иметь четко выраженный целевой характер, строго ориентироваться на решение поставленной научно-технической проблемы, харак­теризоваться определенными (целевыми) результатами.

Процесс формирования научно-технической программы вклю­чает следующие этапы:

- Определение и детализация основных характеристик и целей научно-технической программы.

- Подбор исполнителей.

- Планирование ресурсного обеспечения.

- Оценка конечных результатов.

В условиях формирования рыночных отношений существен­ным образом меняются функции государства в области организации, финансирования и осуществления инновационной деятельности. Основой нового подхода к управлению инновационным процес­сом является множество источников финансирования и его про­граммно-целевая ориентация.

Для фундаментальных научных исследований, которые явля­ются основой научно-технического прогресса и носят некоммер­ческий характер, главным источником финансирования являются бюджетные ассигнования. Финансирование НИОКР по приори­тетным для нашей страны направлениям (микроэлектроника, ма­шиностроение и т.д.) должно осуществляться на основе гибкого сочетания бюджетных источников и средств заинтересованных предприятий и организаций. Причем прикладные исследования должны главным образом обеспечиваться за счет средств хозяйст­вующих субъектов при определенной государственной поддержке.

В настоящее время существует множество правительственных и около правительственных организаций, фондов и консультативных групп, которые призваны содействовать развитию фундаментальных исследований, повышению научной квалификации ученых, установ­лению научных контактов и распространению информации в обла­сти фундаментальных научных исследований в Казахстане и за рубе­жом, международному сотрудничеству в области науки и техники,

5 Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: