Тема урока: В. А. МОЦАРТ. Соната для фортепиано № 11 Ля мажор.
Задания:
- Ознакомиться с конспектом:
В. А. МОЦАРТ. СОНАТА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО № 11 ЛЯ МАЖОР
Широко известная соната Ля мажор была написана В. Моцартом в Париже.
23-летний композитор с присущей ему творческой фантазией свободно трактует трехчастный сонатный цикл: ни одна из частей не написана в сонатной форме. Оригинальность замысла заключается в отсутствии конфликтного развития, заложенного в самой сути сонатной формы и едином лирико-жанровом образном содержании всей сонаты, в светлых, жизнерадостных тонах.
Первая часть (Andante grazioso) написана в форме классических вариаций
В ее основе лежит светлая, грациозная, песенная тема, написанная в простой двухчастной репризной форме. Мягкий, покачивающийся ритм, умеренное движение в размере 6/8 сближают ее с итальянским старинным танцем сицилианой.
В следующих за темой шести вариациях происходит развитие темы средствами ладовой, гармонической, мелодической и ритмической фигураций. Фактурные изменения обогащают тему, сохраняя ее лирический облик. В первой вариации преобладает изящное, прихотливое движение. Грациозная игривость отличает вторую вариацию. Смена лада в третьей вариации (ля минор) придает теме меланхолически-грустный оттенок. Четвертая вариация – грациозная, певучая, напоминающая лирический дуэт.
В пятой вариации спокойный темп сменяется очень медленным – Adagio. Эта вариация представляет собой певучую инструментальную арию, расцвеченную колоратурами. В последней шестой вариации темп меняется на быстрый – Allegro, что соответствует ее веселому, танцевальному характеру.
Вторая часть – менуэт, традиционно построен в трехчастной форме с точной репризой. Подобно Гайдну, Моцарт придает музыке черты веселого, жизнерадостного народного танца. Энергичное, решительное начало сменяется мягкими, плавными интонациями.
|
Третью часть сонаты Моцарт назвал Alla Turca – в турецком роде. Позднее за этим финалом закрепилось название «Турецкий марш». Финал написан в необычной форме – трехчастной с «припевом», в Ля мажоре. Неоднократное проведение «припева» придает строению финала черты рондо. Темы первой и средней частей сочетают изящную танцевальность с четкой маршевой поступью. Основная тема написана в ля миноре.
Третий раздел, с легким пассажным движением написан в фа-диез миноре. Рефрен-«припев» в Ля мажоре звучит трижды. Яркая, празднично-веселая мелодия в октавном изложении звучит с характерным арпеджиато в басу с последующей повторностью одного звука, напоминающей барабанную дробь. Финал завершается кодой, объединяющей черты основной темы и «припева». Музыка звучит особенно празднично и радостно.
- Сделать краткие записи в тетради.
- Прослушать Сонату В. А. Моцарта Ля мажор по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=FZ1mj9IaczQ
Письменное задание нужно сфотографировать и прислать мне на проверку на Вайбер:
095-894-90-08
071-409-33-93
или электронную почту: gontarenko-tatyana@mail.ru
или ВКонтакте: Татьяна Гонтаренко
УДАЧИ! БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!