Даты жизни и творчества
Дата | Событие | Творчество |
И. С. Бах родился в Эйзенахе. | Первые уроки игры на скрипке Бах получил от отца. Также маленький Иоганн пел в хоре. | |
В 10 лет И. С. Бах остался сиротой. Его воспитывал старший брат, служивший органистом в Ордруфе. | ||
Маленький Бах занимается самообразованием. | У брата Баха была огромная нотная библиотека. По ночам тайком Иоганн переписывает тетрадь с произведениями прославленных композиторов. | |
Бах начал самостоятельную жизнь в Люнебурге. | ||
Закончил гимназию. | Стремление к новым знаниям, к личному самосовершенствованию, личные знакомства с композиторами. | |
Бах служит придворным музыкантом и городским органистом в Веймаре. | Созданы лучшие органные сочинения: Токката и фуга ре минор, Пассакалия до минор. | |
Бах с семьей переехал в Кётен. Служит при дворе принца Кётенского. | Пишет клавирную и оркестровую музыку: двухголосные и трехголосные инвенции, симфонии, 24 прелюдии и фуги, составившие 2 тома «Хорошо Темперированного клавира» («ХТК»). | |
Бах переехал в Лейпциг, служит руководителем хора (кантором). | Написана большая часть кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Итальянский концерт», 2 том «ХТК». | |
Бах умирает от неудачной операции на глаза. В последние годы жизни принимает участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. | Пишет много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера. |
Указатель имён к биографии И.С.Баха
Бах Иоганн Кристоф — 1641 г. рождения — брат И.С. В детстве обучался у отца (скрипка, клавесин). В юности занимался у знаменитого органиста Пахельбеля. С 19-ти лет занял самостоятельное место церковного органиста в г. Ордруффе. В 1695 г. принял в семью осиротевшего брата И.С. и обеспечивал его общее и музыкальное образование. Отношение его с Иоганном Себастьяном были сложными, т.к. он оказался не способным понять степень одарённости младшего брата и тормозил его развитие, что приводило к конфликтам (случай с тайным списыванием нот).
Бах Вильгельм Фридеман (1710-1784) — старший сын и ученик И.С. Баха, композитор и органист, был широко известен уже при жизни.
Бах Карл Филипп Эмануэль (1714-1788) — второй сын и ученик И.С. Изучал юриспруденцию, был придворным музыкантом у короля Фридриха II (получил прозвище Баха «берлинского»). Был известен и как композитор, и как клавесинист.
Бах Иоганн Кристоф Фридрих (1723-1795) — четвёртый сын и ученик Баха. Был клавесинистом и композитором, хотя в известности братьям уступал.
Бах Иоганн Христиан (1735-1782) — младший сын и ученик И.С. Баха. Был известен как композитор и пианист. Принято было называть его «миланским» (т.к. он был на службе в Милане — органист Миланского собора с1760 по 1762 гг., занимался в Болонье с падре Мартини) и «лондонским» (т.к. был на придворной службе в Лондоне у короля Великобритании с 1762 по 1782 гг, именно там встречался и творчески общался с юным Моцартом). И.Х.Бах — автор 11 опер, 50 симфоний, 37 концертов, фортепианных сонат и т.д.
Букстехуде (1637-9.V.1707, г. Любек) — известный немецкий органист. С 1668 г. служил в Любеке. С 1673 г. организовал регулярные вечерние концерты по воскресеньям. Прославился как эмоциональный, яркий импровизатор с богатой фантазией. В своём исполнении сочетал строгость полифонических приёмов с концертной яркостью. Ему в равной степени удавались образы и лирические, и драматические. Общение с ним молодого И.С. Баха было для последнего своеобразной школой мастерства.
Пахелъбелъ (1653-1706) — известный немецкий органист. С 1677 по 1678 гг. жил в Эйзенахе, был дружен с отцом И.С. и учил его старшего брата Иоганна Кристофа.
Луи Маршан (1669-1732) — известный французский музыкант: композитор, исполнитель-виртуоз на клавесине, органе. Был органистом в соборах Парижа, а с 1706 по 1716 гг. органистом королевской капеллы в Версале. В 1717 г. встречался с И.С. Бахом в Дрездене.
Произведения:
• «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Магнификат»;
• Месса си минор («Высокая месса»);
• 199 кантат, среди них: «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»;
• Бранденбургские концерты;
• увертюры-сюиты;
• концерты для инструментов с оркестром: для скрипки, для клавесина;
• камерные ансамбли;
• сочинения для органа;
• концерты;
• прелюдии, фуги;
• фантазии, токкаты с фугами;
• хоралы, хоральные вариации;
• сочинения для клавесина: двухголосные инвенции, трёхголосные симфонии-инвенции, «Каприччио на отъезд возлюбленного брата», Хроматическая фантазия и фуга, французские сюиты, английские сюиты, «Хорошо темперированный клавир», партиты;
• «Итальянский концерт»;
• Две нотные тетради Анны Магдалены Бах;
• «Искусство фуги» (1749-1750);
• сонаты и партиты для скрипки соло, сонаты для виолончели соло;
• арии, каноны.
Ø И. Гайдн
Даты жизни и творчества
Дата | Событие | Творчество |
Родился в деревне Рорау, близ столицы Австрии – Вены. | Отец Гайдна любил музыку. Все дети были музыкальные, обладали музыкальным слухом, чувством ритма и голосом. | |
Попадает в церковный хор города Хайнбург, затем в хоровую капеллу при кафедральном соборе Св. Стефана в Вене. | Пение в хоре, развитие музыкальных способностей, игра на скрипке и клавикорде. Гайдну поручают пение трудных сольных партий. | |
1747-1749 | Покидает церковный хор, берется за любую работу музыканта. Поступает аккомпаниатором к итальянскому композитору и певцу Н. Порпора. | Написаны первые крупные произведения, опера «Хромой бес» («Асмодей»), квартеты и симфонии. Учится композиции. |
Приглашён венским князем Эстергази руководить капеллой. Мастерство Й. Гайдна достигает совершенства. Имя композитора широко известно за пределами родины – в Англии, Франции, России. Происходит встреча с Моцартом. | Пишет оперы, симфонии: «Медведь», «Детская», «Школьный учитель». Пишет «Прощальную симфонию». Написано много произведений для оркестра. | |
Умирает старый князь Эстергази, капеллу распускают. Гайдну назначают пенсию. Композитор едет с концертами в Англию, знакомится с Бетховеном, занимается с ним композицией. | Концерты проходят с триумфальным успехом. Массовое признание музыки Й. Гайдна. Университет в Оксфорде избирает его своим почетным членом. Пишет 12 «Лондонских симфоний», 2 оратории «Сотворение мира», Времена года». | |
Гайдн умер, похоронен в Вене. |
Указатель имён к биографии И. Гайдна
Гендель Георг Фридрих (1685 Галле — 1759 Лондон) — немецкий композитор, большую часть (около 50-ти лет) прожил в Англии. Тяготел к светской музыке. С 1703 по 1706 гг. был связан с оперным театром в Гамбурге. С 1706 по 1710 гг. в известных оперных театрах Италии (в Риме, Неаполе, Флоренции) завоевал славу первоклассного оперного композитора. С 1710 по 1759 гг. жизнь и творчество связано с Лондоном, где он был придворным композитором, возглавлял Королевскую музыкальную академию (оперное предприятие). Известность Генделю, кроме опер и концертов, принесли оратории, в частности, «Иуда Маккавей», «Мессия», «Самсон». Они сделали его национальным композитором и национальным героем Англии.
Морцина — чешский граф, в имении которого около 2-х лет работал Гайдн. Он руководил капеллой и создал первые свои симфонии.
Порпора Никола Антонио (1686-1768) — итальянский композитор, капельмейстер и вокальный педагог. Родился и умер в Неаполе. С 1726 по 1760 гг. жил и работал в Венеции, Вене, Лондоне, Дрездене. С 1753 по 1756 гг. у него лакеем и аккомпаниатором служил Гайдн. Истинная цель службы Гайдна — возможность получать уроки композиции. Литературный портрет П. дан в романе Ж.Санд «Консуэло». Порпора — автор около 50-ти опер, 9-ти ораторий, кантат, концертов, арий, сольфеджио.
Эстергази (Эстерхази) — семья венгерских меценатов и музыкантов.
Пал Э. (1635-1713) — композитор и вирджиналист (разновидность клавишного инструмента). Содержал вокально-инструментальную капеллу. При нём дворец в Эйзенштадте стал культурным центром Австро-Венгрии.
Пал Антал Э. (1711-1762) — скрипач и виолончелист. В 1761 г. он пригласил на службу Гайдна.
Миклош Э. (1714-1790) — владелец имения и капеллы с 1762 г. С 1762 по 1777 гг. было построено новое имение: дворец по типу Версальского с театром на 400 мест. В 1766 г. капелла переехала в имение «Эстерхаза». С 1777 г. капелла получила европейскую известность.
Антал, сын Миклоша Э. (1738-1794) — распустил капеллу и оперную труппу, назначив Гайдну пожизненную пенсию.
Миклош, сын Антала Э. (1765-1833) — восстановил капеллу в Эй-зенштадте. Для него Гайдн написал 6 месс, Бетховен — мессу C-dur. У него в разное время работали: Гуммель (ф-но), Шуберт, отец Ф. Листа Адам Лист (он служил смотрителем овчарни у Э., играл на многих музыкальных инструментах, пел, сочинял. Лучше других инструментов владел виолончелью).
Основные сочинения
Композитор оставил богатое творческое наследие:
• 24 оперы;
• оратории: «Сотворение мира», «Времена года»;
• 14 месс;
• кантаты;
• хоровые произведения;
• 104 симфонии, в том числе: № 6 «Утро», № 7 «Полдень», № 22 «Философ», № 44 «Траурная», № 45 «Прощальная», № 82 «Медведь», № 83 «Курица», № 94 «С ударом в литавры, или Сюрприз», № 100 «Военная», № 101 «Часы»;
• 16 увертюр;
• более 60 концертов для различных инструментов с оркестром;
• 60 дивертисментов для разных составов;
• 83 струнных квартета;
• 21 трио;
• более 50 сонат для клавира;
• квартеты, терцеты (трио), дуэты, песни, обработки народных песен.
Ø В. А. Моцарт
Даты жизни и творчества
Дата | Событие | Творчество |
Родился в старинном городе Зальцбурге, в семье музыканта. | Отец В. А. Моцарта был образованным и серьезным музыкантом, служившим при дворе князя, играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку и был прекрасным педагогом. | |
1759-1760 | Ребенок находит на клавесине консонирующие (благозвучные) интервалы, повторяет за сестрой маленькие пьесы. | Занимается с отцом. Пытается сочинить концерт для клавесина. |
1762-1765 | Исполняет сложные виртуозные произведения. Первое концертное путешествие: Мюнхен, Вена, Париж, Лондон, Амстердам, Женева, Гаага. | Овладел игрой на скрипке и органе. Поездка по Европе превратилась в триумфальное шествие. |
Пишет в Париже свои первые сонаты для скрипки с клавиром, симфонии. | Усиленные занятия композицией, работа над концертными программами. Вольфганг занимается историей, географией, рисованием, арифметикой, изучает иностранные языки: французский, английский, латинский, итальянский. | |
Выполняет заказы Венского оперного театра. | Пишет комическую оперу «Мнимая простушка». | |
1769-1771 | Посещение Италии: Рим, Милан, Неаполь, Венеция, Флоренция и др. | Концерты проходят с блестящим, потрясающим успехом. Моцарт выступает как клавесинист-виртуоз, аккомпаниатор, скрипач, органист, дирижер, певец-импровизатор. |
Заказы Миланского оперного театра. Пишет несколько опер. | Пишет оперы «Митридат — царь Понтийский», «Луций Сулла» и другие произведения. Поет в Риме в Сикстинской капелле. Занимается с известным итальянским теоретиком и композитором Падре Мартини. | |
Моцарт возвращается в родной город. Умирает старый князь. | Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо назначает Моцарта дирижером своего оркестра. | |
Моцарт едет с матерью в Париж. Унизительное положение музыканта-слуги. Моцарт подает прошение об отставке. Ему отказывают, болезнь композитора. | Были написаны 5 замечательных сонат для клавира. В Мюнхене с блестящим успехом идет новая опера «Идоменей, царь Крита». | |
1781-1785 | Моцарт поселился в Вене. | Годы наивысшего расцвета таланта композитора. Пишет комическую оперу «Похищение из Сераля». Еще большего мастерства достиг Моцарт в трех операх: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебна флейта». |
1786-1788 | Знакомство с Гайдном. Моцарта называют первым виртуозом своего времени, знакомство с пианофорте работы А штейна. Моцарт женится на Констанце Вебер. Непонятый при дворе императора, он получает мизерную плату, живет в большой нужде. | Написал три последние, лучшие симфонии, шесть квартетов, посвященных Й. Гайдну, сонаты, концерты, трио. |
1790-1791 | Моцарт пишет «Реквием». Композитор умирает в бедности, похоронен в общей могиле для бедняков. |