Особенности принятия управленческих решений в образовании




Содержание к диссертации

Введение

Теоретические аспекты разработки управленческих решений в образовательных учреждениях

1.1. Содержание рационального процесса принятия управленческих решений 10

1.2. Особенности принятия управленческих решений в образовании. 28

1.3. Информационно - психологические аспекты управленческих решений. 47

Эффективность управленческих решений

2.1. Понятие эффективности решений. 64

2.2. Критерии оценки эффективности управленческих решений. 81

2.3. Показатели и методы оценки экономической эффективности управленческих решений в образовательных учреждениях. 95

Оценка фактической эффективности управленческих решений в образовании

3.1. Оценка эффективности стратегических управленческих решений в образовании. 110

3.2. Оценка эффективности оперативных управленческих решений в образовании.

3.3. Пути повышения эффективности решений в образовании. 130

Заключение

Список использованной

  • Особенности принятия управленческих решений в образовании
  • Критерии оценки эффективности управленческих решений
  • Показатели и методы оценки экономической эффективности управленческих решений в образовательных учреждениях
  • Оценка эффективности стратегических управленческих решений в образовании

Введение к работе

Одним из направлений исследования современной теории и практики управления является теория принятия решений в организации. Процесс управления среди прочих определений понимается как непрерывный процесс принятия решений. В современной отечественной и зарубежной литературе наблюдается значительная сложность и многообразие трактовок понятия «управленческое решение».

Исследования в данной области ведутся в двух направлениях: изучается рациональная (нормативная) теория принятия решений, основным предметом исследования которой являются методы принятия решений в организации и иррациональная (дескриптивная) теория, которая занимается выявлением причин «отхода» от рациональности и вырабатывает способы и рекомендации по устранению данных причин.

Процесс принятия решений рассматривается в обобщенном виде как связующий процесс в управлении, состоящий из вполне определенной последовательности этапов. В литературе практически отсутствует рассмотрение каких - либо отраслевых особенностей данного процесса.

Между тем, специфика каждой отрасли, в том числе и отрасли образования, без сомнений, вносит свои коррективы в основные положения результатов исследований в данной области.

Система образования в настоящее время представляет собой централизованную модель управления, что означает, что большинство полномочий в принятии решений сконцентрировано в Министерствах. Задача государственного ВУЗа или ССУЗа готовить специалистов. Количество и качество специалистов сейчас определяет государство, но в эту сферу государственных решений все больше вторгается рынок, требования которого могут превышать требования Государственных стандартов.

Развитие экономики России по пути рыночных отношений требует от государственного образовательного учреждения соблюдения всех законов

рынка, одним из которых является преодоление конкуренции на рынке
образовательных услуг, что возможно при достижении учебным заведением
определенных конкурентных преимуществ, в частности за счет создания
широкого спектра образовательных услуг, наиболее благоприятных условий
^ труда, поддержания хорошей репутации учебного заведения.

Состояние дел в государственном образовательном учреждении (ГОУ), в том числе и достижение конкурентных преимуществ, во многом определяется эффективностью принимаемых менеджерами управленческих решений.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется коренными переменами в Российском обществе и в системе образования, увеличении степени самостоятельности в принятии управленческих решений менеджерами ГОУ в связи с все большим вторжением в отечественную систему образования рыночных отношений, построенных на законах жесткой конкуренции.

Целью диссертационного исследования является разработка
методических аспектов оценки экономической эффективности управленческих
* решений в государственных образовательных учреждениях и практических

рекомендаций по повышению эффективности управленческих решений.

Цель и логика исследования обусловили постановку следующих задач:

выявить наиболее существенные аспекты осуществления рационального процесса принятия управленческих решений и произвести анализ информационно - психологических аспектов управленческих решений в образовании;

сформулировать понятие «эффективность управленческого решения» с позиций положений нормативной и дескриптивной теории принятия решений, теории управления, с позиции адаптации организации к внешней среде, с позиции управления процессами целеполагания и целедостижения;

разработать комплекс оценки экономической эффективности управленческих решений, включающий систему показателей и этапы оценки экономической эффективности;

рассчитать фактическую эффективность стратегического управленческого решения по организации и введению новой платной образовательной услуги;

выработать направления повышения экономической эффективности управленческих решений в ГОУ и дать рекомендации, позволяющие повысить их эффективность.

Пре дметом исследован ия являются теоретические аспекты разработки управленческих решений и методические аспекты оценки экономической эффективности управленческих решений, принимаемых на всех уровнях управления государственными образовательными учреждениями.

Объектом исслед ования стали государственные образовательные учреждения системы высшего и среднего - профессионального образования г. Омска.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Теоретические аспекты разработки и принятия управленческих решений, в частности характеристика этапов рационального процесса принятия решений, толкование и анализ смысла понятия «управленческое решение» отражены в работах B.C. Диева, В.А. Абчука, М. Альберта, М. Мескона, Ф. Хедоури, Х.С. Фатхутдинова, П.В. Шереметова. Б.Г. Литвака и многих других.

Анализ информационных и психологических аспектов разработки управленческих решений приводится в работах П.И. Красникова, К.Э. Шеннона, Р.Л. Стратоновича, Н. Винера, Ю.А. Шрейдера, А.В. Карпова, Ю.Н. Козелецкого, Д. Линдсей, Б.Ф. Ломова, Р.Л. Кричевского, В.Н. Цыгичко и других.

Различные подходы к определению понятия эффективности управленческих решений, эффективности управления, управленческого труда, управления образованием, а также анализ методических аспектов оценки эффективности применительно к перечисленным объектам изложены в работах

Г.П. Соляника, В.А. Балабана, А.И. Абалкина, И.Е. Рисина, В.И. Олигина -Нестерова, A.M. Омарова, А. П. Алексеева, В.М. Пигалова, А.И. Ковалева, В.Д. Рудашевского, Р.Г. Мирзоева, А.В Тихомировой, Н.Г Чумаченко, Г.Г.Азгальдова, Н.В.Амбросова, Н.А. Аминова, С.А. Белановского и других.

Инф о рмац ионну ю базу ис следования наряду с монографической и периодической литературой отечественных и зарубежных авторов составили законы и законодательные акты, принятые в образовании, в том числе Закон об образовании, Национальная Доктрина в образовании, Положения о предметно -цикловых комиссиях, о Совете учебных заведений и т.д.

Были использованы локальные нормативные документы: Устав ГОУ, локальные нормативные акты ГОУ, годовые отчеты учебных заведений перед отраслевыми Министерствами и бухгалтерская отчетность.

Самостоятельной методологической основой диссертации стали

исследования, проведенные автором с 1996 по 2000 г.г. с использованием анализа документов практической деятельности ряда Омских государственных учебных заведений (Омский автотранспортный техникум, Омский авиационный техникум, Сибирская государственная автомобильно - дорожная академия, Омский государственный педагогический университет), а также самостоятельно разработанных анкет.

Научная новизна диссертации заключается в том, что, несмотря на имеющиеся разработки в области исследования эффективности управления, эффективности управленческого труда, эффективности управления образованием, категория эффективности именно управленческих решений в настоящий момент в достаточной степени не рассматривалась. Более того, новой является постановка проблемы повышения эффективности, а также отраслевая направленность исследования.

Научная новизна диссертации реализуется в следующих научных результатах, полученных в ходе исследования:

- уточнено понятие «управленческое решение», сформулировано понятие «эффективность управленческого решения», выявлены

наиболее существенные аспекты осуществления рационального процесса принятия решений и представлена характеристика составляющих формулы эффективности;

выявлены и систематизированы отраслевые особенности процесса принятия решений в образовании, проведен анализ состава и содержания объектов принятия управленческих решений в ГОУ и обозначены сферы, в которых сосредоточен основной спектр проблем;

выделен ряд факторов, определяющих информационные и психологические процессы при принятии решений;

разработана общая схема оценки эффективности управленческих решений в ГОУ, и предложена методика оценки эффективности, основанная на проверке соблюдения принципов эффективности, выявлении системы показателей, затрагивающих внутренний и внешний аспекты эффективности и нахождении обобщающего показателя;

предложены основные направления повышения эффективности управленческих решений в образовании и даны рекомендации по повышению эффективности управленческих решений.

Тео ретическая и пр актичес кая значимость результатов исслед ования заключается в том, что оно доведено до конкретных выводов, рекомендаций, предложений, которые могут быть использованы руководителями всех уровней управления государственными образовательными учреждениями при принятии управленческих решений.

Апробаци я методики проведена на примере управленческого решения, фактически принятого и реализованного в 1997 - 2000 г.г. в Омском автотранспортном техникуме.

Основные результаты исследования были доложены на совместной Российско - германской научно - практической конференции в Омском государственном педагогическом университете, а также на конференции по

информационным технологиям в управлении в Омском автотранспортном техникуме в 1998-2000 г.г., а также отражены в ряде научных публикаций.

Ряд положений и выводов, содержащихся в исследовании, использовался автором в учебном процессе ОмГПУ при чтении лекций по курсам: «Основы менеджмента», «Разработка управленческих решений»

Материал диссертации распределен следующим образом.

В первой главе рассматривается содержание рационального процесса принятия управленческого решения, отмечается универсальность технологического рационального процесса принятия решений, приводятся наиболее существенные аспекты осуществления рационального процесса принятия решений и выделяются особенности принятия решений в образовательных учреждениях. Значительная роль информационных процессов в структуре организации, а также присутствие в составе основных технологических процессов и в контуре управления активного элемента -человека относятся к специфике деятельности образовательных учреждений. В связи с этим проводится анализ информационно - психологических аспектов управленческих решений в образовании, в результате которого выделяется ряд факторов, влияющих на информационные и психологические процессы при принятии решений.

Во второй главе дается понятие «эффективность управленческого решения» с позиции существующих подходов; формулируются принципы эффективности управленческих решений; определяются условия, необходимые для получения эффекта управленческого решения; обозначаются основные составляющие категории эффективности управленческого решения и предлагаются этапы оценки эффективности управленческих решений; приводится общая схема оценки эффективности управленческих решений в Государственных образовательных учреждениях.

Проводится анализ критериев оценки эффективности управленческих решений и разрабатывается система показателей для оценки эффективности управленческих решений.

В третье й главе проводится апробация предложенной методики оценки эффективности управленческих решений на примере стратегического управленческого решения о введении нового направления образовательной деятельности, принятого в Омском Автотранспортном техникуме, рассматривается эффективность оперативных управленческих решений, касающихся организации учебного процесса, определяется сущность и основные направления повышения эффективности управленческих решений в образовании.

Основные положения диссертационной работы являются практически значимыми и могут быть использованы в учебном процессе в преподавании дисциплин «Менеджмент», «Разработка управленческих решений», а также могут быть использованы в практическом управлении образовательными структурами.

Сформирован понятийный аппарат исследования, разработан библиографический список, состоящий из 154 наименований.

Особенности принятия управленческих решений в образовании

Процесс принятия решений в образовательных учреждениях имеет ряд отличительных особенностей, определенных спецификой отрасли образования. Прежде всего заметим, что речь в данном исследовании будет идти о государственных образовательных учреждениях системы средне-профессионального и высшего образования.

Система образования в настоящее время представляет собой централизованную модель управления и в ней все ярче проявляется степень государственного воздействия на происходящие процессы. Отечественные образовательные системы являются в большей степени централизованными, чем децентрализованными, что означает, что, как правило, большинство полномочий в принятии решений сконцентрировано в Министерствах. В контексте изучения вопросов эффективности принятия решений в образовательных учреждениях это означает, что учебные заведения относятся к классу целеориентированных систем, то есть имеют нечетко сформулированные цели, заданные надсистемой, которые могут в определенных пределах изменяться самой организацией. [62]

Отнесение учебных заведений к классу целеориентированных систем социальной деятельности предполагает заданное рациональное поведение субъектов, необходимое и достаточное для достижения поставленных целей. В плане принятия управленческих решений о выборе целей учебных заведений и средств их достижения задачи менеджеров значительно, с одной стороны, упрощаются. С другой стороны, целевая ориентация проявляется в поточном производстве, в котором студент становится безликим объектом. Для повышения эффективности деятельности учебного заведения, на наш взгляд, их нужно представлять не как целеориентированные системы, а как ценностно-ориентированные, в которых: - для студента важен не только результат, но и процесс обучения;

- преобладают педагогические технологии, то есть не просто передача знаний, а совместное обсуждение, доказательство, обоснование;

- развита активность, самостоятельность, инициативность студентов и педагогов, присутствует гармония коллективной учебной деятельности с личностными механизмами творчества.

Представление учебных заведений как ценностно-ориентированных систем не нарушает основных принципов функционирования целеориентированных систем, а вносит, на наш взгляд, элемент творческого подхода к формированию организационной культуры образовательных учреждений и усиливает роль критерия воспитательной ценности управленческих решений, принимаемых в образовательных учреждениях на всех уровнях управления, а также выделяет ведущую роль современных педагогических технологий в структуре процесса управления.

Основополагающая роль государства в управлении образовательными учреждениями в настоящее время закреплена в проекте Национальной Доктрины образования как основополагающем государственном документе, утверждаемым федеральным законом и устанавливающим государственный приоритет образования в государственной политике, а также основные направления развития образования на 2000-2025 годах. Национальная Доктрина определяет цели воспитания и обучения на ближайшие 25 лет, пути достижения поставленных целей, а также ожидаемые результаты. Стратегические цели тесно увязаны с проблемами развития российского общества. Образование признается сферой наращивания человеческого капитала (духовности, способностей, трудолюбия, знаний, умений, навыков); сферой занятости населения; сферой прибыльности долгосрочных инвестиций. Государство берет на себя ответственность за настоящее и будущее образования, а следовательно, и принимает управленческие решения.

Государственные цели и задачи в сфере образования являются ориентирами для учебных заведений. [1] На современном этапе основными целями и задачами, которые отражены в проекте Национальной Доктрины, являются:

- обеспечение преемственности поколений (сохранение национальной культуры);

- воспитание патриотов России;

- формирование навыков самообразования и самореализации личности;

- обновление систематического содержания образования (современные технологии);

- непрерывность образования в течение всей жизни;

- вариативность образовательных программ, индивидуализация образования;

- развитие дистанционного обучения;

- академическая мобильность обучающихся;

- участие педагогических работников в научной деятельности;

- экономическое воспитание.

На наш взгляд, целесообразно будет выделить те объекты в образовательных учреждениях, по которым решения принимает исключительно государство, по которым государство дает рекомендации в принятии решений и, наконец, те, принятие решений в которых является прерогативой самого учебного заведения и сферой компетенции менеджера. Для более систематизированного представления классификации описанных объектов представим ее в следующем виде (оговоримся, что перечень объектов не является исчерпывающим).

 

6. Организационная культура как фактор развития ОУ. Способы диагностики организационной культуры.

й понятия «организационная культура». Имеются как узкие, так и широкие толкования того, что же представляет собой культура органи- зации. Мы приведем некоторые из них. О. С. Виханский, А. И. Наумов понимают организационную культуру как «набор наиболее важных предположений, принимаемых чле- нами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий» [6: 421]. Е. Шейн дает следующее определение: «Организационная куль- тура есть набор приемов и правил решения проблемы внешней адапта- ции и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. Эти прави- ла и приемы представляют собой отправной момент в выборе сотруд- никами приемлемого способа действия, анализа и принятия решений. Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные» [15: 338]. М. И. Магура придерживается такого определения: «Организаци- онная культура – это система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые являются теми неписаными правилами, опреде- ляющими, как должны работать и вести себя люди в данной организа- ции» [12: 24]. По мнению К. М. Ушакова, «организационная культура – набор представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор при- вычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем, сознательно и бессознательно разделяемых большинством членов организации» [27: 21]. Как видим, единой точки зрения на понятие «организационная куль- тура» пока не существует, да и вряд ли это возможно, так как оно «вби- рает» в себя много составляющих, которые влияют друг на друга и вы- делить которые весьма затруднительно. На наш взгляд, более полным является определение, приведенное в энциклопедическом словаре: «Культура организации – свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее мис- сией и стратегией ее развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей данной организации, разделяемых боль- шинством работников» [20: 148]. Организационная культура присуща любой организации независи- мо от числа работников и сферы деятельности, носителями ее являются люди. Для того, чтобы можно было анализировать понятие «организа- ционная культура» и выяснить его содержание, необходимо определить его структуру. Так, Е. Шейн выделяет 3 уровня в структуре организа- ционной культуры [6: 423]. Первый – «поверхностный» (все то, что можно ощущать и воспри- нимать через пять чувств человека). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда можно расшифровать и интерпретиро- вать в терминах оргкультуры. Этот уровень включает миссию организа- ции (предназначение), историю организации, наблюдаемое поведение (нормы и правила), культуру власти, личность руководителя, стили его управления, традици, ритуалы, обряды, мифологию организации: геро- ев, язык, лозунги. Второй – «подповерхностный» уровень. Он включает в себя цен- ности (общечеловеческие и профессиональные), моральные нормы и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от же- лания людей. Третий – «глубинный» уровень – включает базовые предположе- ния, которые трудно осознать даже самим членам организации без спе- циального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принима- емые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринимать атрибуты, характеризующие организационную культуру. Данные составляющие играют большую роль в определении харак- тера культуры в конкретной организации. В организациях можно выделить доминирующие культуры и субкуль- туры [13: 66]. Доминирующая культура выражает основные ценности, принимаемые большинством членов организации. Это макроподход к культуре, содержащий отличительную характеристику организации. Субкультуры получают развитие в крупных организациях и отра- жают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, или опыт их разрешения. Любая группа в организации может создать субкультуру, однако большей частью они определяются доминирующей культурой. Необходимо также различать сильную и слабую культуры [13: 67]. Сильная культура характеризуется главными ценностями организации, которые интенсивно поддерживаются, четко определены и широко рас- 8 9 пространяются. Чем больше членов признают степень их важности и привержены им, тем сильнее культура. Молодые организации или орга- низации, характеризующиеся постоянной сменой мнений среди членов, имеют слабую культуру. Их члены не имеют достаточного совместного опыта для формирования общепринятых ценностей. О. С. Виханский и А. И. Наумов выделяют два типа организацион- ных культур: субъективную и объективную [6: 424]. Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностя- ми, нормами и ролями. Сюда включают ряд элементов «символики»: героев организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, обря- ды и ритуалы, язык общения и лозунги. Этот тип оргкультуры служит основой формирования управленческой культуры, то есть стилей руко- водства и в целом поведения руководителей. Это создает различия меж- ду схожими на вид оргкультурами. Объективная организационная культура обычно связана с физи- ческим окружением, создаваемым в организации: само здание и его ди- зайн, место расположения, оборудование и мебель, кафетерий, комна- ты. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых при- держивается организация. На формирование того или иного типа организационной культуры оказывают влияние многие факторы: технология производства, размер организации, характер решаемых задач, особенности конкурентной борьбы и т. п. В современной литературе получили довольно широкое распрост- ранение различные типологии организационных культур, например, типологии С. Иошимури, У. Ноймана; Р. Блейка и Ж. Мутон; И. Оучи [15: 347], которые довольно далеки от сложившихся в настоящее время условий в России. Более предпочтительной для нас может быть типоло- гия культуры С. Ханди [15: 351], которая базируется на распределении власти и связанных с нею ценностных ориентаций личности, обуслав- ливающих специфический характер отношений индивида и организа- ции, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах эволюции. Несколько иной подход в исследовании организационной культуры учреждений был использован Г. Хофстеде [10: 24; 7: 72; 4]. Опросив более 160 тыс. менеджеров и сотрудников организаций в 60 странах мира об удовлетворенности своим трудом, коллегами, руководством, он вы- яснил, что большинство различий в рабочих ценностях и отношениях объясняются национальной культурой, а также зависят от места в орга- низации, от профессии, возраста и пола. Суммируя наиболее важные различия, Г. Хофстеде положил в основу диагностики оргкультуры 4 ос- новные характеристики. Дистанция власти представляет собой различия между способ- ностью руководителя определять поведение подчиненных и способнос- тью подчиненных влиять на поведение руководителя. Иными словами, при большой дистанции власти руководитель однозначно воспринима- ется подчиненными как лидер и его решения не обсуждаются, а прини- маются как само собой разумеющиеся. При малой же дистанции власти грань между подчиненными и руководителем существует чисто номи- нально, реально же все чувствуют себя как бы равноправными. Стремление к избежанию неопределенности – данный параметр определяет, каким образом чувствует себя человек или группа в ситуа- ции неопределенности. В культурах с высоким индексом неопределен- ности люди ощущают потребность в ясности и порядке, неопределен- ные ситуации вызывают беспокойство. Сотрудники убеждены, что пра- вила не должны нарушаться даже в интересах организации, кроме того, они планируют работать долго, вплоть до ухода на пенсию. В культурах с низким индексом неопределенности изменения принимаются более легко, каждому позволяется быть таким, какой он есть, сотрудники рас- считывают часто менять место работы. Индивидуализм – коллективизм – уровень, на котором в организа- ции регулируется поведение индивидов и их отношение к коллегам. Этот параметр объясняет, каким образом человек в данной культуре действу- ет и принимает решения: исходя из собственных интересов (индивиду- ализм) или исходя из интересов группы (коллективизм). Мужественность – женственность – параметр описывает привер- женность культуры мужскому или женскому стереотипу поведения. В муж- ской культуре приоритетной является достижительная мотивация, одоб- ряется решительность, стремление к риску, к новизне, к материальному успеху, к обучению. Женская культура пронизана заботой о слабом, взаи- мовыручкой и помощью, в ней существует стремление к стабильному положению, безопасности и к качеству жизни, сохраняются традиции. Таким образом, все четыре параметра организационной культуры находятся в тесном взаимодействии и на основе их сочетания можно установить такие важные характеристики, как стиль управления, воз- можности возникновения конфликтов. 10 11 В последнее десятилетие стали систематически появляться публика- ции по организационной культуре образовательных учреждений, в основ- ном школ. Здесь, в первую очередь, следует отметить работы К. М. Ушако- ва [21–28], который: 1) одним из первых обратил внимание на проблему организационной культуры в сфере образования; 2) глубоко анализиру- ет это понятие применительно к современному состоянию нашей шко- лы; 3) дает рекомендации по анализу сложившейся оргкультуры (напри- мер, уровневая модель оценки); 4) работает в направлении адаптации зарубежных типологий к современным российским условиям, в частно- сти, к образовательным учреждениям. Вышеотмеченные аргументы показались нам весьма убедительны- ми, и поэтому мы избрали адаптированную К. М. Ушаковым типологию С. Ханди при диагностике сложившихся организационных культур об- разовательных учреждений. Выделяются следующие типы культур: ролевая; ориентированная на власть и силу (культура «Ордена»); ори- ентированная на деятельность (командная); ориентированная на людей (индивидуальности) [26: 58]. По мнению К. М. Ушакова, организационную культуру школы оп- ределяют, во-первых, факторы внеорганизационные, такие как: нацио- нальные особенности, традиции, экономические реалии, господству- ющая культура в окружающей среде; во-вторых, внутриорганизацион- ные, такие как: личность руководителя, миссия, цели и задачи организации, квалификация, образование, общий уровень педагогов [27: 66]. Понимание организационной культуры своей школы дает педаго- гам возможность увидеть, чем реально отличается одна школа от дру- гой, на чем базируется уникальность организации. Из практики хорошо известно, что если даже формальная структура организации, правовые основания деятельности двух соседних школ одинаковы или весьма по- хожи, то, тем не менее, они сильно отличаются одна от другой. Для более успешного анализа ситуации в школьной организации рассмотрим подробнее каждый тип организационной культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь