Особенности рыночных отношений




 

При изучении микроэкономики мы сталкиваемся с необходимостью разобраться в том, какие организационно-экономические связи устанавливаются между всеми домашними хозяйствами и предприятиями. Эти отношения складываются с учетом следующих основных признаков самых малых форм хозяйствования.

Все небольшие предприятия обычно сосредоточиваются па изготовлении какого-то одного вида продукции. В силу такой специализации возникает необходимость обмена между ними нужными видами полезных благ.

В микроэкономике, как известно, господствует частная собственность. Поэтому между владельцами домашних хозяйств и предприятий устанавливаются определенные имущественные отношения. Они отдают друг другу экономические блага не безвозмездно (как, скажем, при вручении подарка), а при условии, что потраченные ресурсы будут полностью возмещены собственнику.

В отношения обмена товарами вступают самостоятельные, экономически независимые физические и юридические лица. Поэтому их сделки являются свободными. Произведенный обмен участники сделки считают обоснованным и справедливым, если переданное друг другу имущество является эквивалентным, равноценным.

Описанные здесь характерные черты рыночных сделок в микроэкономике позволяют им выполнять следующие важные задачи.

Рынок призван соединить сферы товарного производства и потребления благ. Как известно, производство постоянно поставляет па рынок нужные для потребителей полезные вещи. В свою очередь, без рынка товарное производство не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

Рынок выполняет роль главного контролера правильности выполнения товаропроизводителями задач: что, как и для кого созданы блага? Именно на рынке становится ясно: что нужно было создать, как это делать и кому нужна полезная вещь.

Товарное производство экономически заинтересовывает продавцов и покупателей, создавая товарные стоимости. Рынок же проводит, так сказать, экзамен но экономике: для продавцов - доходно или убыточно продавать данные товары, для покупателей - разорительно или выгодно их приобретать?

Материальная заинтересованность членов общества в продаже и купле товаров служит причиной территориального расширения и умножения видов рыночных связей. Последовательное территориальное расширение рыночных отношений привело к образованию трех зон рыночного экономического пространства. Различают местный, национальный и мировой рынок.

Местный рынок - стартовая форма рыночной территории, обычно развивающаяся в пределах села, города. На доиндустриальной стадии производства местные рынки существовали в окружении преобладавшего натурального хозяйства. Из-за недостаточно развитого отраслевого и территориального разделения труда, слабого развития товарного производства местные рынки реализовывали сравнительно небольшой традиционный набор продуктов.

Национальный (внутренний) рынок образовался на индустриальной стадии производства. На этой стадии наряду с развитым товарным производством появились такие транспортные средства, которые соответствовали новым масштабам рыночного пространства. Усовершенствованные транспорт, связь и реклама помогли обеспечить выгодность реализации товаров во всех регионах страны. В итоге местные рынки стали органическими составными частями внутреннего рынка государства. Товары, выпускаемые в массовом масштабе в одном городе, стали продаваться зачастую во всех регионах страны.

В результате мощного развития крупного машинного производства, появления крупного акционерного капитала, углубления международного разделения труда и появления современных средств транспорта и связи получил развитие мировой рынок. Сейчас жители, скажем, Европы хорошо знают товары, создаваемые в США, Японии и многих других странах. Мировой рынок уже давно снабжает вес государства таким сырьем, как нефть, олово, каучук, пшеница, сахар, кофе, чай. Новейшие средства связи позволяют точно знать, что происходит с ценами на товары в разных частях земного шара. Стало возможно заключать торговые сделки, покупать иностранную валюту без того, чтобы продавец и покупатель лично встречались друг с другом. Интернационализация рыночных связей привела к тому, что уровень мировых цен на товары и услуги стал важным ориентиром для хозяйственной деятельности подавляющего числа предпринимателей экономически развитых стран.

Изменения рыночного пространства серьезно затронули не только его количественное, но и качественное состояние. Первоначально местные рынки были в неразвитом - слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию разделения труда в товарном производстве, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое разнообразие продуктов. Но положение решительно изменилось особенно во второй половине XX в. Общественное разделение настолько расширилось и углубилось, что охватило не только современное товарное производство, но и рыночную сферу. В ней возникли крупномасштабные специализированные рынки, которые доводят разнообразные товары до их потребителей.

Система рынков - единая совокупность множества рынков различного назначения.

В системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли:

- рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.);

- рынок средств производства (здесь приобретают оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергию и др.);

- рынок услуг (сюда входят многообразные виды коммунального и бытового обслуживания, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);

- рынок труда (для работодателей и наемных работников);

- рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);

- рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);

- рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);

- рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

- рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысило их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство всей совокупностью субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Все крупные производственные отрасли сильно зависят от специализированного рыночного воздействия. Этим не отрицается вообще значение товарного производства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клетки испытывают воздействие рыночных отношений.

Рыночные сделки различаются по характеру взаимодействия продавцов и покупателей. В связи с этим рынки бывают двух типов:

а) свободными;

б) регулируемыми.

На свободном рынке покупатель может выбирать интересующие его товары из множества предлагаемых ему благ. Потребитель может также отыскать тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходной цене. Продавец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными от продажи деньгами но своему усмотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений выбирать условия торговой сделки.

Между тем определение «свободный рынок» требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого. Свободным такой рынок является для его участников. Кроме того, он свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. Ради истины нужно признать, что такая свобода имеет часто весьма неприглядную сторону. Из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими «правил игры» этот тип рынка получил нелестные названия - «дикий», «нецивилизованный».

Чтобы лучше понять природу свободного рынка, надо иметь в виду, что товарно-рыночное хозяйство таит в себе глубокое противоречие. Ведь товаропроизводитель создает продукт, а продавец сбывает его на рынке как известно, не для себя, а для других людей. При этом покупатель хочет приобрести нужную вещь, в то время как продавец думает о том, как получить больше денег от рыночной сделки.

Подтверждением тому служат некоторые результаты выборочной проверки качества товаров, которую провело Минэкономразвития России.

Задачу разрешить противоречие между интересами продавцов и покупателей взяло на себя государство.

Тип свободного рынка был широко распространен в XV- XIX вв. Но в XX в. возник и стал развиваться новый тип рыночных отношений, который регулируется государством и правом.

Правовое регулирование рынка означает, что для его участников устанавливают единые правила поведения. Правовые органы защищают участников рыночных сделок и наказывают виновных за нарушение правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора средства регулирования рыночных отношений. В соответствии с юридическими законами регулированием занимаются органы государственного контроля и управления: учреждения но санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговые органы; органы финансово-кредитной политики государства.

Регулируемый рынок предполагает применение государственными органами юридических норм, определяющих поведение участников рыночных сделок. Государство и право оказывают па рыночные связи внешнее по отношению к ним воздействие. Наряду с этим рыночные отношения развиваются на основе внутреннего регулирования, особо важную роль в котором играют деньги.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: