Ещё несколько спорных цитат




«Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день». (Ин. 6: 44) Эти слова Христа говорят не о предопределении ко спасению, а о невозможности спастись собственными усилиями. Человек, у которого появилось стремление ко Христу, должен знать, что это работа Божья в нём. В самом человеке это желание не возникло бы. Это вопрос источника спасения. Кто-то сказал: «Бог всегда предшествует». Один богослов писал: «На определенном уровне мы вправе говорить о душе, ищущей Бога, и о Боге, как адресате любви такой души, но в конечном счете, душа в поисках Бога – это лишь внешний образ поисков души Богом, поскольку всё исходит от Него». Здесь снова уместно вспомнить о душе и духе.

Бог работает над всеми людьми, однако лишь немногие откликаются на Божий призыв. Обратите внимание, что те же слова Иисус сказал ещё раз, и тоном упрека: «…И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего». (Ин. 6: 65) Процитируем ещё притчу Иисуса, которую часто используют сторонники теории безвольного предопределения для защиты своего взгляда. «Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». (Лк. 14: 16 – 24) Контекст ясен: Христос укоряет человека за то, что он не избран. Отсюда вывод: Бог хочет избрать человека, но человек может отказаться. Причина не избрания – в человеке, а не в Боге! Однако, на что ни идет человек, чтобы доказать свою теорию! Говорят: «Нищих, увечных, хромых и слепых никто не спрашивал. Их «привели». Однако историю следует рассказывать с начала. Прежде, чем за этими людьми пришли, чтобы их привести, у каждого из них была своя история. Период подготовки самый важный. И именно этот период современные проповедники обходят стороной, начиная проповеди с предпосылки, что адресат их проповедей – уже христиане. Мы можем быть уверены в том, что никто из этих нищих не был приволочен против воли. Бог никогда так не действует. Сколько существует гордых нищих, обладающих дворянским чувством собственного достоинства!*

Итак, Иисус говорит о том, что религиозность, исходящая от нас самих, не спасает. Зачем Христос говорил во всеуслышание эти слова, обращая их к людям, не привлеченным Отцом? Разве не для того, чтобы они оставили собственные пути спасения и искали того, чтобы их привлек Отец? В противном случае Христос издевался над ними, глядя им в лицо. Проблема не в том, что Отец не хочет привлечь человека, а в том, что человек, в своей безумной гордости, ищет заслужить рай собственными делами, полагая, подобно Каину, что имеет, что дать Богу. А Бог гордым противится, и для их же блага. Через пророка Исаию Бог говорил народу: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу… Вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте». (Ис. 58: 3, 4) Обращаясь к иудеям, Христос говорил им: «Вы стоите на ложном основании, вы незаконно подвизаетесь (см. 2 Тим. 2: 5)». Зачем Иисус говорил такие слова: «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей»? (Ин. 10: 26 – 28) Разве не для того, чтобы отрезвить, призвать к покаянию, призвать стать овцами?

Многие поддерживают кальвинизм, противостоя так называемому решенничеству. Многие современные проповедники заявляют людям, что они свободны в выборе, и им только следует решить избрать Христа, - и они будут спасены. Человек выходит к алтарю, “принимает Христа” и уходит с уверенностью в спасении, тогда как в нём не произошло никакой фактической перемены. Всё это душевно, а не духовно. Нет, человек не может родить сам себя физически, тем более не может родить себя свыше. Это действие Духа Святого в духе человека,а не усилие воли в душе человека! Наш выбор - лишь ответ на Божий призыв, а не самостоятельное решение,исходящее от нас самих. * Однако, отвергая эту ересь, кальвинисты “выплескивают из ванны вместе с грязной водой и младенца”. Действительно, покаяние - дар Божий, и избрание ко спасению основано на Божьем изволении. Но это вовсе не означает, что Бог не желает спасти некоторых людей!

Слова Христа можно понимать и ещё в одном значении. Сколько людей пренебрегает Божьим призывом к покаянию, говоря: «Может быть, в старости покаюсь». Они забывают, что покаяние дает Бог, и рассуждают так, будто покаяние зависит только от них. Но Сам человек не способен покаяться. И здесь уместно упомянуть о Божьем суверенитете. Бог поругаем не бывает. Такое пренебрежительное отношение к Нему крайне опасно. «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». «По повелению Господа было это с Иудою, чтобы отвергнуть его от лица Его за грехи Манассии, за все, что он сделал; и за кровь невинную, которую он пролил, наполнив Иерусалим кровью невинною, Господь не захотел простить». (4 Царств 24: 3 - 4). Но дело даже не в этом. Бог предупреждает: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». (Послание Евреям 3: 7 – 8, Пс. 94: 7 – 8)) Откладывая, человек сам себе усложняет обращение к Богу, и чем дальше, тем сильнее. Человек сам становится черствым.

Рим. 9: 10 – 13. Во-первых, здесь говорится не о предопределении Исава к проклятию, а о благословении Иакова; о том, что он благословен по изволению Божию, а не по собственным заслугам. Вообще говоря, когда в Писании речь идет об избрании, во главу угла ставится не вопрос о спасении, а вопрос об избрании для исполнения Божьего дела. Естественно, такое избрание включает в себя спасение. Но если мы делаем ударение на спасение, то мы думаем не о том, что Божье, но что человеческое. Людям свойственно рассматривать вопрос избрания эгоистически: «меня избрали, значит я особенный». Но такое мышление не от большого ума.

Во-вторых, благословение Иакова вовсе не означает проклятия для его брата-близнеца. Бог определил ему быть в подчинении младшему брату, но это не есть проклятие. Нам навязали демократическую идею равенства. Но эта идея поистине безумна. Не могут все быть правителями. Не могут все быть равно подчиненными. Не могут все быть равно одаренными. Счастье для каждой твари Божьей – смиренно пребывать в том чине, который Творец определил ей, и быть благодарным и довольным своей участью и тем, чем Бог наделил. Не с восстания ли против своего чина зародилось зло во вселенной? Следует помнить, что кому много дано, с того много и спросится. Тот, кто мечтает о правах и привилегиях начальника, пусть помнит и об обязанностях. Христос говорил ученикам: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий». (Лк. 22: 25 – 27) Да и не для того ли избирает Бог одних, чтобы они служили во спасение другим?

Глупо заявлять о равенстве руки и ноги, глаза и уха. То же самое касается и равенства мужчины и женщины. Эти лозунги о равенстве – сатанинская пропаганда. Гендерное равенство уже не ограничивается эмансипацией женщин, но распространяется и на всякого рода извращенцев. Религиозное равенство «уровняло» Христа и сатану.

Но вернемся к Исаву. Подчиненное положение было определено ему, а Божья ненависть нет. Это уже результат мятежности Исава и его потомков (кстати, пророк Малахия, на которого ссылается Павел, говорит именно о потомстве Исава). Однако, если вы мыслите иначе, если вы считаете, что Исаву предопределено быть злодеем, предлагаю вам до конца развить эту мысль. Выходит, что Богу необходимы как праведные, так и беззаконные. Значит, есть определенное число беззаконных, необходимое для реализации Божьих замыслов. Следовательно, при покаянии некоторого числа из этих беззаконных, Божий план будет под угрозой, не так ли? Говорю по рассуждению человеческому. Не абсурд ли всё это? Бог использует и нечестивых в своих целях. «Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия». (Пр. 16: 4) (Обратите внимание на слово «даже», исключающее дуализм.) И Бог имеет на это полное право. «Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу». (Пр. 21: 30) Никто не способен нарушить исполнение Божьего плана. Всякий, действующий вопреки воле Божьей, всё равно будет являться орудием в руках Божьих. Бог, хватая змея за хвост, превращает его в жезл. Но это действие Бога, а не сатаны! Это происходит не благодаря действиям врага, а несмотря на них. Следует хорошенько это усвоить. Сатана не выполняет отведенную ему Богом роль, а враждует со своим Творцом серьезно и по-настоящему. Если мы будем мыслить иначе, то придем к дуализму, что возвеличит лишь дьявола, но не Бога.

Заявляя, что зло необходимо, чтобы служить фоном для проявления добра (ссылаясь на пример апостола о фараоне), мы фактически низводим абсолютную благость Божью до уровня относительной. Но что это был бы за Бог, если бы Его благо было заметно лишь на контрасте со злом? Дьявол всегда приписывает Богу свои черты. Посмотрите, этот принцип контраста используется во всем мире. Сначала цена на бензин растет вдвое, затем снижается на четверть, и народ радуется этому «снижению». Сначала все натуральные пищевые продукты заменяются на химию, а потом одно лишь слово «натуральный» служит в качестве рекламы. Это методы врага, но не Бога.

Как мы будем противостоять врагу, если считаем его исполнителем Божьих поручений? Вся наша война тогда будет, по меньшей мере, с оглядкой, а по большей мере, фальшивой. Ещё один вопрос. Христос заповедал любить врагов. Но как мы можем любить человека, которого не любит Бог (если есть предопределенные к аду)? Это невозможно, так как Бог – единственный источник любви.

Если человек восстает против воли Бога, сам отрезая себе возможность стать сосудом для высокого употребления, разве Бог не имеет права задействовать его как сосуд для низкого употребления? Если фараон уже давно перешагнул черту, и Бог имел все основания покарать его ещё раньше, чем Моисей пришел к нему с требованием: «отпусти народ мой», то разве Бог был не властен отложить Свой гнев, чтобы устроить над ним показательную казнь и привести все народы в трепет, прославив Своё святое имя? Вот о чем говорит апостол в 9 главе Послания Римлянам. Из этого отрывка, впрочем, нельзя окончательно сделать вывод, что фараон уже не имел шанс спастись. Апостол говорит: «Что же, если..?» Он говорит: «Даже если это так, разве это не справедливо?»

 

Разберем ещё несколько опор кальвинизма. Мы уже упоминали предысторию рождения Самсона. Он предопределен быть назореем Божьим от самого рождения. Усилим опору. Вспомним Иоанна Крестителя, исполнившегося Духа Святого от чрева матери. Был ли у них выбор? И самое главное: Иисус Христос. Не совсем состоятельная параллель по той причине, что Иисус – воплощенный Бог. Однако, придя на эту землю, Он сложил Свои Божественные полномочия и жил исключительно как человек. Был ли Иисус поставлен перед выбором? Если вы отрицаете это, вы должны подписаться под заявлением, что искушение Христа – формальность, а борьба в Гефсимании – спектакль. Вы не станете утверждать этого, если только вы не закоренелый безбожник, поправший совесть.

Стоит согласиться с тем, что в случае с Иисусом особенно неуместно и некорректно употреблять обороты условного наклонения: «мог ли Он..?», «если бы…» Однако, всё было по-настоящему. Он сознательно сделал выбор, судьбоносный для всего человечества: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Воля – ключевой вопрос. Человек не просто имеет волю; воля является ключевым атрибутом человека. Воля Христа была волей человека, а не Бога.

Итак, если это верно по отношению к Иисусу, то из этого правила нет исключений. Это ставит точку в вопросе свободы выбора, однозначно отвергая идею безвольного предопределения. Вы спросите: «Но разве всеведение Бога не равно Его предопределению?» Бог действительно знает наперед, кто примет Его дар вечной жизни, а кто отвергнет. Нам трудно поверить в то, что Бог, зная наперед, что конкретный человек никогда не примирится с Ним и так и уйдет в вечность врагом Божьим, всё же относится к нему с такой же любовью, как и к тому, кто, как Он знает, примет Его призыв. Но мы снова творим Бога по своему образу. Бог посылает дождь на праведных и неправедных, повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми. (Матф. 5: 45) Иисус, зная наперед, что Иуда предаст Его, всё же сделал со Своей стороны всё для его спасения.

Люди совершенно не знают и не понимают Бога. Всеведение, предузнание – совсем не то же, что предопределение. Атеисты иногда задают такой вопрос, являющийся, по их мнению, риторическим: «Если Христос – это воплощенный Бог, знавший наперед, что, быв распят, Он воскреснет (иначе говоря, счастливый исход гарантирован), то в чем, собственно говоря, жертва?» Кроме того, что вопрос бесцеремонный, он ещё и крайне глупый. Кроме того, что Иисус знал, что Он воскреснет, Он знал и то, что Ему предстоит перенести. Любой здравомыслящий человек скажет, что ожидаемая боль в разы сильнее неожиданной. Боль усиливается страхом и предчувствием, и Иисус, будучи человеком, не был лишен этих психологических особенностей. Он не был роботом. Он боялся, но Он победил страх в молитвенной битве в Гефсимании. Так что знание Христа не только не умаляет жертву, но и делает её многократно тяжелее и драгоценнее.

Аналогично обстоит дело и с предузнанием Бога относительно людей.

Спасение и отпадение

Уже упоминалось, что существует два мнения на этот счет. Одни говорят, что христианин может потерять спасение, другие, – что не может. Каждый ссылается на Библию. Вот места, говорящие о возможности отпадения: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают». (Ин. 15: 6) «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,.. не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен». (Рим. 11: 17, 20 – 22). «Невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение». (Евр. 6: 4 – 8) А вот цитаты о вечной безопасности: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 8: 29 – 39) «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел (совершенная форма прошедшего времени) от смерти в жизнь». (Ин. 5: 24) Можно начинать вдаваться в контексты, и это всё важно на своем месте, но в данном случае суть не искажается, и все цитаты вполне применимы в том смысле, как они звучат в первом впечатлении слушающего.

Рассмотрим этот вопрос с нескольких сторон.

1.Путаница исчезнет, если принять во внимание тот очевидный факт, что есть разные категории верующих. Одни только на пути ко спасению, другие уже в вечной безопасности. Поэтому для верующего жизненно важно знать, к какой категории он принадлежит. Нам заповедано испытывать и исследовать самих себя.

2.Мы много говорили о кальвинизме, пора снова сказать несколько слов об арминианстве. Согласно с арминианством, не существует абсолютной безопасности до самого конца земной жизни. И здесь ещё один изъян этого учения. Арминиане аргументируют свое заявление тем, что человек обладает свободной волей в течение всей жизни. На первый взгляд, разумно. Но не подразумевает ли это, что мы всю жизнь вынуждены стоять на перекрестке двух дорог? Бог дает выбор, но это вовсе не означает, что мы совершаем его только перед смертью. Нет, суть Евангелия как раз в том и заключается, чтобы уже сейчас, на земле, мы вошли в царство небесное! Разве совершение выбора отвергает свободу? Ведь, по сути дела, наша свобода и заключается в выборе между свободой и рабством! И если мы выбираем Христа – мы выбираем свободу. А выбрав свободу, мы остаемся свободными! Кто по-настоящему принял Христа, тот действительно уже в вечной безопасности и уже перешел из смерти в жизнь. Если для таких людей возможен реверс, то он возможен и в будущем для граждан рая. В таком случае, всегда будет существовать возможность возникновения зла. Но что это был бы за рай?

Следует сказать также и о том, что также, как существуют люди, которые, ходя по этой земле, уже пребывают на небе, существуют и те, кто, по сути, уже в аду. Это люди, сожженные в совести своей. (1 Тим. 4: 2) Это люди, сознательно противящиеся Богу, потерявшие всякий страх и стыд. Это люди, которые уже дошли до отождествления с дьяволом в своей богопротивной воле. Можно вспомнить сыновей священника Илия, которых «Господь уже решил предать смерти» (1 Сам. 2: 25), а также фараона, которого мы уже обсуждали.

3.Где же этот рубеж, за которым вечная безопасность? Бог ведет человека к спасению постепенно. Вначале звучит общий призыв через совесть, проповедь слова Божьего, жизненные обстоятельства. Человек находится в узах греха, и Бог открывает человеку глаза, чтобы он это увидел и возжелал свободы. Если человек откликается, Бог освобождает его. Человек от рождения – раб греха и дьявола, но Бог дает ему определенную меру свободы, доводя человека до состояния, в котором он способен сделать сознательный выбор между жизнью (т.е. Самим Христом) и смертью. Иначе говоря, человек по природе своей в «минусе»; но Бог возвращает человека в точку «ноль» – туда, где некогда стоял Адам – на перекресток между двумя деревьями. И теперь человек должен избрать. «Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу. Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу». (Иисус Навин 24: 14 – 15)

Многие успокаиваются на перекрестке, как будто это и есть их конечная цель. Они избавились от грубых проявлений греха и думают, что этого достаточно. Но, повторимся, это не плюс, а только ноль. Это лишь временное промежуточное состояние. И если Адам, в своей невинности, поддался искушению и впал в грех, то сколь же большая опасность существует для нас, при том, что сегодня многократно больше внешних соблазнов, и внутри нас самих находится грех! Удивительно ли, что такие христиане зачастую снова возвращаются к греховной жизни?!

Если бы Адам съел плод с дерева жизни, он был бы уже вне опасности. Для нас это означает вселение Христа в сердце – сораспятие Христу. Это и есть глубочайший смысл крещения. Не даром, вера и крещение расцениваются Христом как неразрывное целое: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».

Многие, однако, проходят длительный период борьбы, прежде чем Христос вселится к ним в сердце. Но самое главное – наше согласие отдаться в волю Божью. Когда человек видит себя в Божьем свете, он признает себя грешным; не свои поступки, а самого себя. В этот момент гордость и самомнение человека получают смертельный удар. Это и есть покаяние – согласие с Божьим приговором – смертью. В момент покаяния Бог рождает человека свыше. Рожденный свыше уже находится в вечной безопасности. Вот этот рубеж. В последствии человек ещё может проявлять своеволие и неповиновение, но так как он в момент покаяния отдал Богу власть над собой, Бог обязуется вывести человека с его путей на путь жизни.

Один проповедник, разбирая вопрос спасения, привел хороший пример: Ной и строительство ковчега. Мог ли Ной потерять спасение, если бы в процессе строительства вдруг передумал строить? А имеет ли этот вопрос смысл? Ной доверился и покорился Богу, значит он был уже спасен. А когда Сам Бог закрыл дверь ковчега, – это была окончательная печать Божьей гарантии.

Вопрос об отпадении верующих следует переформулировать и конкретизировать. Следует спрашивать не “может ли верующий потерять спасение?”, а “может ли погибнуть рожденный свыше?” Часто говорят, что кто-то потерял спасение. Но он его и не имел. Он потерял не спасение, а первичную Божью благодать.

4. Многие думают, что так как Бог благой и милосердный, то Он «закроет глаза» на некоторые наши поступки. Но благодать Божья проявляется не в игнорировании наших грехов, а в фактическом освобождении от греха. Бог многое дает человеку авансом. Но предупреждает: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет». (Матфей 25: 29) Что нам следует иметь? Самого Христа! Если мы имеем Христа, мы имеем всё. Если не имеем Христа, потеряем и Его дары и, в конечном счете, жизнь.

Если же вы стремитесь исполнять волю Божью, если это сокровенное желание вашего естества (а это желание может быть только у новой природы), а не чувство долга – это хороший признак. У вас борьба? «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 15, 19, 22 – 24) Не сдавайтесь! И пусть вас утешает то, что вы на верном пути. А значит, если ваша земная жизнь оборвется, – вы будете со Христом (если только можно сказать в этом случае «если», ведь наша жизнь в руке Того, для кого не существует неожиданностей и непредвиденных ситуаций). Но пока вы живы, не успокаивайтесь, не останавливайтесь до самой победы. Многие попались в ловушку, успокоившись в своём недовольстве собой. Но это недовольство фальшивое.

Один писатель хорошо сказал: «Многие беспокоятся из-за отсутствия уверенности в спасении. Но напрасно они хотят получить эту уверенность отдельно от послушания Христу. Начните повиноваться – и Бог даст вам уверенность». Если наша воля – в воле Божьей, а воля Божья заключается в желании спасти нас, можем ли мы погибнуть? На пути к победе могут быть (и неизбежно будут) ошибки и падения. Но оступиться на верном пути – совсем не то же, что идти неверным путем. Главное – наше согласие отдаться Христу. Сколько ошибались и грешили ученики Христа до дня пятидесятницы! Было предательство Петра и многое другое. Но Иисус ещё раньше сказал в Своей молитве к Отцу: «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание». (Ин. 17: 12)

Однако, если в вас нет этой борьбы, – бейте тревогу! Ибо это признак того, что в вас нет новой природы. А кто не родится свыше, не может войти в царствие Божье.

5.И самое важное. Мы смотрим на этот вопрос эгоистически. Мы рассматриваем наши интересы: спасен ли я? Допустим, что спасен. Вы достигли своей цели? А достиг ли Своей цели Бог? Разве цель Бога – только спасение человека? Спасение – это только возвращение к состоянию, которое Адам уже имел. Поэтому говорить, что цель Бога – спасение человека – то же, что говорить: цель Божья в сотворении человека – это существование человека; или: цель Божья в сотворении человека – это сотворение человека. Это же чистой воды тавтология, бессмыслица. А с другой стороны, это переносит центр с Бога на человека.

Но цель Божья следующая: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями». (Рим. 8: 29) Суть христианства – не просто нравственная жизнь, а новый человек, рожденный от Бога. «Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». (1 Кор. 15: 45 – 50) Нам следует не только получить новое естество, но и дать ему завладеть нами. Такие люди составляют церковь Христа. Церковь – это тело Христа. А что это за тело, которое не едино со своим Главой? Будут спасенные и не из числа церкви. Беда современного христианства в том, что всех верующих во Христа, считают церковью. Будут отставшие, будут спасшиеся, как бы из огня (1Кор. 3: 15). Церковь – небесный народ. Это более, чем просто спасенные. Будет и земной народ (конечно, на новой земле). Бог использует малейшую возможность, чтобы спасти человека. Но стремиться необходимо в церковь; отстать мы всегда успеем.

И последнее. В каком бы отчаянном состоянии и рабском положении мы ни находились, всегда можно возопить о помощи к Богу: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня". (Пс. 49: 15) Кто призывал Бога, не оставался в стыде. Это подтверждает опыт всех истинно верующих. Бог верен Своему слову. У каждого достаточно свободы, чтобы признать свое рабство. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Единственное, что нам мешает признать себя больными, – гордость и самолюбие. Выбор у человека остается в любой ситуации. Мы часто говорим: «У меня не было выбора», забывая о том, что положение, в которое мы попали, является результатом ранее сделанного выбора. Но выбор есть и на самом дне. Бог долготерпелив и многомилостив. У прикованного к постели есть выбор – или смириться перед Богом, или ожесточиться и уйти в ад. В Писании нет выражения «безусловное спасение». Можно говорить о безусловной Божьей любви, но не о безусловном спасении. Два разбойника, распятые слева и справа от Иисуса находились в равных условиях. Но один раскаялся и был спасен, а другой так и ушел в вечность ожесточенным. Бог блюдет свободу выбора. Даже у человека с самой тяжелой судьбой бывают просветы и озарения, и тогда только от него зависит его вечная участь. Простите за небиблейский пример. В спортивной борьбе на ринге присутствует судья. И когда один из борцов проводит болевой прием, судья всегда наготове; он спрашивает поверженного борца: «Сдаешься?» Если человек очень гордый, он будет терпеть, но не сдастся. * Не знаю, были ли подобные случаи в борьбе, но история знает подобные примеры. Например, римлянин Муций Сцевола держал в руке горящие угли, пока его рука не почернела. Не будем оценивать этот поступок. Суть в следующем. Человек своеволен. Бог борется с ним различными способами и постоянно спрашивает: «Сдаешься?» Ответ зависит только от человека. «Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы». «Он (Бог) спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его». (Иов 36: 13, 15)

Многие арминиане (совершенно не поняв Арминия) неверно понимают учение о свободной воле. Эта истина превращается в их устах в гуманистический лозунг. Ударяя себя в грудь, они заявляют: «Я свободен в выборе между адом и раем». Но какое у них есть основание гордится? Кроме того, что мы говорили о непризнанной греховности, хочется спросить таких людей: а кто дал вам эту свободу? Свобода выбора ведь тоже от Бога! Это, между прочим, бьет и по кальвинизму, который утверждает, что наличие свободы выбора дало бы человеку основание хвалиться. Но давайте приведем пример. Если некто спас умирающего от жажды, поднеся к его губам сосуд с водой, может ли спасенный гордиться? Вы представляете, чтобы он мог через время гордо заявить: «Это именно я сделал тогда несколько живительных глотков!»? Или чтобы вытащенный из воды утопающий хвалился: «Как ловко я тогда ухватился за руку спасителя!»? Или: «Как эффективно я возопил о помощи!» Не похоже ли всё это на бред сумасшедшего? Но если мы говорим об отношении человека с Богом, все эти примеры работают только отчасти. Ибо не один из примеров отношений между тварями не может должным образом проиллюстрировать отношения между Богом и творением. В наших примерах именно Бог дает человеку силу сделать глоток, ухватиться за руку спасителя или прокричать: «спасите, погибаю!» Поэтому, когда Писание говорит, что ничего не должно быть от человека, это не означает пассивного бездействия. Это означает отсутствие нашей инициативы (вернее сказать, своеволия) в деле Божьем, а также отсутствие самоупования. Если эти условия соблюдаются, то нет ничего от человека, но исполняется только воля Божья.

Могут возразить, что человек не погибающий, а уже погибший. Не будем много говорить, спросим только: разве нет никакой разницы между находящимся уже в аду, и ещё живущим на земле? Снова вспомните об общем и частном, а также о Божьих авансах.

Итак, как уже было кем-то сформулировано, спасение человека – исключительно милость Божья, погибель – исключительно вина человека. Наконец, вернемся к фразе из 9 гл. Рим. «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Это используют обычно как доказательство отсутствия выбора человека. Но посмотрите внимательно. Человек спорит. Разве это не доказывает того, что Бог наделил его определенной независимостью и свободой? Бог как бы говорит: «Человек, сам факт того, что ты споришь, доказывает, что не Я виновник того состояния, в котором ты сейчас находишься. Ты и сам прекрасно знаешь, что причина твоего беззакония – твое собственное желание». На суде никто не сможет сказать, что у него не было выбора.

«…Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам». (Деян. 13: 46) «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». (Ин. 3: 19) «Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». (2 Послание Фессалоникийцам 2: 12) «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду». (Откр. 22: 14 – 15)

“Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла»” (Притчи 1: 20 - 3).

“...И как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, — так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне” (Исаия 66: 3 - 4).

 

Ты знал, что Я – Творец, но Мне не покорился;

Ты знал, что Я есть Свет, но ты Меня не зрил;

Ты знал, что Я есть Путь, но ты с дороги сбился.

Ты знал, что Я есть Жизнь, но Мною ты не жил.

 

Ты знал, что Мудрость Я – не чтил Моих законов;

Ты знал, что Я всеблаг, но не любил Меня;

Ты знал, что Я богат, но не просил с поклоном;

Ты знал, что вечен Я, но не искал ни дня.

 

 

Я милостив – ты знал, но Мне судьбу не вверил;

Ты знал, что Я велик, но Мне ты не служил;

Что Я могу всё дать, определить, отмерить,

Что Всемогущ, ты знал, но ты Меня не чтил.

 

Так слушай, человек, пылинка во Вселенной –

Впустую дни прожив, не веря, не любя,

Придя к концу земной короткой жизни тленной

В погибели своей не обвиняй Меня!

 

 

Примечания

Стр. 2 Могут возразить следующее: “Не следует понимать избрание примитивно, как будто оно происходит слепо и безвольно. Избранный ко спасению, откликаясь на зов Божий, ищет, идёт и, в конце концов, делает выбор отдаться Господу”. Допустим, что так. Однак, всё равно, не разделяет ли такое учение о предопределении человечество на две категории: имеющие и не имеющие выбора? Допустим, что предызбранные имеют этот выбор. Как насчет остальных? Писание не даёт ни малейшего намёка на подобное разделение человечества.

Стр. 7, 17 Могут возразить, что Бог никого не толкает в ад, Он просто не спасает некоторых людей. А люди сами направляются в ад. Поэтому, якобы, кальвинизм не обвиняет Бога в убийстве. Но он обвиняет. Виновен ли человек в том, что он родился во грехе? Нет. Способен ли сам человек спастись? Согласно с тем же кальвинизмом, нет. Конечно, это не одно и то же: намеренно толкнуть в пропасть и просто не подать руку помощи гибнущему. Однако, даже соответственно с человеческим законодательством, преступлением может быть как действие, так и бездействие. Тот, кто мог спасти, но не спас, - почти убийца. Конечно, нельзя говорить, что Бог обязан протянуть каждому руку помощи. Однако, хоть Бог и не обязан перед нами, Он обязан перед Самим Собой и перед Своей справедливостью и святостью. Будучи благим и справедливым, Господь не может, да и не хочет поступать иначе.

Стр. 19 Кроме того, речь идёт о безопасности христианина. Во всех местах в Писании, где говорится об избрании, речь идёт о неизменном Божьем обетовании. Если Бог избрал человека, Он уже не переменит Своего решения. Это гарантия безопасности для любого истинного христианина, так как эта безопасность основывается не на наших делах, а на Божьем изволении. Надёжнее э



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: