Количественные методы - это методы, применяемые в социологическом исследовании с целью проверки заранее выдвинутых гипотез с использованием формализованных методов и измерительных процедур.
Качественные методы - это методы, применяемые в социологии для глубокого понимания и объяснения социальных явлений, где объектом изучения являются люди в конкретных жизненных ситуациях при повседневном взаимодействии.
Сопоставление количественных и качественных методов:
· Предназначение:
Количественные: макросоциологическое исследование.
Качественные: микросоциологическое исследование.
· Цель применения:
Количественные: объяснение причин изучаемого явления.
Качественные: понимание изучаемого явления.
· Исследовательские задачи:
Количественные:
- изменение параметров явления;
- установление взаимосвязи между этими параметрами.
Качественные:
- выявление общей картины явления;
- интерпретация явления.
· Позиция исследователя:
Количественные: сторонний наблюдатель.
Качественные: сочувствующий участник.
· Центр внимания исследования:
Количественные: социальные структуры и институты, общие социальные процессы, объективные факторы.
Качественные: в центре внимания является сам человек, особенные частные процессы и субъективные факторы.
· Гипотезы формируются:
Количественные: заранее есть.
Качественные: по мере овладения данными.
· Логика анализа:
Количественные: дедуктивная.
Качественные: индукция.
· Данные исследования представлены в виде:
Количественные: статистических показателей и индексов.
Качественные: различных высказываний, документов, дискуссий.
· Стиль исследования:
Количественные: жесткий холодный.
Качественные: мягкий теплый.
Более подробный сравнительный анализ количественных и качественных методов представлен ниже:
Методологические различия количественного и качественного подходов
Количественный подход | Качественный подход |
Теоретико-методологическая база | |
Реализм. Достоверное, объективное знание. Описание логических связей между отдельными параметрами. | Феноменология. Релятивизм. Описание общей картины события или явления. |
Фокус анализа | |
Общее, генеральное, макроанализ. Классификация путем отождествления событий, случаев. В центре внимания структуры; внешнее, объективное. | Особенное, частное, микроанализ. Описание событий, случаев. В центре внимания человек; внутреннее, субъективное. |
Единицы анализа | |
Факты, события. | Субъективные значения, чувства. |
Исследовательские цели, задачи | |
Дать причинное объяснение. Измерить взаимосвязи. | Интерпретировать, понять наблюдаемое, концептуализировать. |
Стиль | |
Жесткий, холодный. Систематизация. | Мягкий, теплый. Воображение, представление о… |
Валидность (надежность) | |
Достоверное повторение установленных связей. | Реальное насыщение информации |
Логика анализа | |
Дедуктивная: от абстракций — к фактам путем операционализации понятий. | Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. — к концепциям. |
Заключение
Между двумя группами методов нет непреодолимых границ. Некоторые методы эмпирического социологического исследования используются как в количественных, так и в качественных подходах. К числу таких методов относятся:
- интервью, которое бывает формализованным (количественным) и свободным, или углубленным (качественным);
- наблюдение, подразделяется на невключенное структурированное (количественное) и включенное бесструктурное (качественное);
- анализ документов, количественными разновидностями которого являются статистический, информативно-целевой и контент-анализ; качественными разновидностями – углубленный (стилистический) и метод изучения человеческих документов.
В некоторых исследованиях ученые прибегают к параллельному, либо к последовательному использованию качественного и количественного подходов.
Подводя итоги можно сказать, что каждый из рассмотренных методов получения первичной информации имеет свои достоинства и недостатки. И использование того или иного метода зависит, прежде всего, от специфических особенностей объекта исследования.
Таким образом, можно сказать, что каждый социолог, перед тем как начать сбор первичной информации, должен, во-первых, определится с объектом исследования, во-вторых, с его целями и задачами, в-третьих, знать особенности психологии людей (невербального поведения).
Список использованной литературы.
· https://studme.org
· https://ru.wikipedia.org
· Кравченко, А. И. Социология. Учебник. — М., 2001.