Мастер-класс «Система оценки и развития сотрудников педагогической службы: стимулирование вожатых по системе грейдов»
Разные формы и методы оценки работы вожатых, которые мы использовали ранее, были достаточно субъективными, они не имели точных критериев оценивания. Поэтому перед нами возникла проблема эффективного стимулирования деятельности вожатого и требовалось ее решение. Так, мы пришли к системе грейдов. Адаптировали под свою организацию, для сотрудников, а конкретно – вожатых.
Что такое грейдинг и как мы используем эту систему?
Грейдинг (от англ. grading) — классификация, сортировка, упорядочивание.
Всего существует 5 уровней (номинаций), по которым ведется ранжирование сотрудников (вожатых). Заключая трудовой договор, все они становятся на 1 уровень, вне зависимости от количества отработанных смен и опыта работы (за исключением тех, кто работает в нашем центре не первый год или не первую смену, за которую уже дошел до определенного уровня) – «Вожатый-новичок» с определенным окладом.
На протяжении всей смены, каждый вожатый находится под наблюдением своих коллег, опытных педагогов и заместителя директора. За неделю до окончания смены в наблюдательные листы по факторам выставляются баллы и подчитывается среднее арифметическое.
Если вожатый решил перейти на уровень выше, то ему необходимо проявить свои профессиональные навыки и качества.
«Вожатый-новичок» (первоначальный уровень)
«Я-вожатый» (провести внутриотрядное мероприятие, решить тест по технике безопасности, провести образовательную площадку для детей)
«Вожатый-наставник» (провести мероприятие для детей 4 отрядов (одного корпуса), внутриотрядное мероприятие, придумать и прописать 5 игр на сплочение)
«Вожатый-мастер» (провести мероприятие для детей одной из смен (младшей, средней или старшей), составить свою карту развития, пройти вебинар или курс на профессиональную тему)
«Вожатый-профессионал» (провести общелагерное мероприятие, составить свою карту развития, принять участие в фестивале методических идей в конкурсе сценариев)
После выставления итоговых баллов, с каждым вожатым обсуждается его оценочный лист индивидуально и дается обратная связь.
Какие же факторы и критерии мы определили для оценки?
У нас получились такие факторы:
· выполнение трудовых функций;
· самостоятельность в работе;
· активная деятельность на смене;
· уровень специальных знаний;
· взаимодействие с детьми;
· взаимодействие с коллегами;
· креативность в работе;
· ошибки.
Ваши факторы могут меняться в зависимости от ваших требований, корпоративной культуры и ценностей организации.
Распределение факторов по уровням (ранжирование)
Факторы распределяются по уровням сложности. От точного и понятного описания каждого уровня во многом зависит корректность оценки должности.
Шаг (расстояние между предыдущим и последующим уровнем сложности. Выражается математической величиной, как правило, определяется в процентах или в цифрах. В наведенном примере мы взяли самый простой, но равномерно нарастающий шаг — 1, 2, 3, 4, 5 баллов) между уровнями должен быть одинаковым. Количество самих уровней зависит от того, с какой точностью вы хотите провести оценку. Так, мы взяли для описания факторов шесть уровней сложности. И наименовали их А, В, С, D, E.
Оценка каждого уровня
Каждому уровню присваиваются баллы в зависимости от степени сложности и проявления уровня.
А — 1 балл;(выполняет)
В — 2 балла; (выполняет хорошо, но не включен)
С — 3 балла;(выполняет хорошо и включен в деятельность)
D – 4 балла;(выполняет хорошо и проявляет инициативу)
E – 5 баллов. (выполняет хорошо, проявляет инициативу и активно включен в деятельность)
Оценка веса фактора
Расчеты этого этапа осуществляются в зависимости от степени важности каждого из описанных факторов. Мы взяли значимость фактора по 5-балльной шкале. При подсчете нужно учитывать степень важности по нарастанию баллов от 1 до 5. В зависимости от номинации значимость фактора отлична. «Вожатый-новичок», «Я-вожатый» - 3, «Вожатый-наставник» и «Вожатый-мастер» - 4, а «Вожатый-профессионал» - 5.
Разберем поподробнее.
«Вожатый-новичок», «Я-вожатый»
Факторы | A | B | C | D | E | Значимость фактора по 5-ти бальной шкала | Итоговый балл |
Выполнение трудовых функций | |||||||
Самостоятельность в работе | |||||||
Уровень специальных знаний | |||||||
Активная деятельность на смене | |||||||
Взаимодействие с детьми | |||||||
Взаимодействие с коллегами | |||||||
Креативность в работе | |||||||
Ошибки | |||||||
Суммарный балл |
От 80 баллов – заработная плата 10000,00 руб.
От 100 баллов – заработная плата 11000,00 руб.
«Вожатый-наставник», «Вожатый-мастер»
Факторы | A | B | C | D | E | Значимость фактора по 5-ти бальной шкала | Итоговый балл |
Выполнение трудовых функций | |||||||
Самостоятельность в работе | |||||||
Уровень специальных знаний | |||||||
Активная деятельность на смене | |||||||
Взаимодействие с детьми | |||||||
Взаимодействие с коллегами | |||||||
Креативность в работе | |||||||
Ошибки | |||||||
Суммарный балл |
От 110 баллов – заработная плата 12000,00 руб.
От 130 баллов – заработная плата 13000,00 руб.
«Вожатый-профессионал»
Факторы | A | B | C | D | E | Значимость фактора по 5-ти бальной шкала | Итоговый балл |
Выполнение трудовых функций | |||||||
Самостоятельность в работе | |||||||
Уровень специальных знаний | |||||||
Активная деятельность на смене | |||||||
Взаимодействие с детьми | |||||||
Взаимодействие с коллегами | |||||||
Креативность в работе | |||||||
Ошибки | |||||||
Суммарный балл |
От 140 баллов – заработная плата 14000,00 руб.
От 160 баллов – заработная плата 15000,00 руб.
Подводя итог всего вышесказанного, хочется отметить, что у системы грейдов есть преимущества:
- обеспечение эффективной системы вознаграждений
- обеспечение надлежащего оценивания работников;
- повышение мотивации персонала.
Надеюсь, эта информация была вам полезна, если остались какие-то вопросы, с радостью отвечу на них в комментариях к этом видео.